История России XIX века. Вклад декабристов в развитие Иркутской губернии

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


14 сентября 2011 года город Иркутск отметил 350-летие со дня основания. Одна из славных страниц его истории посвящена высланным сюда поселенцам, неугодным царю. Поселенцы-декабристы, представлявшие интеллектуальную верхушку российского общества, оказали наиболее существенное влияние на развитие края.[1]

Вот уже 25 лет Восточно-Сибирское издательство выпускает серию книг о декабристах под названием “Полярная звезда”. Каждый том посвящен жизнеописанию одного из декабристов. Редакционная коллегия состоит из ведущих декабристоведов во главе с академиком М.В.Нечкиной (до 1985года) и академиком И.Д.Ковальченко (до 1995 года). Серия “Полярная звезда” пережила все перестроечные сомнения в её жизнестойкости, сохранила творческий потенциал в кадровом составе, нашла поддержку не только в научных и общественных кругах, но и в администрации Иркутской области. Сейчас право издания серии перешло Иркутскому мемориальному музею декабристов, истинному ценителю первоисточников, так необходимых в музейной практике. Выпущенный в этом году 25 том посвящен В.Л.Давыдову, это даёт все основания надеяться на то, что издание серии будет успешно продолжаться и завершится выполнением всего плана, принятого на первом заседании редколлегии в 1978 году в Москве при Институте истории АН СССР.[2]

Подвигом любви бескорыстной, назвал Н.А.Некрасов добровольное изгнание жен декабристов, последовавших за своими мужьями в далёкую неизвестную Сибирь. Иркутский писатель Марк Сергеев несколько своих книг посвятил декабристам, среди них три тома “Своей судьбой гордимся мы” и “Несчастью верная сестра”. Это своеобразная историческая повесть, состоящая из отдельных рассказов-биографий, повествует о подвиге русских женщин, о горькой и прекрасной судьбе каждой из них. Особую привлекательность книге придаёт обильный документальный материал, письма, воспоминания, официальные бумаги XIX века, связанные с историей декабристов.[3]

После подавления восстания декабристов в 1825 году, свыше 100 человек были приговорены к разным срокам тюремного заключения, каторжным работам и ссылке в отдалённые места Сибири и Кавказа.

В конце августа 1826 года первая группа изгнанников прибыла в Иркутск.[4]

Это были С.Волконский, С.Трубецкой, А.Муравьёв, В.Давыдов, Е.Оболенский, А.Якубович, братья Борисовы. Иркутяне, заранее осведомлённые о прибытии ссыльных революционеров, собрались для встречи их на берегу Ангары у Московских ворот.[5]

В толпе встречающих были лица, лично знавшие некоторых декабристов. Иркутяне старались пробраться поближе к повозкам, произносили слова одобрения, передавали деньги, хлеб и даже книги.

В октябре 1826 года в Иркутск поступило специальное распоряжение о размещении декабристов. Все арестанты были ночью, тайно от народа, свезены в Иркутск и немедленно отправлены в Забайкалье на Нерчинские рудники.

После окончания тюремного заключения многие декабристы стали направляться на поселение в разные места Сибири.

В нашей губернии проживало до 40 декабристов.

В Малой Разводной – жили братья Борисовы, А.П.Юшневский, А.З.Муравьёв, в Урике-С.Г.Волконский, М.С.Лунин, Б.Ф.Вольф, Н.М.Муравьёв, Н.А.Панов, в Братске – П.А.Муханов, в Оёке– С.П.Трубецкой, в Смоленщине – В.А.Бечасный, в Тельме – А.И.Одоевский, в Хомутове– Ф.Ф.Вадковский.

Многие из декабристов позднее получили разрешение проживать в Иркутске: С.П.Трубецкой, С.Г.Волконский, П.Ф.Выгодовский, Веденяпин, Г.С.Батеньков и другие.

Среди декабристов большим уважением и авторитетом пользовался Михаил Сергеевич Лунин.

Лунин был разносторонне образованным человеком, до конца своей жизни оставался несгибаемым революционером. Обладал твёрдой волей и настойчивостью. Находясь в ссылке, он продолжал вести антиправительственную агитацию, средством для этого избрал свои письма сестре-жене крупного генерала. В них он резко обличал крепостной строй и царское правительство. Его письма переписывались от руки и распространялись в Иркутске, Верхнеудинске, Кяхте и других местах. Узнав об этом, царь не только запретил ему переписываться с родными и друзьями, но и приказал навечно заключить в одиночную камеру самой страшной тюрьмы – Акатуй, откуда уже обычно никто не возвращался. Там через четыре года одиночного заключения Лунин и скончался.

Талантливый литератор, член Северного общества декабристов, большой друг Рылеева-Пётр Александрович Муханов, находясь на поселении в Братске, изучал местные говоры для академического словаря, писал историю декабристов. Видя, какое неудобство и трудности представляют ангарские пороги для судоходства, выдвинул смелый и оригинальный проект постройки обводного канала. Десять лет, не имея необходимых приборов, Муханов вёл наблюдения и записи о вскрытии и замерзании Ангары, об изменениях её температуры. В наши дни эти записи были учтены при проектировании и постройке Братской ГЭС. И только в конце жизни ему было разрешено переехать в Усть-Куду, где поблизости жили его друзья. В Усть-Куте Муханов бесплатно обучал крестьянских ребятишек.

