Культурное наследие: древний город Булгар

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (77 МБ)


Место проведения: Актовый зал.

Форма проведения: компьютерная презентация, доклад.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Цели

  • Ознакомить учащихся с историей древнего города Булгар. Актуализация интереса учащихся к историческим памятникам культуры, в период их реставрации в республике Татарстан.
  • Развивать и поддерживать интерес к прошлому, настоящему и будущему родного края. Формировать у учащихся бережное отношение к памятникам истории.
  • Формировать патриотические качества личности, любовь к родине.

Был город в древности седой
Булгар, ислама дом святой
На дивном месте возведен.
Он виден был со всех сторон.
Мечетями гордился он,
От них остались лишь руины
Гали Чокрый

Слайд 1. Булгар:Сколько песен, сказаний, легенд связано с этим городом! Булгар-это символ древней славы нашего края, символ его величия и могущества.

Первые упоминания об этом городе содержаться в труде арабского географа X века ал-Балхи. Он писал "Булгар - имя страны, жители которой исповедуют ислам, и имя города, в котором находится главная мечеть".

Слайд: 2,3. С X до второй половины XII века город Булгар был столицей государства. Его руины находится в Спасском районе Татарстана, на окраине современного города Булгара. Сейчас здесь располагается Булгарский государственный историко-археологический заповедник. В настоящее мы наблюдаем масштабнуюреставрацию древнего города Булгар.

Осенью 1936 года город Булгар был разрушен монгольской армией. Однако наличие высокоразвитой экономики и культуры в домонгольский период, привели к тому, что город восстановил свои силы и зажил полнокровной жизнью в составе Золотой Орды.

По сравнению с предыдущим периодом широкое распространение получило каменное строительство. Строили из плит, известняка и обожжённого кирпича.

Градостроительный комплекс состоял из следующих элементов:

  • Дворцовые постройки, усадьбы феодальной знати;
  • Соборные и квартальные мечети, мектебе и медресе;
  • Караван-сараи;
  • Мавзолеи;
  • Жилые дома купцов, ремесленников, воинов.

А теперь мысленно окинем взглядом панораму города Булгара в Золотоордынский период.

Слайд 4. На высоком берегу Волги, сверкая под лучами солнца, возвышались купола дворцов пирамидные шатры башен. Словно иглы втыкались в голубизну неба минареты мечетей.

Слайд 5, 6. Приблизившись к городу можно было увидеть громадную Соборную мечеть построенную в XIV веке. Мечеть была одним из главных сооружений города и должна была показывать мощь государства, величие ислама, поражать иноземцев своими размерами и красотой.

Слайд 7. К северной стене Соборной мечети примыкает выступ - это фундамент Большого минарета, изображение которого сохранилось на старых рисунках, и чертежах. Ценное описание памятника сделал П.С. Паллас в 1769 г.: "Знатнейшая из оных башен сделана из отесанных камней несколько выше 12 сажен. На оную входят по крутой лестнице с 72 ступенями, из коих каждая в парижский Фут вышиной. Сию лестницу починили и башню покрыли деревянной крышей". Большой минарет представлял собой 4-х метровый столб. Внутри винтовая лестница. На средней высоте его была арабская надпись-изречение из Корана.

Слайд 8. В 30-х г. XIV век недалеко от Соборной мечети были построены усыпальницы-мавзолеи. Ханская усыпальница сохранила северную и западную стены почти на полную высоту. Однако по этим остаткам можно было реконструировать постройку.

Слайд 9, 10, 11. К востоку от Соборной мечети находится Восточный мавзолей- усыпальница булгарской знати.

Слайд 12. Напротив главного входа северного Фасада Сборной мечети в30-е годы XIV века был сооружен Северный мавзолей, который так же является усыпальница булгарской знати. Восточный Мавзолей вместе с Северным Мавзолеем входит центральный архитектурный ансамбль города. Здание перестраивалось, подвергалось реставрации, ремонту.

Слайд 13. Во второй половине XIV в. жилые кварталы в районе Малого минарета и юго-восточнее его исчезают. 3десь    возникает   клад6ище знати, от    которого   сохранилось    несколько усыпальниц и   холмов, скрывающих руины   каменных  построек.

