Лингвистический турнир "Умники и умницы"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Цели и задачи: формирование умения коллективно выполнять задания, требующие применения продуктивного мышления в рамках ограниченного времени и условий соревнования; развивать теоретическое мышление, требующее формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификация, анализ, синтез и т.п.); включение операций сравнения, сопоставления, обобщения, ведущих к мобилизации ресурсов аналитической деятельности учащихся; воспитание любви к родному языку.

Сегодня в "Лингвистическом турнире" встречаются знатоки русского языка. Напоминаем правила игры. Турнир состоит из 2 туров: отборочного и основного. На размышление над вопросом даётся 30 секунд. В случае готовности капитан команды даёт сигнал звоночком. Нельзя подавать сигнал, если не прозвучала команда к началу игры. Если игроки не отвечают ни на один из предложенных вопросов, команда выбывает из игры. Победившей станет команда, выигравшая в последнем туре. Порядок вступления в игру определяет жеребьёвка. После жеребьёвки начинается игра.

Вопросы для отборочного тура.

1. О каких словах идёт речь?

Я - травянистое растение.
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение -
И превращаюсь я в конфету. (ирис)

2. Когда мы употребляем выражение чучело гороховое и почему? Что оно означает? (Так говорят о человеке несуразно и безвкусно одетом, вызывающем своей одеждой насмешки. Исстари этим словом называли пугала, устанавливаемые на гороховых полях для отпугивания птиц.)

3. У каких башмаков не бывает каблуков? (у башмаков-приспособлений для затормаживания вагонов)

4. Какими ключами нельзя открыть замок? (музыкальными знаками: скрипичным и басовым ключами)

5. Какое наречие пишется с двумя дефисами и двумя мягкими знаками? (точь-в-точь)

6. Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

7. Как образовалось наречие сегодня? (из местоимения сего - "этого" и существительного дня)

8. Почему для названия совокупности букв в нашем языке существуют два слова: азбука и алфавит? Откуда произошли эти слова? (из названия первых букв: в русском языке "аз" и "буки", в греческом - "альфа" и "вита")

9. О чём речь?

Меня вы в сказке отыщите,
Я в сказке Пушкина герой.
Но л на н лишь замените
Сибирской стану я рекой.
(Елисей - Енисей.)

10. Проявите смекалку.

С к я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне,
С п , от вас не утаю,
Тоже в школе я стою. (карта - парта.)

11. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (броненосец)

12. Какой корень в слове вынуть? (нет корня)

13. О каком слове идёт речь?

Союз - в моем начале,
Предлог - в моем конце,
А целое - у молодца
Посреди лица. (нос)

14. Как называются по отношению друг к другу слова "слабый" - "сильный"? (антонимы)

15. Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению? (омонимы)

16. Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательного предложения? (точка и восклицательный знак)

17. Определите род у существительных неряха, соня, грязнуля, плакса, подлиза? (это существительные общего рода)

18. Что означает фразеологизм "дамоклов меч"? (угроза)

19. Что означает фразеологизм "крокодиловы слёзы"? (неискренние)

Ведущий. В середине 20 века учёные-лингвисты заметили, что, кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть ещё особый пласт - несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний, которые, как и слова, помогают нам строить речь. Причём речь образную, особенно ёмкую. Так родился новый раздел науки о языке - фразеология. Фразеология ещё очень молода, и хотя, за прошедшие годы сделано немало, далеко не все тайны открыты. И мы с вами попытаемся проникнуть в некоторые из них.

Итак, у нас определились команды победительницы, которые продолжат соревноваться во втором туре, который будет посвящён фразеологии.

Вопросы основного тура.

1. По определениям угадайте фразеологизм.

Умышленно, намеренно не замечать чего-либо. (закрывать глаза на что-либо)

Очень худой, измождённый. (кожа да кости)

Ничего не добившись, обманувшись в ожиданиях. (не солоно хлебавши)

Быть всегда готовым к защите, обороне. (держать порох сухим)

Первое участие в бою, первое испытание на каком-либо поприще. (боевое крещение)

Удручённый, печальный. (как в воду опущенный)

Неохотно, принудив себя к чему-либо. (скрепя сердце)

2. Вопрос на смекалку.

