Конспект интегрированного урока (физика + биология) по теме: «Световые явления» в 9-м классе коррекционной школы II вида

Разделы: Физика


Цель:повторить и систематизировать знания учащихся по основным вопросам изучаемой темы, продолжать формировать речевой слух, навыки слухо – зрительного восприятия.

Учебно-воспитательные задачи:

  • Образовательная: закрепить понятие световых явлений с точки зрения физики и биологии (развитие межпредметных связей), знания строения человеческого глаза, с некоторые функции его отдельных частей и с изображений, получаемых на сетчатке, причин недостатков зрения и объяснение механизма их устранения с помощью линз (очков).
  • Развивающая: развивать умения искать, анализировать, применять информацию для решения проблем; развивать внимание учеников,слуховое внимание и память, расширять и активизировать словарный запас, адаптацию к социальной среде,  работать в группах, давать взаимооценку.
  • Воспитательная: формировать коммуникативную компетентность – умение эффективно сотрудничать с другими учащимися; формировать компетентность  самоорганизации  – умение ответственно относиться к здоровью.
  • Коррекционная: развивать слухо-зрительное восприятие, умение строить речевые конструкции, используя вспомогательный материал, самостоятельно моделировать высказывания с элементами монологической и диалогической речи.

Вид урока: интегрированный (физика + биология);

Тип урока: повторительно-обобщающий, с использование информационно-коммуникационных технологий;

Форма урока: урок-путешествие;

Форма работы: индивидуально-групповая.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Демонстрации: модель глаза, модели близорукого и дальнозоркого глаза, исправление этих недостатков с помощью линз.

Материалы и оборудования: проектор, компьютер,  «объемная модель глаза, схема «Изображение на сетчатке глаза при близорукрости и дальнозоркости», микроскоп, очки, телескоп, лупа, фотоаппарат, киноаппарат, кинопроектор,   диапроектор.

Эпиграф:

Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе СВЕТ, 
Узнаешь: предела знания нет.

Основной материал: источники света, отражаюшие поверхности, строение глаза, некоторые функции его отдельных частей, изображение, получаемое на сетчатке, недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость; использование очков для их устранения.

Оформление: на доске: «Правила страны»; эпиграф.

План урока:

I. Организация внимания учащихся.
II. Фонетическая зарядка.
III. Проверка знаний, умений и навыков.
          1. Станция «Сказочная»
          2. Станция «Волшебное фото»
          3. Станция  «Лучевая»
          4. Станция «Оптическая»
IV. Рефлексия.

ХОД УРОКА

I. Организация внимания учащихся

Сообщение темы урока.

II. Фонетическая зарядка

а) Дежурный звук – «з».

Словарь: дальнозоркость, близорукость, знаю, друзья, зеркало, зрение, изображение, глазное,

III. Проверка знаний, умений и навыков

Класс делится на 3 группы по 2 человека

Путешествие проходит по следующим станциям:

  1. «Сказочная»;
  2. «Волшебное фото»
  3. «Лучевая»
  4. «Оптическая»

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы попутешествуем по   стране СВЕТА. Урок так и называется «В стране СВЕТА». Но, чтобы нас пропустили в эту страну, мы должны ознакомиться с правилами страны. Послушайте эти правила.

На доске:

«Правила страны»

  1. Внимательно смотри на учителя!
  2. Помоги другу.
  3. Нет плохих ответов.
  4. Соблюдайте правило поднятой руки!

Учитель: Теперь все команды готовы к путешествию. Страна СВЕТА очень большая. Чтобы все обойти мы будем двигаться со станции на станцию. Ознакомьтесь, пожалуйста, со станциями, где мы будем останавливаться. Это:

  1. «Сказочная»
  2. «Волшебное фото»
  3. «Лучевая»
  4. «Оптическая»

– Для того чтобы переходить со станции на станцию вы должны выполнять определённые задания.
– Итак, поехали! Запомните!

Мы, играя, проверяем,
Что умеем и что знаем!
Радуемся за успех,
Любим мы ребячий смех.
В путь, друзья охота
Пусть кипит работа.

Учитель: Останавливаемся на первой станции. Станция «Сказочная».  «Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок!». На ваших столах лежат конверты с заданиями этой станции. Раскройте конверты и прочитайте задания. Команды обдумывают ответ в течение 1-2 мин.

Ученики читают задания и готовят ответ.

Задания:

1. Сказка «Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен

И вдруг в чистой, как зеркало, воде он увидел своё отражение. Он был уже не гадким тёмно-серым утёнком, а красивым белым лебедем. Теперь утёнок был даже рад, что перенёс столько горя и бед. Он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить своё счастье. А большие лебеди плавали вокруг и гладили его своими клювами.

