Интегрированный урок "Природоведение + физика" в 5-м классе

Разделы: Физика, География


В нашей школе изучается курс природоведения по программе А. А. Плешакова, Н. И. Сонина "природоведение" 5 класс. Курс сочетает в себе начальные представления по географии, биологии, химии, физике, экологии, ОБЖ, астрономии. В разделе "Изучение природы" есть тема "Науки о природе", а в разделе "Земля" - тема "Вещества и явления в окружающем мире". В этих разделах учащиеся получают первичные представления о такой науке как физика. Поэтому совместно учителя природоведения и физики предложили своим учащимся интегрированный урок "Природоведение + физика".

Цель урока: познакомить учащихся с предметом физика, кабинетом физики, показать взаимосвязь предметов физика и природоведение, повысить мотивацию учащихся к изучению учебных дисциплин.

Задачи:

  • показать учащимся взаимосвязь всех учебных предметов,
  • расширить представление детей о науках естественно-научного цикла, явлениях природы изучаемых ими,
  • формирование положительной мотивации к учебным предметам, заинтерисованность в получаемых знаниях,
  • углубить представления детей о значении изучаемых предметов в повседневной жизни.

Предварительная работа

В учебнике Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков, Н. И., Сонин. - 3-е изд., стереотип. - М.:Дрофа, 2008., имеются темы "Науки о природе" и "Вещества и явления в окружающем мире", "Методы изучения природы". Изучая эти темы, учащиеся получают следующие знания.

Физика (от греческого слова "фюзис" - природа). Физика изучает разнообразие явлений природы, со многими из которых мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. Например, движение тел, изменения, которые происходят с телами при нагревании и охлаждении, электричество, звук, свет. Именно физика отвечает на вопросы, почему сверкает молния и гремит гром, как возникает эхо, что такое радуга: Но физика не только объясняет то, что можно увидеть в природе. Она является основой техники. Без знания физики невозможно сделать ни автомобиля, ни самолета, ни холодильника, ни подъемного крана, ни компьютера. Трудно даже представить, какой была бы наша жизнь, если бы не существовало науки физики. (с. 8 - 9)

Рассматриваются измерительные приборы и лабораторное оборудование. (с. 18 - 19)

Мир, который окружает человека, очень разнообразен.

 Окружающий нас мир постоянно изменяется: испаряется вода, тает снег, разрушаются скалы, горит дерево, ржавеет железо, гремит гром, сверкает молния. Такие изменения называются явлениями. Что у них общего и чем они отличаются? Проведем небольшое исследование. На рисунке изображено как стеклянную трубочку нагревают на спиртовке и она начинает изменяться. Мы видим на рисунке, что при нагревании форма тела (трубочки) изменилась, однако состав вещества (стекла) остался прежним. Так же на рисунке мы видим схему перемещения вещества в трубочке при нагревании, но при этом само вещество не меняется.

На втором рисунке показано, что в штативе зафиксирована медная пластина, которую нагревают на спиртовке и она меняет свой цвет. При прокаливании медной пластины образовалось новое вещество - оксид меди, потому, что атомы меди взаимодействуют с атомами кислорода и образуют новое вещество. Это тоже можно увидеть на схеме.

Проведенные опыты показывают, что в одних случаях происходит образование новых веществ, в других нет. На основании этого признака различаются физические и химические явления.

К физическим относятся тепловые, механические, световые, звуковые, электрические и магнитные явления. С ними мы постоянно встречаемся в повседневной жизни.

Явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел, называются тепловыми.

При нагревании длина и объем тел увеличиваются, а при охлаждении - уменьшаются. Это явление необходимо учитывать в строительстве и промышленном производстве. При прокладке железнодорожных и трамвайных путей на стыке рельсов остаются небольшие промежутки, поэтому при нагревании и удлинении рельса путь не разрушается. Посмотрите на рисунок на странице 68, на нем изображены стыки железнодорожных рельсов. При строительстве мостов один конец моста обычно устанавливают на специальных катках. Благодаря этому при тепловом расширении или сжатии мост не разрушается. Установка моста на специальных катках изображена на рисунке стран. 68, рассмотрите его, где установлены катки.

При изменении температуры вещество может переходить из одного состояния в другое, что хорошо видно на примере изменения состояния воды рисунок в учебнике стр. 68. С этим примером будет связано ваше домашнее задание: попробуйте дома перевести воду из жидкого состояния в газообразное и твердое, опишите ваши действия и увиденные явления.

