Воспитание общечеловеческих норм нравственности в начальной школе

Разделы: Работа с родителями


В практической работе по нравственному воспитанию нужно видеть прежде всего формирование идейной сердцевины личности гражданских взглядов, убеждений, чувств, поведения, поступков, единства слова и дела. Нравственное воспитание начинается с первых шагов сознательной жизни ребенка, задолго до того, как он сможет осмыслить ту истину, что идеал - это вершина моральной культуры человечества. Именно в младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали. Общечеловеческую азбуку нравственности мы стремимся одухотворить гражданской активностью и самодеятельностью. Не просто знать, что такое хорошо и что такое плохо, а действовать хорошо во имя величия и могущества Родины. Усвоение человеком общечеловеческих норм нравственности считается очень важным этапом формирования моральной культуры личности. Приучая детей соблюдать азбучные истины морали, мы добиваемся того, чтобы каждый ребенок мог счастливо жить и трудиться, воспитываем в нем первые гражданские побуждения, первую заботу об интересах коллектива, общества. В связи с этим важно единство разъяснения и внушения, убеждения, побуждения к деятельности. Общечеловеческие нормы нравственности становятся личной совестью человека лишь при том условии, если эта активная деятельность носит ярко выраженный характер общественных поступков. Учить жить в обществе, среди людей - это значит учить совершать общественные поступки, то есть учить выражать своим поведением отношение к людям.

Какие же общечеловеческие нормы нравственности мы раскрываем перед детьми как азбуку моральной культуры, как начальную школу гражданственности?

I. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе. не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

Разъясняя это нравственное поучение мы показываем на примерах, как вести себя среди людей: тебе чего-нибудь хочется, подумай, не причинишь ли ты людям неприятности, сделав так, как хочется. Вот, например, на аллее цветут розы, и тебе захотелось сорвать цветок. Подумай, что будет, если каждый ученик удовлетворит такое же желание. Цветущий куст превратится в оголенные прутья. детское сердце весьма чувствительно к внушению этих мыслей, детская душа глубоко переживает радость свершения добра для людей. Если подобное моральное поучение подкрепляется хорошими наставлениями, побуждениями к добрым делам для людей, в сердце с малых лет утверждаются внутренние духовные силы, ограничивающие желания и капризы. А это очень важно для формирования гражданской порядочности. Кто в детстве видит лишь себя и не видит людей, руководствуется исключительно своими желаниями и не хочет признавать интересов коллектива, тот вырастает эгоистом. Уметь управлять своими желаниями - элементарное правило, первая строчка первой страницы букваря морального поведения, Фраза о морали непонятна ребенку. Поменьше этих фраз, побольше заботливой шлифовки человеческих поступков, оттачивания формирующихся привычек. С этим навыком знакомлю ребят в ходе следующих мероприятий:

1. Ролевая игра "Планета друзей".

2. Классный час "О заботливом отношение к людям".

3. Утренник "Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть".

4. Игра - практикум "Подари другому радость"

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

Прежде чем ребенок осмыслит, что он гражданин своего общества и что это возлагает на него большие обязанности, он должен научиться платить добром за добро. Его совесть не должна позволять ему быть только потребителем благ и радостей. И мы говорим нашим детям:

"В тихий предрассветный час, когда вы еще спите, повар разжигает печку на школьной кухне, чтобы у вас был вкусный завтрак. Шахтер спускается в шахту, в забой и добывает уголь, чтобы в классе, где вы занимаетесь, было тепло. Ваши отцы. матери ушли на работу, чтобы у вас были и одежда и обувь, чтобы вы могли радоваться солнцу и синему небу. Вам щедро дают всякие блага, но и от вас ждут добра". Учу детей, как делать добро людям. Учу бережному отношению к изделиям, которые сделаны руками людей:

1. При проведении операции "Книжника больница"

2. Проводим суд книжки над неряхой мальчишкой"

3. Беседы "Как хлеб приходит на стол", "Как выросла рубашка"

4. Игра-путешествие "В страну профессий"

От одного доброго дела дети переходят к другому, потом к третьему; мы ведем их как бы по ступенькам лестницы нравственной культуры. И дети переживают искреннюю радость от возможности творить для людей добро. Повторяю, это чувство может утвердиться в сердце человека лишь тогда, когда он много раз пережил его в детстве.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь, тунеядец - это трутень, пожирающий мёд трудолюбивых пчёл. Учение - твой первый труд. Идя в школу, ты идешь на работу.