Вопрос. Какое физическое явление описал автор в этой сказке?

2. «Королевство кривых зеркал» В.Губарев

– Меня зовут Яло. А тебя зовут Оля?
– Правильно! – воскликнула удивлённая Оля.
– Как ты узнала?
– Это очень просто, ведь я твоё отражение. Значит имя уменя тоже такое же, как утебя, только наоборт.

Задание. Опишите свойства изображения в плоском зеркале.

Учитель: После ответов команд, всем задаю вопросы. Отвечает команда первая, поднявшая руку.

  • Скажите закон отражения света.
  • О каких отражающих поверхностях говорится в сказках?
  • Какие зеркала бывают?
  • Скажите, как распространяются световые лучи?

Учитель: Молодцы, теперь двигаемся дальше. Следующая станция называется «Волшебное фото». (Учитель использует презентацию).

Команды должны ответить на вопросы:

  • Какие световые явления нарисованы на этой картине? (Слайд  4 )
  • Какие бывают источники света? Назови. (Слайды 4, 5, 7)
  • Что такое тень? полутень? (Слайд 11, 13)
  • Кто обладает цветовым зрением? (Слайды 15, 16)
  • Кто обладает ночным зрением? (Слайды 19, 20)

Ученики внимательно рассматривают слайды и отвечают на вопросы.
Учитель подводит итог выполненному заданию.

Интересные факты о цветовом и ночном зрении насекомых, животных и птиц (Слайды 17, 20).

Учитель: Следующая станция «Лучевая»

Команды выполняют задания на построение изображений.

– Объясните полученное изображение.

Ученики в тетрадях строят ход лучей и объясняют с помощью опорных фраз  (на экране компьютера) полученное изображение.

Ученики: Предмет находится …    (между …и …,  за …)

Свойства изображения:

1. (Мнимое, действительное)
2. (Прямое, перевёрнутое)
3. (Увеличенное, уменьшенное)
4. Изображение находится  …   (между … и …,  за …)

Учитель: Раскройте конверт с названием этой станции и постройте изображения.

Учитель: Итак, все команды показали хорошие знания. Мы сейчас поиграем в игру «Скорость света». Вы знаете, что скорость света приблизительно равна 300000000 м/с. Т.е. свет движется очень быстро. Я вам кидаю мячик и говорю значение угла паденияили отражения. Если я говорю значение угла падения, то тот человек, который поймал мячик говорит значение угла отражения. Затем этот человек должен сам сказать значение угла падения или отражения и кидает мячик другому и так далее. Все мы должны очень быстро кинуть и поймать мячик, т.к. игра называется «Скорость света». Начали…

После окончания игры выполняют упражнения на вздох и выдох 3 раза.

Учитель: И последняя станция – «Оптическая». Теперь мы остановимся на последнем пункте нашего путешествия, на станции «Оптическая». Какие оптические приборы вы знаете?

Ученики: Микроскоп, лупа, фотоаппарат, телескоп, киноаппарат, кинопроектор,  эпипроектор, диапроектор…

Учитель показывает каждый оптический прибор.

Учитель: Теперь расскажите о назначении каждого прибора и где их применяют.

Ученики рассказывают о назначении и применении лупы, фотоаппарата, телескопа, киноаппарата, кинопроектора (короткие сообщения (монологи) ребята подготовили заранее).

Учитель: Какие изображения используются в этих приборах?

Ученики: Прямое, перевернутое, действительное, мнимое и т.д.

Учитель: Глаз человека является сложным оптическим прибором. Глаз человека – орган зрения  является важнейшим средством познания природы.  Зрение позволяет нам узнать об окружающем мире больше, чем все остальные чувства, вместе взятые.

Учителем даётся знакомая информация на слух.

Наш глаз имеет очень сложное строение. Так как глаз – очень хрупкий орган, он защищен вспомогательными органами: бровями, ресницами, веками. Глазное яблоко имеет толстую белковую оболочку. Глаз снабжен кровеносными сосудами. Спереди расположена прозрачная роговица. За ней располагается радужка, от пигментов которой зависит цвет глаз. В середине радужки видно отверстие – зрачок, который может расширяться и сужаться. Глазное яблоко заполнено желеобразной массой – стекловидным телом. Внутренняя стенка глазного яблока выстлана  сетчаткой, где расположены светочувствительные клетки. Ребята глаза нужно беречь. Ведь недаром есть такая пословица « Береги как зеницу ока». 

