Путешествие в мир домашних животных

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Занятие может быть проведено в 1-2-х классах.

Цели:

  • Систематизировать и расширить знания детей о домашних животных, их особенностях.
  • Вызвать интерес детей к окружающему миру, формировать у них реалистические представления о природе.
  • Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление (учить сравнивать, делать обобщения).
  • Воспитывать доброе отношение к живому.

Оборудование: плакат с изображением деревенского двора, картинки с домашними животными.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Систематизация знаний.

У. - Ребята, отгадайте загадки

- Кто колючий словно ёлка,
Носит на спине иголки? (ёж)

- Кто пчелиный любит мёд,
Лапу кто зимой сосёт? (медведь)

- Чей тоскливый вой
Слышится зимой? (волк)

- Это что за шалунишка
Рвёт с еловой ветки шишку,

Семена в ней выгрызает,
Шелуху на снег бросает? (белка)

- Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней? (лиса)

У. - Что объединяет этих животных?

Д. - Это дикие животные.

У. - На прошлом занятии мы путешествовали в мир диких животных. Какие особенности мы выявили у них?

Д. - Дикие животные сами добывают себе пищу, сами защищают себя от врагов и непогоды, сами устраивают себе жильё, ухаживают за потомством.

У. - Молодцы, ребята. А теперь поиграем в "Блиц-игру". Я вам читаю предложение, а вы хором его заканчиваете:

- Заяц зимой белый, а летом:

- У зайца хвост короткий, а уши:

- Заяц пушистый, а ёж:

- Ёж спит днём, а охотится:

- Ёж маленький, а медведь :

- Белка зимой серая, а летом :

- У лисы хвост длинный, а у зайца :

- Белка живёт в дупле, а ёж :

- У лисы шерсть мягкая, а у волка :

III. Основная часть.

У. - Сегодня мы совершим ещё одно путешествие, путешествие в удивительный мир домашних животных.

(на доску вывешивается плакат с изображением деревенского двора, домашних животных и белки или любого дикого животного)

Представьте себе, что вы на деревенском дворе.

Кто вас встретит первым на нём? Отгадайте загадку:

Я хозяину служу -
Дом хозяйский сторожу,
И рычу и громко лаю,
И чужих я прогоняю.

Д. - Собака.

У. - Да, это собака.

Как выглядит собака, знают все. Но если попросить людей описать своих любимцев, рассказы получатся разными. Ведь у кого-то в доме живёт маленькая белая болонка, а у кого-то огромный пятнистый дог.

- А какие породы собак знаете вы?

- Д.-Овчарка, такса...

- У. - А кто из вас знает, как человек приручил собаку?

(Это произошло во время совместных охот древних людей и диких собак. Собаки помогали человеку находить и загонять зверей в глубокие ямы, а человек делился с ними частью добычи.)

- Есть собаки охотничьи (борзые, лайки, таксы, терьеры, спаниели), спасатели (сенбернары, ньюфаундлеры), собаки-повадыри (овчарки, колли),пастушьи ( шотландская, немецкая, кавказские овчарки), ездовые собаки (лайки), сторожевые.

- Тысячи лет живёт собака вместе с людьми. Она охраняет скот, склады, дома, помогает охотникам выслеживать зверя, стережёт границу, водит по улицам слепых, спасает людей в горах и на воде.

- Куда мы поселим собаку на нашем дворе?

Д.- В конуру или будку.

У. - Как называются детёныши собаки?

Д. - Щенки.

У. - Кто из вас не мечтает взять щенка. Но если вы хотите завести щенка, будьте готовы взять на себя большую ответственность. Щенка нужно кормить по часам, ходить с ним гулять, учить, воспитывать, лечить, а главное - его нужно любить!

У. - Путешествуем дальше.

Мы подходим к дому, поднимаемся по ступенькам.

Кто встретит нас в доме?

Д. - Кошка.

У. - Правильно, кошка.

"Котя, котенька, коток!
Котя, серенький хвосток.
Приди, котя, ночевать,
Мою деточку качать".

- Так поётся в русской народной колыбельной песне. Легко себе представить ласкового котика в серой бархатной шубке, который качает детскую колыбельку и мелодично мурлычет: "Мур-мур-мур".

- Как выглядит домашняя кошка? Опишите.

Д. - У кошки шерсть пушистая, лапки мягкие, на лапках - "царапки" - острые коготки, уши широко расставлены, а глаза - большие, зелёные, ясные и внимательные. Есть у киски и усы, и длинный хвост.

У. - Какие дикие звери являются близкими родственниками домашних кошек?