Чтобы утвердить у детей привычку к труду, воспитать у них подлинное трудолюбие - как первый гражданский долг, мы должны создать в школе атмосферу труда и строгой непримиримости к лени, нерадивости, безделью. Маленький бездельник это живучий корень тунеядства. Нельзя допускать, чтобы в обществе были маленькие бездельники. Понять ту истину, что жизнь без труда невозможна, ребенок может лишь тогда, когда он живет в коллективе радостями труда, а эти радости ни с чем несравнимы. Напрягая свои силы, человек делает не то, что ему хочется, а то, что надо, и в конце концов, переживая радость за сделанное для людей, хочет делать то, что надо для общего блага, Утверждение в сознании трудолюбия - процесс глубоко индивидуальный. Поэтому нужно обиваться, чтобы каждый ученик уже в годы детства воплощал в труд силы своей души, гордился тем, что он лично сделал: вырастил дерево, построил действующую модель машины для кабинета. Если этого не было достигнуто в детстве, начинать такое воспитание в годы отрочества и ранней юности в тысячу раз труднее. Азбука нравственности усваивается в детстве. Чтобы развить трудовые навыки у учащихся принимаем активное участие в акциях: "Поможем ёлке", "Поздравительная открытка", при изготовлении наглядных пособий, игрушек для первоклассников. При проведении беседы: "О добросовестном отношении к труду". На родительском собрании: "О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников".

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

Утвердить в каждом человеке доброту, сердечность. отзывчивость, готовность прийти другому на помощь, чуткость ко всему живому и красивому - элементарная, азбучная истина школьного воспитания, с этой истины начинается школа. Бессердечность рождает равнодушие, равнодушие рождает себялюбие, себялюбие же - источник жестокости. У В. Сухомлинского есть поучительный рассказ "Остановленная рука". Каждый раз, когда набираю новых учеников, я знакомлю их с этим рассказом.

Мама привела пятилетнего Митю в парк. Когда они сели на лавочку, откуда ни возьмись - кошка! Села рядом с мальчиком и начала мурлыкать. Когда Митя захотел погладить кошку, мама ударила сына по руке и сказала: "Не трогай гадость всякую!" у Мити заблестели на глазах слёзы. Через несколько дней мама с сыном снова пришли в парк. Маленький карапуз, лет трёх, нечаянно наступил Мите на ногу. Митя сердито посмотрел на мальчика и толкнул его в спину. Ребёнок заплакал.

- Ты почему обижаешь мальчика? - изумилась мама.

- А что же он на ногу наступает: Гадость всякая.

После чтения мы тщательно анализируем рассказ и приходим к такому выводу, что в совершенном Митей поступке была и вина матери. Она не научила сына уважению к любому проявлению жизни, будь то человек или кошка. Чтобы предотвратить бессердечность, мы должны воспитывать детей в духе сердечной заботы, тревоги, беспокойства о живом и красивом о растениях, о цветах, о птицах, о животных, С этой целью был проведён "День птиц". При подготовке к "Дню птиц" каждый ребёнок искал загадки, стихи, писал сообщения о птицах, изготовил кормушку, которую повесил возле своего дома. чтобы помочь птицам пережить лютую зиму. Совместными усилиями учителя, учеников и их родителей была создана в нашем классе "Зелёная зона". Ребенок, который принимает близко к сердцу, что в зимнюю стужу, синичка беззащитна, и спасает ее от гибели, заботится и ухаживает за растениями, этот ребенок никогда не станет жестоким, бессердечным и по отношению к людям. И наоборот, если маленький человек ломает, безжалостно уничтожает живое, прекрасное, он может стать маленьким тираном, издевающимся над близкими. Сколько таких тиранов встречается в жизни... Вот семилетний малыш собирается в школу он никак не зашнурует ботинок, сердито рвет шнурок, бросает обувь. Ему хочется, чтобы мать встревожилась, обеспокоилась, даже заплакала. И когда он доводит мать до слез, то чувствует облегчение. Это и есть то "безобидное" тиранство, против которого надо тактично, чутко, но беспощадно бороться. Ребенок должен чувствовать, что причинять боль - большое зло. Пусть детское сердце волнуется за судьбу живого и красивого ему тогда будет чуждо порочное чувство сладостного удовольствия от мысли, что чье-то сердце страдает из-за него. Чтобы предотвратить такое отношение детей к взрослому человеку провожу:

1. Беседу-диалог "Загляните в мамины глаза"

2. Конкурсно-игровую программу "Букет для мамы"

З. Праздник "Я песню милой маме пою"

4. Семейный клуб "Бабушки и внуки"

5. Оказание помощи престарелым людям

Нравственные пороки появляются там, где нет настоящего воспитания, где маленький человек растет как маленький божок, которому все дозволено, или, наоборот, как бурьян его никто не учит ни хорошему, ни плохому. Чтобы не было плохого, надо учить только хорошему.
5. Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счёт других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Мы видим важную задачу в воспитании гражданской непримиримости, активности в борьбе со злом, неправдой. Нельзя допускать, чтобы дети молчаливо взирали на расточительство, день, нерадивость, бесчеловечность. Но поскольку носителями зла часто являются взрослые, воспитательная работа в этом направлении требует большого такта, вдумчивости. С каждым годом дети становятся все агрессивнее. Не вернул вовремя дискету пеняй на себя: Косо посмотрел на одноклассника, получишь затрещину! Даже девочки-подростки устраивают потасовки после дискотек. Сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних отмечают, что ребячьи драки становятся более жестокими. Даже воспитатели в детских садах говорят о том, что уже в раннем возрасте некоторые малыши поражают своим неадекватным поведением. Чтобы дети не были агрессивными и жестокими по отношению к другим мы проводим:

1. Вечер "Будьте добрыми и человечными"

2. Сюжетную игру "Добро и зло в противоречии".

Добро должно порождать добро. Это нужно помнить папам и мамам. Пусть голос родителей будет разным: громким и тихим, певучим и загадочным.,. Но только не крикливым. Пусть слова будут строгими, но не злыми. Дети быстро усваивают тон и манеру разговора взрослых: спокойную или агрессивную, вежливую или пересыпанную оскорблениями. Враждебность детей к окружающим (одноклассникам, посторонним людям и даже родителям) нередко становится следствием переживаний и обид, полученных в семье, где прежде всего формируется личность ребенка. Если в семье парят унижение и грубость, то дети воспринимают их как должное и переносят на отношения с окружающими. Чтобы избежать этого провожу:

1. Родительское собрание на тему: "Роль семья в формировании личности ребёнка"

2. Этическую беседу "Я в своей семье"

Нужно учить детей подумать, прежде чем совершить какой-либо поступок или просто высказать свою точку зрения. Но для этого необходимо подняться до таких отношений с детьми, чтобы стать им другом. И нельзя забывать, что никакие нравственные качества невозможно проявить одними словами. Слова волнуют, примеры увлекают, говорили древние. Следует помнить, что главный принцип воспитания личный пример. Много внимания уделяю работе с семьями. Родители принимают активное участие в проведении семейных праздников: "Неразлучные друзья взрослые и дети", "Вся семья вместе, так и душа на месте", конкурсах: "Папа, мама, я читающая семью", "Папа, мама, я - спортивная семья", выставках: "Мама - рукодельница, папа - мастер".

Необходимо видеть в детях личность и постоянно отмечать те хорошие качества, которыми они обладают. Только в атмосфере доброты я уважения к окружающим вырастут люди, уверенные в своих силах, добрые и отзывчивые на чужую боль я беду. Но для этого сами родители должны понимать, что в жизни всему есть цена, которая измеряется не деньгами. Об этом очень хорошо сказал немецкий поэт Эва Штритматтер:

За все нам приходится платить:
За любовь, за добро, за верность.
Тщетно думать, что можно судьбу обхитрить.
В этом тайна и закономерность.
Я за все расплачусь - посажу семена:
И ростки доброты воспрянут.
И проявится жизни моей цена -
В том, как люди меня помянут.

Презентация.