Большой любовью и уважением у декабристов и местного населения пользовался декабрист, врач Фердинанд Богданович Вольф. Это был не только искусный врач, но и на редкость бескорыстный человек.

Проживавшие в Малой Разводной Алексей Петрович Юшневский, Пётр Иванович и Андрей Иванович Борисовы ,были прекрасными педагогами. Они обучали детей математике, естествознанию, русскому и французскому языкам, музыке и рисованию.

Декабристы оставили после себя заметный след. Они явились зачинателями многих полезных дел в хозяйстве, просвещении и культурной жизни края. Они всячески старались облегчить жизнь крестьянина, сделать его тяжелый труд более производительным. Так, Бечасный Владимир Александрович в Смоленщине научил крестьян выжимать масло из конопляных семян, для чего сам сконструировал маслобойку.

Первая школа для взрослых была основана в Олонках Владимиром Федосеевичем Раевским.

Через родных и знакомых в России они выписывали огородные семена и распространяли овощные культуры среди крестьян. С этого времени в пригородных сёлах появляются большие огороды с парниками.

Декабристы первыми в Сибири стали проводить опыты по разведению фруктовых деревьев и созданию цветников. Они убеждали крестьян разводить сады.

И так всюду, по всей Сибири, где бы ни были декабристы на поселении, они несли людям свет и знание, заступаясь за крестьян перед местными властями. Первые революционеры, они были и первыми краеведами в Сибири, изучали природу, хозяйство и историю края. Хорошо понимая важность природных богатств, для развития промышленности, они уже тогда предсказывали, что со временем вся Сибирь должна стать страной фабрик и заводов.[6]

После отбывания тюремного заключения в Иркутске на поселении находились семьи Волконских и Трубецких.

Вслед за своими мужьями в Сибирь выехали и их жёны. Их было одиннадцать, этих героических женщин и Варвара Михайловна Шаховская она была лишь невестой П.Муханова.

24 июля 1826 года из великолепного особняка на Английской набережной в Петербурге выехала в Сибирь двадцатишестилетняя дочь графа Лаваля, княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая. Эта выросшая в роскоши аристократка первая последовала на каторгу и в ссылку за своим осужденным мужем, декабристом Сергеем Петровичем Трубецким.

Вслед за Трубецкой из дома Волконских на Набережной Мойки в Петербурге, выехала к мужу, Сергею Григорьевичу Волконскому, в Нерчинские рудники двадцатилетняя княгиня Мария Николаевна Волконская, дочь известного героя 1812 года генерала Н.Н.Раевского.

Поехали в Сибирь за осужденными не все женщины. Не у всех хватило любви, твёрдости духа или возможностей, тем большего уважения заслуживают преданные, самоотверженные и мужественные.

На тихую улочку в центре Иркутска в старинную усадьбу приезжают люди со всего света, чтобы узнать о судьбах “государственных преступников”, отбывавших ссылку в Сибири. Это усадьба декабриста князя Сергея Григорьевича Волконского.

Рядом, на соседней улице находится дом князя Сергея Петровича Трубецкого. Усадьба Волконского и дом Трубецкого входят в состав историко-мемориального комплекса “Декабристы в Сибири”. Ежегодно с 14 по 25 декабря музей проводит традиционный областной фестиваль “Декабристские вечера”. В эти дни проходят концерты в областной филармонии, литературно-музыкальные салоны в домах Волконских и Трубецких, литературные вечера в областных и городских библиотеках.

Проходят века. Но живёт в сердце народном память об их благородном порыве, о цельности их характеров, о святости их помыслов.

Далеко в Акатуе у бывшей тюремной стены могила Лунина. Тяжёлый черный крест издалека виден в Петровске-Забайкальском, бывшем Петровском Заводе, здесь похоронен Горбачевский, один из немногих декабристов, оставшихся в Забайкалье после амнистии 1856 года. А чуть поодаль от креста скромный памятник над прахом Александры Муравьёвой. И стихи Пушкина, привезённые ею в Сибирь, вернее, строфа из них – вечные строки над вечным покоем. А муж её покоится всё том же Урике, откуда увезли Лунина, чтобы уничтожить в Акатуе. А под сенью деревьев в ограде Знаменской церкви в Иркутске – Муханов, Панов, Бечаснов и Екатерина Ивановна Трубецкая, два года не дожившая до амнистии, и двое детей Трубецких.

Мы приходим к их могилам, чтобы поклониться их мужеству. И не можем представить их умершими. Они живут в воображении нашем молодыми и сильными.[7]

Нет, – веруйте в земное воскресение:
В потомках ваше племя оживёт,
И чад моих святое поколение
Покроет Русь и процветёт

(А.И.Одоевский)

Примечания

  1. Исторический атлас. Иркутская область. Москва, “Дик”,2000,стр.16.
  2. Коваль С.Ф.(зам.редактора серии “Полярная звезда).К 25-летию серии. Статья в Интернете.
  3. Сергеев М.Д. Несчастью верная сестра. Иркутск,1992, стр.4.
  4. Панов В.А.,Юкавкин В.Г.Очерки по истории Иркутской области.1970,стр.4.
  5. Исторический атлас. Иркутская область. Москва, “Дик”,2000,стр.16.
  6. Панов В.А.,Юкавкин В.Г.Очерки по истории Иркутской области.1970,стр.52-54.
  7. Сергеев М.Д.Своей судьбой гордимся мы. Иркутск,1973,стр.49.