Использование новых технологий на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


В последнее время многие учителя обращаются к технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Литературы по этой проблеме не так много, да и не все учителя имеют возможность с нею познакомиться. С теорией по этому вопросу можно ознакомиться, например, в статье добровольца программы РКМЧП в Чешской Республике и Республике Армения преподавателя американской литературы профессора Дэвида Клустера (США), опубликованной в № 29 газеты "Русский язык" за 2002 г. Я же хочу рассказать о применении в практике этой технологии на уроках русского языка по программе "Гармония".

Развитие критического мышления через чтение и письмо: стратегии, наиболее доступные для начальной школы:

  1. Чтение текста с пометами
  2. "Знаю - хочу узнать - узнал"
  3. Чтение текста с остановками
  4. "Зигзаг"
  5. Совместный поиск
  6. Составление текста по опорным словам

Выбирая стратегию для урока, я часто останавливаюсь на стратегии "Знаем, хотим узнать, узнали", так как учитель начальных классов должен учитывать маленький возраст своих учеников, меньшую самостоятельность в работе по сравнению с учениками 5 - 11 классов. В этой же стратегии очень ценно то, что дети учатся разделять понятия "знаю" и "не знаю", для осознанного обучения это необходимо. В программе "Гармония" авторы предполагают постоянную рефлексию, анализируя свои знания по темам. Даже разделы и темы учебника носят названия "Знаем - повторим, не знаем - узнаем", "Что ты знаешь о словах", "Знаю или не знаю? Пишу или :?", "Вспоминаем и узнаём новое", "Чему учиться дальше?", "Теперь я знаю и умею :" и т. п. Уроки в этой стратегии могут решать те задачи, которые ставит перед собой и детьми учитель, работающий по программе "Гармония". Курс русского языка в этой программе имеет коммуникативную направленность, реализует деятельностный подход к организации учебной работы, формирует у маленького школьника умение учиться, то есть работать с учебником и его текстами. Особое внимание уделяется развитию умения ставить перед собой учебные задачи. Таким образом, использование стратегии "Знаем, хотим узнать, узнали" и всей технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" становится просто логичным в курсе русского языка, который преследует цель развивающего обучения.

На этапе планирования урока не стоит опасаться того, что дети не смогут сформулировать ответ на вопрос: "Что вы хотите сегодня узнать на уроке?" Опасения напрасны, если учитель проанализирует сам заранее знания и умения детей по теме, спрогнозирует предполагаемые ответы и правильно, то есть наиболее точно сформулирует тему урока. Тогда само название темы, записанное на доске, спровоцирует желание узнать то, что предложил в косвенной форме учитель. Очевидно, что дети учатся не только в школе, они не оторваны от жизни, общаются со старшими братьями, сестрами, чему-то раньше времени пытаются научить их родители. И странно было бы запрещать говорить о чём-то, чего не изучали в школе. Одна ученица даже спросила в ходе урока "А можно я все сведения из текста отмечу "галочкой"? Я всё уже знала раньше". Ответ может быть только один: "Конечно, можно". Таким образом, мотивация обучения возникает не только в школе на уроке. Для создания текста и подбора упражнений можно использовать материал учебника М. С. Соловейчик и Н. С. Кузьменко "К тайнам нашего языка", который вполне соответствует уроку - исследованию, так как содержит и теоретический материал, и практический, необходимый для организации деятельности детей на уроке.

На уроке я всегда наблюдаю за тем, как дети обсуждают предложенные задания в своих группах, и поняла, что этому надо специально учить. Работу в группе часто пытаются использовать при проведении различных интеллектуальных игр, соревнований, КВНов и т. п. Но дети не умеют обсуждать, они стараются просто высказаться сами, ответить сразу, не выслушав своих товарищей. Маленький ребенок уверен, что его ответ правильный. Мне пришлось помогать детям, прямо на уроке объясняя некоторым группам, что значит "обсуждать", что надо послушать друг друга, надо говорить всем по очереди и т. д.

На уроке предоставляется замечательная возможность начать учиться краткой записи самого главного, то есть начать учиться конспективной записи (не используя этого термина). При заполнении маркировочной таблицы требуется сформулировать и записать самое главное в каждой колонке. Это можно отнести к необходимым общеучебным умениям и навыкам, над которыми также надо специально работать. Я отказалась пока от использования значка "минус" ("противоречит моим знаниям"), так как по моему мнению, знания ещё очень скромны, хотя в дальнейшем можно отталкиваться от противоречий, этот ход вполне возможен при соответствующей подготовке детей. Таблица у детей может состоять всего из 2 колонок: "V - это я уже знаю" и "+ - это я узнал(а) сейчас". Большее количество колонок потребует на работу с таблицей у младшеклассников большую часть урока.

Дети получают большое удовольствие от работы на уроке, потому что каждый может реализоваться в соответствии со своими возможностями. Кроме того, работа в группе позволяет организовать именно обучение, а не только и не столько контроль, которым часто грешат учителя, стараясь проконтролировать каждый шаг в познании, что делает обучение некомфортным для самого ребёнка, вызывает у него тревогу и боязнь плохо справиться с работой. В данной стратегии эта проблема полностью снимается, ведь ученики именно учатся, ищут ответы на вопросы, которые поставили себе сами.

Главный результат в том, что ребенок не проскакивает новую для себя письменную информацию, а привыкает вдумчиво читать. Метод критического мышления называют антиподом курсов быстрого чтения. Он провоцирует интерес, желание разобраться в тексте, высказать свое мнение. Вместе с тем технология эта - щадящая по отношению к ребенку, ведь высказывается только тот, кто хочет.

Главными действующими лицами становятся ученики. Благодаря тому, что урок тщательно спланирован заранее, учитель может позволить себе уже не "объяснять новую тему", а направлять учеников в поиске ответов, выполнении упражнений, а значит осуществлять именно индивидуальный подход, дифференцированное обучение на практике, которое предполагается самой технологией. Здесь широкие возможности представляет разное формирование групп. Я распределяю так детей, чтобы группы получились примерно равные по возможностям детей. Но можно в зависимости от цели урока формировать и группы, включающие только детей с высокой мотивацией или, наоборот, детей, имеющих трудности в обучении. Дети и учитель объединяют свои усилия для того, чтобы достичь максимально возможно высокого уровня обучения. Урок становится уроком сотрудничества, а это и есть самый продуктивный урок.