Примером механических явлений может служить изменение формы тела, например сжатие и распрямление пружины.

Движение живых организмов, небесных тел, транспорта, скатывание камней и снега с гор, подъем и спуск груза, вращение колес - все перемещения тел в пространстве - это тоже механические явления.

Световые явления связаны с особенностями светового луча. Например, прямолинейность его распространения объясняет образование теней. Это явление можно увидеть на рисунке стр. 69. Давайте рассмотрим, что мы видим. Между экраном и лампой поставлена теннисная ракетка, на экране отражается тень ракетки. Между Солнцем и Землей находиться Луна, на Земле видна тень от Луны, а мы видим Солнечное затмение.

Способность света отражаться от тел, на которые он падает, дает нам возможность видеть их.

Удивительно красивы световые явления в природе, например радуга. Она образуется в результате разложения света в каплях дождя. Это видно на рисунке стр. 70 и на фотографиях, которые я вам принесла.

Это только некоторые примеры физических явлений. Основной признак всех этих явлений - сохранение веществ.

После изучения этой темы, возникло желание познакомиться с наукой физикой несколько подробнее, показать детям физические приборы, и физическое оборудование, познакомиться с кабинетом физики и его особенностями, закрепить знания детей по пройденной теме в нетрадиционной практической форме.

Учитель природоведения. Сегодня мы проведем необычный урок, урок знакомства с наукой физикой.

Учитель физики. Слово "физика" было введено в русский язык М.В. Ломоносовым, который издал в России первый учебник физики в переводе с немецкого языка. Будучи уже взрослым человеком, он пешком, зимой пошел из Архангельска в Москву, чтобы учиться различным наукам. (фрагмент фильма "Михайло Ломоносов" ч.1 серия 2). Приложение 1.

Учитель природоведения. В нашей школе есть специальный кабинет физики. Рассматриваем кабинет. Что мы видим на стенах, вокруг себя. Чем этот кабинет отличается от остальных кабинетов школы. Физику мы будем изучать с 7 класса. Сегодня мы только немного познакомимся с этой интересной и очень нужной наукой.

Мы уже немного знаем о физике, давайте покажем учителю физики, как мы готовимся к изучению этой науки, и что мы уже успели узнать.

Какие явления природы вы знаете?

Движение тел, нагревание, охлаждение, электричество, звук, свет, молния, гром, эхо, радуга

Учитель физики. Все явления природы делятся на механические, звуковые, тепловые, электрические, световые. Давайте на примерах рассмотрим эти явления.

Презентация "Что изучает физика". Приложение 2.

Предлагаемую ниже таблицу начертить в тетради и вписать слова, относящиеся к механическим, звуковым, тепловым, электрическим, световым явлениям: шар

катится, свинец плавится, холодает, слышны раскаты грома, снег тает, звезды мерцают, вода кипит, наступает рассвет, эхо, плывет бревно, маятник часов колеблется, облака движутся, гроза, летит голубь, сверкает молния, шелестит листва, горит электрическая лампа.

Механические Тепловые Звуковые Электрические Световые
         

Зачем нужна физика?

Создать автомобиль, самолет, холодильник, подъемный кран, компьютер.

Учитель физики. Все, что нас окружает - это тела. Тела состоят из веществ.

Вещества изучает - химия.

Надо указать вещества, из которых состоят следующие тела: ножницы, футбольная камера, лопата, карандаш.

Приборы - это инструмент изучения науки. Они бывают простые и сложные.

Давайте посмотрим какие из представленных приборов относятся к простым, а какие к сложным: простые - линейка, термометр, катушка; сложные - амперметр, вольтметр, электрофорная машина.

Учитель физики показывает действие электрофорной машины, демонстрируя электрические явления.

Практическая работа. Учащиеся собирают из представленных приборов простейшую электрическую цепь.

Учитель природоведения. Мы изучаем природоведение - учение о природе. Физика и химия - науки о природе. Можно ли сказать, что все науки о природе взаимосвязаны. Природоведение изучает, например космическое тело, физика отвечает на вопрос как оно движется, а химия на вопрос из чего оно состоит.

Понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового вы узнали, чему научились? Захотелось ли вам изучать физику? А может кто-то захотел стать физиком?!

Приложение 3.