(На доске: плакат с моделью глаза.На демонстрационном столе: объемная модель глаза).

Учитель: Расскажите как устроен глаз.

Ученики показывают на модели глаза его устройство.

Учитель: А как получается и воспринимается глазом изображение?

Ученики отвечают с помощью опорных фраз, дополняя текст знакомыми словами.

1. Свет, падающий в глаз, преломляется в р…, х… и с… теле, т.е. в оптической системе глаза.
2. Итак, свет, преломляясь на передней поверхности глаза, образует на сетчатке (на экране) де…, у…, п… изображение рассматриваемых предметов.
3. Зрительное возбуждение с с… по зрительному нерву передается в головной мозг  и  человек получает зрительное впечатление, видит предметы.
4. Изображение на сетчатке у…, п… .

Учитель: Если мы переводим взгляд с удаленного предмета на близкий или наоборот и при этом создается на сетчатке четкое изображение. Почему?
Что же это за свойство?

Аккомодация (лат.слово, означает «приспособление» ) – способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и на далёком расстоянии. Предел аккомодации – 12 см от глаза. А какое преимущество дает зрение двумя глазами?

Ученики:

1. Мы видим большее пространство.
2. Можем различать, какой предмет находится ближе и какой – дальше от нас.
3. Мы видим предмет объемным, не плоским.

Учитель: Но у всех ли глаза нормальные?

Ученики: Нет.

Учитель: Какой глаз называют нормальным?

Ученики: Нормальным называется глаз, если он собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке.

Учитель: Какие наиболее распространенные дефекты глаза вы знаете?(слайд 22)

Ученики: Близорукость – параллельные лучи лежат перед сетчаткой,дальнозоркость – световые лучи фиксируются за сетчаткой.

Учитель: Все приборы, в том числе и оптические приборы, могут испортиться с течением времени. Также и глаза можно испортить. Как можно испортить глаза?(Текст на экране).

Ученики:

– Когда долго смотришь т…р.
– Когда очень б…о находишься от экрана телевизора. (l-2 м)
– Когда д…о играешь на компьютере.
– Когда при плохом освещении ч…шь книгу.
– Когда смотришь на солнце и наяркие  источники света без з….х очков.

Учитель: Что применяют для устранения этих дефектов зрения?

Ученики: Очки.

Учитель:  Очки состоят из линз.  Какие линзы вы знаете?

Ученики: Рассеивающие и собирающие, т.е. в…е и в…е (фраза на экране).

Учитель:  Какими очками устраняют близорукость? Дальнозоркость?
Близорукость устраняют, используя очки с вогнутыми, р…ми линзами. В очках для дальнозорких глаз используют выпуклые, с…ие линзы.

Учитель:  Ваши глаза устали? Сейчас все вместе будем делать гимнастику для глаз. Все повторяем за мной и запоминаем. Если после просмотра фильма или чтения книги глаза устанут, в любой момент можете сделать гимнастику для глаз.
На доске мелом нарисован большой круг. Следим глазами за движением указки по кругу. Теперь ладонями протираем глаза.
Дома можете тренировать глаза по воображаемому кругу.

Ученики выполняют гимнастику для глаз.

Учитель:  А сейчас посмотрим какие бывают оптические иллюзии (трёхмерная графика на основе плоских рисунков).

Учитель вместе с учащимися читает текст на экране компьютера.

Глаза – это важный орган человеческого организма.
Глаз – является важнейшим средством познания об окружающем мире.
Но не только, глаза – это зеркало души!

IV. Рефлексия

1) Кроссворд (диск «Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях 7 – 9. Методическое пособие с электронным приложением. М. Глобус. 2009, задание 8.5.

Ребята в группах выполняют задание, обсуждая с помощью диалогов:

– …,  ты знаешь ответ?
– Я думаю это …
– Попробуем вставить это слово.
–  Верно (неверно)

2) Проверка выполнения  и анализ учащимися;
3) Подведение итогов учителем.

– Спасибо за урок!

Материалы, использованные при подготовке:

1. Жумаев В.В., Горскин Б.Б. «Физика в твоей жизни». Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. www.prosv.ru/ebooks/Gumaev_Fizika_
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2009. Физика 8 класс, www.NVS.ru.
3. Уроки биологии Кирилла и Мефодия Общая биология. 8 класс. – М: ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.
4.Янушевский Н.А. «Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях 7 – 9. Методическое пособие с электронным приложением. М. Глобус. 2009.
5. Материалы сайтов:

Приложение 1