Есть ли ноги у газеты, книги? (есть, когда их держат вверх ногами)

3. Чёрный ящик. Если вы установите, что связывает все эти предметы, то ответите на вопрос, что находится в чёрном ящике.

Слова: кисель, гусь, рыба, хлеб, ложка, трава.

(все эти предметы связывает вода)

Приведите примеры фразеологизмов с этими словами.

(седьмая вода на киселе; как с гуся вода; как рыба в воде; сидеть на хлебе и воде; утонуть в ложке воды; тише воды, ниже травы)

4. С какими историческими событиями и особенностями Древней Руси связаны следующие устойчивые выражения?

  • "Заткнуть за пояс" - : (пояс считался одной из обязательных деталей одежды на Руси, за него при необходимости затыкали и рукавицы, и кнут, и топор)
  • "Спустя рукава" - : (с обычаем шить одежду с длинными рукавами, которые при необходимости легко было засучить, чтобы выполнить работу)
  • "Канитель тянуть" - :(с особенностью работы кустарей вытягивать из нагретых меди, золота и серебра тонкие нити - канитель)
  • "Бить челом" - : (отражают старинный дворцовый обычай кланяться государю, дотрагиваясь лбом - челом до земли)
  • "Коломенская верста" - : (связано с решением царя Алексея Михайловича (60-70-гг. 17 в.) поставить высокие верстовые столбы от Москвы до села Коломенское)
  • "Заговаривать зубы" - : (от популярного на Руси обычая лечить зубную боль с помощью заговора - специальных заветных слов)
  • "Не выносить сор из избы" - : (с суеверием, что мусор нужно сжигать в печи, а не выносить из избы, чтобы не достался злым людям)

5. Подберите русские эквиваленты к следующим фразеологизмам. Кратко сформулируйте их обобщённый смысл.

Жить как петух на откорме (фр.) - (кормят как на убой или кататься, как сыр в масле)

Когда на ладони вырастут волосы (польск.) - (когда рак на горе свистнет)

Покупать зайца в мешке (чешск.) - (покупать кота в мешке)

A friend in need is a friend indeed - (кто остаётся другом в беде, тот настоящий друг), (друг познаётся в беде)

To walk on air - (быть на седьмом небе)

6. Найдите в рассказе выражения, употреблённые в переносном значении, объясните их.

Попались на удочку.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим - пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: "Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он съел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке.

- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.

- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

( В рассказе 10 выражений, употреблённых в переносном смысле: пальчики оближешь; развесить уши; потерять голову; собаку съесть; одним духом; морочить голову; плакать в три ручья; быть не в своей тарелке; ни в сказке сказать ни пером описать; (в заглавии) попасться на удочку.)

7. Вспомнить пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки.

  • Готовь лыжи летом.
  • Мал городок, да дорог.
  • Посадка в чужие сани уже объявлена.
  • Проводили по одёжке.
  • Когда в соседях согласья нет.

(Готовь сани летом, а телегу зимой. Мал золотник, да дорог. В чужие сани не садись. Встречают по одёжке, провожают по уму. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт)

8. Найдите ошибки в речи и исправьте их.

  • Они такие враги, что их водой не разольёшь.
  • У меня пол горит под ногами.
  • Я человек горячий, увлекающий всем.
  • Он уже сыграл своё значение.
  • Благодаря сильным морозам всходы погибли.

9. Кто больше. Подобрать устойчивые выражения, пословицы, поговорки, содержащие слово язык.

(Язык без костей; острый на язык; тянуть за язык; злые языки; язык проглотил; найти общий язык; язык не поворачивается; держать язык за зубами; не сходить с языка; язык до Киева доведёт).

Дополнительное задание. Вспомнить 5 фразеологизмов из произведений писателей.