Неизменяемые имена существительные

Разделы: Начальная школа


Цель: Обучение правильному употреблению неизменяемых существительных в речи.

Задачи:

  • Активизировать знания по данной теме.
  • Развивать аналитическое мышление.
  • Воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока

Оргмомент

- Посмотрите, какой сегодня прекрасный день! Представьте своего любимого животного. Посмотрите на него ласково. Улыбнитесь от всей души. Надеюсь, что такое хорошее настроение сохранится до конца урока.

- Давайте, скорее, приступим к работе, пусть интересным будет урок!

- Отгадайте, какое животное нравится мне: оно обитает в тропическом тепловом поясе, его можно встретить только на материке Австралия, оно хорошо прыгает и даже боксирует.

- Это кенгуру. (на доске открывается картинка животного).

- Кенгуру поможет нам открывать тайны русского языка.

Сообщение темы и цели урока

- В сумке у кенгуру слова: кенгуру, фламинго, шимпанзе, пеликан, страус.

- Что объединяет их? Разделите на 2 группы.

- Что общего у слов этой группы? (неизменяемые)

- Сформулируйте тему урока, для чего изучаем ее?

Объяснение нового материала

- Почему эти слова неизменяемые? Ксюша поработала в библиотеке со словарем. Давайте послушаем, что она узнала. (сообщение ученицы). Сделайте вывод. (слова иностранного происхождения)

- Давайте посмотрим, как они ведут себя на "своей территории". Вы тоже изучаете иностранный язык. Вспомним одно стихотворение:

A dog went to town to by a frog.
What? A dog with a frog?
A frog for a dog?
Who ever saw a dog with a frog?

- Назовите имена существительные. Меняется ли их форма?

- Значит, когда слова-иностранцы попадают к нам , они ведут себя так же - не изменяются.

Закрепление

- Поупражняемся употреблять неизменяемые существительные в речи. Откройте тетради, запишите число, классная работа, упражнение 116.(составление словосочетаний с неизменяемыми именами существительными)

Физминутка

- Если весело тебе, то делай так:

- Продолжим нашу работу. В сумке у кенгуру транскрипция некоторых слов. Какую ошибку можно допустить при написании несклоняемых имен существительных? ([т'ирэ], [кафэ], [купэ])

- Запишите эти слова правильно. Проверьте. (перевернуть карточки)

- Еще можно ошибиться при определении рода. Его нужно просто знать или обращаться к словарю.

- Составьте словосочетания прилагательное + существительное со словами кенгуру, фламинго, какаду, шимпанзе. А если речь идет о множественном числе, что произойдет с прилагательным и существительным?

- В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с неизменяемыми именами существительными. Чтобы понять, о чем нам хотят сообщить, надо знать значение слова.

- Посмотрите на доску (на доске написаны слова: кашне, эскимо, ралли, драже, желе, пенальти, плиссе, ситро, пальто). Какие слова вам непонятны? (толкование слов по словарю).

- Разделите данные слова на 3 группы. Объясните свое решение. Посмотрите, как сделала я. (1 группа: кашне, плиссе, пальто; 2 группа: желе, ситро, драже, эскимо; 3 группа: пенальти, ралли) По какому принципу?

Домашнее задание

- Чтобы вы хорошо запомнили неизменяемые имена существительные, мы с кенгуру приготовили для вас памятки и вложили в учебники. Они помогут вам выполнить домашнее задание - написать фэнтэзи о кенгуру (фэнтэзи - сказка, фантастика, приключения).

Памятка

Колибри, кенгуру, шоссе,
фламинго, пони шимпанзе,
какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье -
Ты все слова запоминай, но никогда их не склоняй!

Итог

- Сегодня весь урок мы говорили о неизменяемых именах существительных. Подведите итог, опираясь на таблицу:

  • Я знаю :
  • Я умею :
  • Я применяю :

Рефлексия

- Найдите у себя в учебнике кенгуренка. Если урок был для вас полезен, нарисуйте ему улыбку.

- Спасибо за работу. Урок окончен.

Список литературы

  1. Вартаньян Э. Рождение слова Детская литература, М., 1970
  2. Волина В. Учимся играя "Новая школа", М., 1994
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка М., 1997
  4. Я познаю мир Русский язык АСТ, М., 1997