Единицы измерения времени. Всегда ли они так назывались?

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели: познакомить детей с некоторыми любопытными страничками народного календаря; проанализировать древние названия месяцев и дней недели; расширить знания о часах.

Задачи:

  • Обучающие: освоение знаний, умений и навыков в разнообразных видах деятельности; формировать навыки работы с текстом; решать нестандартные задачи; углублять знания детей о времени и о часах.
  • Развивающие: применять правила работы в группе; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
  • Воспитательные: воспитывать нравственные и эстетические чувства; позитивное отношение к себе и окружающему миру; воспитывать чувство гордости за историю своей страны.

Оборудование:

  • для учителя: компьютер, интерактивная доска (экран), оценочный лист работы.
  • для учащихся: знаки отличия для групп, 3 набора конвертов с заданиями, жетоны для жеребьевки, цветные карандаши, фломастеры.

План мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Жеребьевка. Формирование групп.
  3. Выбор командира и название команды.
  4. Разминка. Отражение названия команды в рисунке.
  5. Представление команды.
  6. Решение тренировочных заданий (ТЗ).
    • ТЗ № 1: Вспомни и запиши единицы времени в порядке возрастания.
    • ТЗ № 2:Разложи дни недели по-порядку и попробуй объяснить значение этих слов.
    • ТЗ № 3: Выложи по-порядку 12 месяцев. Объясни, почему в старину их так называли.
  7. Динамическая пауза.
    • ТЗ № 4: Защита текста о часах.
    • ТЗ № 5: Из предложеных пословиц выбрать о времени с объяснением.
  8. Итог занятия.
  9. Подведение итогов
  10. Награждение команд
  11. Рефлексия

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: На уроках математики, чтения, окружающего мира мы постоянно упоминаем различные единицы времени.
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Заглянем вглубь истории. Всегда ли так назывались привычные нам единицы времени и по каким часам можно определять время.
Желаю всем успеха!

1 задание

  • Запишите на карточках единицы измерения времени.
  • Разложите их от меньшего к большему.

2 задание

Из того ряда, что вы составили, поговорим лишь о некоторых из них. И начнем с дней недели.

Неделя – промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем. Неделя – день, когда не делают ничего. Происхождение недели связано с четырьмя фазами Луны.

  • Разложи дни недели по-порядку.
  • Как в старину называлось воскресенье (неделя). Почему?
  • Объясни значение слов: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота.
  • Что означает слово воскресенье?

3 задание

Месяц – это промежуток времени между двумя одинаковыми фазами Луны, от новолуния до новолуния.

  • Выложи по-порядку 12 месяцев.

Январь – просинец (После сплошной осенне-зимней облачности на небе видны просини).
Древние римляне январь назвали в честь Януса – бога солнца и света. Они изображали Януса как человека с двумя лицами. Одно лицо старое и обращено в прошлое, а другое – молодое, смотрит в будущее. На пальцах правой руки Януса было начертано число 300, на пальцах левой 65. 365 – это количество дней в году.

Февраль – лютень (За крепкие морозы и неистовые метели).
Название месяца февраль латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце весяца древние римляне устраивали большой праздник.На этом празднике они приносили жертвы покровителю стад богу Фебрусу.Отсюда и название месяца – февраль.

Март – березень (Жгли березу на уголь).
У древних римлян март был первым месяцем года. Он был посвящен Марсу­ – богу войны.

Апрель – цветень (По началу цветения растений).
Родина слова апрель – Древний Рим. Оно обозначает «теплый, солнечный».

Май – травень (Земля надевает свой лучший наряд).
Слово май произошло от имени Майя. Так в Древнем Риме называли богиню земли и плодородия.

Июнь – светозар (Озаренный светом).
Назвали июнь по имени римской богини Юноны. Римляне верили, что Юнона дарует людям дождь и урожай, успех и победу. Её считали богиней плодородия.

Июль – липец (Период цветения липы).
Июлем назвали месяц в честь выдающегося римского полководца и писателя Гая Юлия Цезаря.

Август – серпень (В эту пору жали хлеба серпами).
Август происходит от древнеримского слова «аугустус», что означает «величественный». Это было имя одного из императоров Древнего Рима, в честь которого назвали месяц август.

Сентябрь – вересень (Время цветения медоносного вереска).
Название первого месяца осени сентябрь произошло от латинского слова « сэптэбэр», которое означает «седьмой». Новый год у древних римлян начинался с первого марта, а не как сейчас – с первого января. Поэтому сентябрь был седьмым месяцем.