Слайд 14, 15. Памятник рядового культового зодчества XVIII в. - церковь Успения. Построена в 1732-1734 гг. на средства казанского купца Михляева. Она воздвигнута на месте предполагаемого ханского дворца. Постройка православной церкви на колыбели исламской религии является одним из звеньев политики русификации проводимой царским правительством. В фундаменте православной церкви использованы как строительный материал намогильные камни, которые были взяты с булгарских памятников и усыпальниц. С созданием в 1969 г. Болгарского заповедника, здание церкви Успения было передано заповеднику, которое после ремонтных работ используется под музей.

Слайд 16,17. Черная палата является наиболее сохранившимся памятником булгарской архитектуры, в ней вершили правосудие. Есть легенда о том, чтоТамерлан взяв город Булгар, истребил почти все население. Булгарский хан Абдулла вместе со своей семьей скрылся в Судной палате. По велению завоевателя, палату обложили бревнами и сожгли. При пожаре погибла ханская семья, но каким-то чудом осталась жива его красавица-дочь, которую увидели сидящей на куполе здания:

В последнее время в литературе все более распространяется версия о том, что известная Черная палата является остатками Судной палаты из легенды. Однако в науке существуют и иные мнения: одни ученые, среди них был и незабвенный исследователь Булгара А.П. Смирнов, называют палату мечетью, другие полагают, что она служила ханакой (кельями) для странствующих дервишей, третьи называют ее остатками мавзолея.

Слайд 18, 19, 20. Южнее Черной палаты сохранились руины бани XIV в. - Белой палаты. Развитие городской жизни требовало также возведения общественных сооружений, какими были Караван-сараи, бани.Белая палата была одной из общественных бань Булгара. Бани служили еще и местом отдыха, там обменивались новостями, слушали музыку, рассказывали легенды и придания:На месте этой бани археологи нашли шахматные фигурки, шашки, осколки чаш и ваз

Слайд 20. Площадь перед соборной мечетью была вымещена каменными плитами, улицы имели тротуары. В мечетях и медресе выступали известные богословы и мыслители Востока из них Хаджа Хасан ибн-Омар аль-Булгари, Бурхан ад-Дин Ибрагим ибн-Юсуф.

Таким образом, строительное искусство в Булгарии находилось на высоком уровне. Зодчие обладали развитым эстетическим вкусом, высоким мастерством и грамотностью. Прошли века, забыты имена зодчих, но их творения напоминают о былом величии и могуществе этого государства и вызывают чувство гордости у потомков.

Слайд 21, 22. В конце XIII в широкое развитие получила булгаро-татарская эпиграфика, представляющая собою синтез архитектуры, резьбы по камню и каллиграфии. По надгробным камням можно узнать не только имена захороненных людей, но и о политических событиях, социально-классовой структуре общества, межэтнических контактах и т.д. Мастера резчики были людьми высокообразованными, обладали поэтическим даром.

Слайд 23, 24, 25, 26, 27. В золотоордынский период высокого уровня достигло гончарное производство. Изготовленная в нашем крае посуда становилась более тонкостенной, прочной. Изделия подвергались обжигу при высокой температуре 23, 24, 25

Слайд 28, 29, 30, 31, 32. В ювелирном искусстве Булгара в Золотоордынский период техника и гравировка достигает высокого уровняразвития.Ассортимент продукции булгарских ювелиров весьма обширен. Излюбленными украшениями женщин были плетеные и пластинчатые браслеты, серьги-лунницы с ложнозерненным оформлением лицевой стороны, перстни и височные подвески, изготовленные из серебра, меди, реже из золота.

Слайд 33, 34. В музее храниться большое количество медных и серебряных монет, он дают представление о внутренней, внешней торговле и развитии товарно-денежных отношений государстве.

Искусство и культура Булгара золотоордынского периода достигает высокого уровня. Художественная обработка глины, драгоценных камней, метала, камня, стекла, кожи, кости были подняты на качественно новый уровень. Тем самым была создана основа для последующего этапа развития культуры в татарских государствах, возникших после распада Золотой Орды

Слайд 35, 36. Нельзя забывать, что "Ничто ни дальше вчерашнего дня, ничто не ближе завтрашнего". Проект возрождения памятников культуры в Татарстане нацелен на сохранение и развитие исторических, культурных и духовных традиций многонационального народа Республики Татарстан, национально-культурной самобытности и традиций татар. Этот проект является сигналом всему обществу. Возрождение памятников культуры это огромная ответственность перед предыдущими, нынешним и будущими поколениями.