Птицы, занесенные в Красную книгу Республики Татарстан

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Задача урока: создать условия для обобщения представлений детей о том, что человек – это часть природы

Формировать общие представления о фактах отрицательного воздействия человека на природу (землю, воздух, воду, растения и животных) для удовлетворения своих потребностей, укрепления и охраны здоровья; понимания того, что человек должен бережно и гуманно относиться к среде обитания: экономно расходовать то, что в ней есть, защищать и охранять природу.

Предварительная  работа

– Знакомство с Красной книгой.
– Чтение познавательной литературы о птицах, занесенных в Красную книгу.
– Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми.
– Игры типа “Чей нос лучше?” и т. п.

Ход занятия

1. Рассказ  воспитателя.

Воспитатель. Какая удивительная планета – Земля. На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Вы, наверное, видели географический глобус и знаете, что Земля – огромный шар. Он вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды.

2. Рассматривание глобуса.

– Какой формы глобус?

– Что на нем изображено?

– Как на глобусе обозначены реки, моря, леса, океаны, горы?

Педагог показывает по глобусу географические названия знакомые детям.

Посмотрите сколько километров им приходиться лететь, чтобы опять вернуться туда, где они родились. Им не страшен ни ветер, ни дождь. Они не должны бояться и нас. А для этого мы должны знать правила поведения обращения с природой.

3. Беседа “Что есть на Земле?”, “Почему мы называем книгу красной?”

– Что такое природа? – Что обозначает красный цвет?

– Какие живые существа населяют Землю? Какие птицы занесены в Красную книгу?

– Почему Землю называют общим домом?

4. Игра  “Как человек использует землю, воду, растения, животных?”.

Дети делятся на 4 группы, каждой группе воспитатель выдает картину-схему с изображением воды, земли, растений и животных. Каждая группа отбирает картинки в соответствии с использованием человеком определенного природного объекта, потом доказывает свой выбор.

5. Чтение детьми по столбикам заранее выученного стихотворения.

Земля – наш общий дом

Ты можешь удивиться,
Узнав, – Земля – наш общий дом!
Живут в нем звери, птицы,
И мы с тобой живем.

Земля – наш дом огромный,
В нем много этажей
Для жителей подводных
И для лесных ужей.

Для всех квартир хватило:
Для буйволов и коз,
Для сов и крокодилов,
Для зайцев и стрекоз.

Земля – наш дом огромный,
И пусть сооружен
Он не из плит бетонных,
Но суть совсем не в том.

А в том, что мы соседи,
И мы должны сберечь
Оленей и медведей.
Об этом наша речь!

И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее. Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое?

ДЕТИ: Тепло, свет.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А что нам дает тепло, свет?

ДЕТИ: Солнце.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?

ДЕТИ: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос – Откуда растут трава, деревья? – из земли.)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, нужна почва и вода, т.е. почва с влагой (ставит почву). И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья). Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…

ДЕТИ: Насекомых.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?

ДЕТИ: Птицы.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц). Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. Наша пирамида будет молчать, ничего не подскажет. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц?

Посмотрите сколько километров им приходиться пролететь, чтобы опять вернуться туда, где они родились. Им не страшен ни ветер, ни дождь. Они не должны бояться и нас. А для этого мы должны знать правила поведения обращения с природой.

ВОСПИТАТЕЛЬ: поставим пирамиду жизни. И никогда ничего не будем разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой. И пусть наша книга будет зеленой, а не красной.

Занятие мы закончим прослушиванием стихотворения Я. Аким “Береги свою планету”:

“Есть одна планета-сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.
Береги свою планету, ведь другой на свете нету”