Октябрь – листопад (Месяц опадающих листьев).
Десятый месяц в году – октябрь состоит в родстве со словами октава, октет. Все они образованы от латинского слова «окто», что значит «восемь». Поэтому музыкальное произведение для восьми музыкальных инструментов или восьми голосов, а также ансамбль из восьми человек называют октетом. Октава – музыкальный термин. Октава объединяет восемь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
Почему же десятый, а не восьмоймесяц назвали октябрем? В Древнем Риме год начинался с первого марта, а не как у нас – с первого января. Поэтому октябрь был восьмым месяцем.

Ноябрь – грудень (В это месяце смерзшая земля мертвыми грудами лежит на дорогах).
Ноябрь получил свое название от латинского слова «новем»,что означает «десять».

Декабрь – студень (На всю зиму студит, стужей воет).
Самым последним месяцем года является декабрь. Название декабрь родственно слову дециметр. Что же общего у календарного месяца и меры длины? Оба слова образованы от латинского слова «децем», чт означит «десять». Дециметр – десятая часть метра, а декабрь у римлян был десятым месяцем. Название это сохранилось, хотя месяц стал двенадцатым, последним в году.

4 задание

– Поговорим о единицах измерения времени – час. А точнее о приборах, которыми измеряют эту единицу времени.

  • Перечислите часы с различными механизмами.

1. Солнечные часы
2. Часы – петух
3. Песочные часы
4. Цветочные часы
5. Механические часы
6. Электрические часы
7. Электронные часы

– Я вам расскажу о цветочных часах.

Часы – цветы

Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, третьи – только ночью, а днем они всегда закрыты. Открываются ни когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Так появились цветочные часы. Но ходят они только в солнечную погоду. В пасмурную погоду цветочные часы «не работают» совсем. Цветки у них остаются закрытыми. Поэтому люди их используют только для украшения клумб.

На листе записан текст о часах, за 5 минут подготовьте сообщение на заданную тему.

Солнечные часы

Давным-давно, когда часов еще не было люди узнавали время по солнцу. Встало солнышко – пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу – надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы, за синее море – пришло время людям идти по домам на покой. И вдруг обратил человек внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся и заметил, что тень не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг. И тень тоже пробежала.
Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом.
Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог. Почему?

Песочные часы

Стали люди голову ломать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали.
У этих часом нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет времени продолжают.
Песочными часами люди пользуются и теперь, например врачи в поликлиниках. По этим часам больные получают лечебные процедуры. Даже повара пользуются ими, чтобы сварить яйца всмятку или вкрутую.

Часы – петух

Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат «Ку-ка-ре-ку!
Еще солнце не взошло, а петух уже причит, дерет горло...
Скоро утро! Довольно спать!
Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест.
А если нет петуха? Как узнать время ночью, когда нет солнца и звезды не светят в пасмурную погоду? И придумал человек часы более надежные: они и с жердочки не свалятся и лиса их не унесет.

5 задание

Пословицы и поговорки

  • Выберите только те пословицы, в которых хоть как-то указано на время.
  • Объясни смысл этих пословиц.

    • Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
    • Делу время – потехе час.
    • Кашу маслом не испортишь.
    • У кого что болит, тот о том и говорит.

    • Ученье свет, а не ученье тьма.
    • Дерево рубить – пять минут, а вырастить – годы пройдут.
    • Не в деньгах счастье.
    • Не красна изба углами, а красна пирогами.

    • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
    • Скучен день до вечера, коли делать нечего.
    • У кого что болит, тот о том и говорит.
    • Не зная броду, не суйся в воду.

Приложение

Словарь:

Январь – просинец, сечень
Февраль – лютень, снежень, ветродуй, вьюговей, сретенье.
Март – березень, зимобор, протальник, капельник.
Апрель – цветень, снегогон6 водолей.
Май – травень, травник.
Июнь – светозар, хлеборост, червец.
Июль – липец, страдник, сенозорник, грозник.
Август – серпень, жнивень, густарь, ленорост.
Сентябрь – вересень, хмурень, руен, ревун.
Октябрь – листопад, грязник, хлебник.
Ноябрь – грудень, листогной, полузимник.
Декабрь – студень, стужайло, студенец, лютень.

Список литературы:

  1. В.А. Миронов «Двенадцать месяцев года», Москва, «Советская Россия», 1991.
  2. Е.А. Нефедова, О.В. Узорова «200 текстов для внеклассного чтения», Москва, «Аквариум», 1999.
  3. Н.А. Пшеницына «Времена года. Песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе», Москва, «ВЛАДОС», 2001.
  4. В. Даль «Пословицы русского народа», Москва, «Художественная литература», 1984.
  5. Интернет-источник.