Д. - Домашние кошки принадлежат к семейству кошачьих. Её родственники - тигр, леопард, барс, рысь.

У. - Чем питаются кошки?

Д. - Домашние кошки - хищницы. Они любят мясо, рыбу, печёнку. С удовольствием лакомятся сметаной и молочком.

У. - Как называют детёнышей кошки?

Д. - Котята.

У. - Какую пользу приносят кошки?

Д. - Ловят мышей, создают уют в доме.

У. - Куда мы поселим кошку? (в дом)

У. - Идём дальше и подходим к сараю. Кто там может жить? (корова)

- Тело у коровы широкое, с округлыми широкими боками, ноги короткие, длинный сильный хвост напоминает метёлку - им корова отгоняет надоедливых мух и слепней. У коровы крупная голова с загнутыми вверх рогами, стоячие уши, которыми она хорошо слышит, и большие тёмно-карие бархатистые глаза. У коров отличное обоняние: по запаху они отлично отличают съедобные травы и несъедобные.

- Ребята, чем питаются коровы? (травой)

- Коровы травоядные животные. Летом они пасутся на лугу.

- А чем они питаются зимой? (сеном)

У. - Летом хозяева заготавливают для своих Бурёнок корм на зиму. В деревнях начинается весёлая пора сенокоса. Народ примечает: "Коси, коса, пока остра" и зовёт всех на работу: "Кто дорос, спеши на сенокос". Люди спешат скосить луговые травы, пока те не пересохли на горячем солнышке, чтобы стебли трав не стали грубыми и жёсткими. На больших лугах сено косят сенокосилками, а на лужайках и полях, как в старину, острыми косами. Скошенное сено сушат на солнце, ворошат граблями и собирают в скирды.

- Как называют детёныша коровы? (телёнок)

- Детёныша коровы называют телёнком. Уже через час новорожденный телёнок встаёт на ещё неокрепшие ножки. Корова заботливо вылизывает малыша языком. Первое время телёнок пьёт материнское молоко, а потом весело бегает по лугу и щиплет вместе с мамой зелёную траву.

- Как вы думаете, какую пользу приносят коровы людям?

Д. - Они дают нам молоко и мясо.

У. - Из молока люди научились готовить много полезных, вкусных, питательных продуктов. Какие? (сметана, кефир, творог и другие)

- И сметану, и кефир,
Сливки, ряженку и сыр,
Творог, масло, простоквашу,
Молоко для вкусной каши
Нам даёт Бурёнка наша!

У. - Кого ещё мы можем увидеть в сарае? (свинью)

- Чем питается свинья? (зерном, овощами)

- Свиньи неприхотливы в еде. Они всеядны.

- Зимой и летом свиней держат в сарае, кормят зерном и овощами. Любимое лакомство свиней - жёлуди.

- Как называются детёныши свиньи? (поросята)

- Обычно у свиньи родится 10-12 маленьких поросяток. У них розовые пяточки, забавные хвостики колечком и мягкая редкая щетинка. Свинья кормит поросят молоком, и они быстро растут.

- Что человек получает от свиньи? (мясо, сало)

- А ещё свиная щетина жёсткая и упругая, она очень хороша для изготовления щёток и кистей для краски и клея.

У. - А кто ещё нам даёт молоко? (коза)

- А как выглядит домашняя коза, помните?

- Коза небольшое животное, тело её покрыто густой шерстью. Ноги у козы высокие, стройные, хвост - короткий. У козы стоячие уши, а голова украшена острыми рожками. Эти животные обладают хорошим зрением, слухом и обонянием. Они грациозны и ловки, быстро бегают, отлично прыгают, могут лазать по крутым склонам гор.

- Чем питаются козы? (травой, а зимой сеном)

- Как называется детёныш козы? (козлёнок)

- Какую пользу козы приносят людям?

- Очень полезно и вкусно козье молоко. Из него готовят сыр, брынзу, творог и сметану.

Козы ангорской, оренбургской пород ценятся людьми за чудесную шерсть и тёплый пух. Из козьей шерсти вяжут красивые платки, свитеры, шапочки, шарфы и варежки.

У. - Кто ещё живёт на деревенском дворе? (лошадь)

- Лошадь - прекрасное, благородное животное. У неё крупное тело, сильные стройные ноги, оканчивающиеся копытами, густые пышные грива и хвост, стоячие уши и большие умные глаза.

- Как называется детёныш лошади? (жеребёнок)

- Весной у лошади рождается жеребёнок. Он ещё слабый, беспомощный. Пытается встать на подгибающиеся ножки и падает. Мама-лошадь старательно вылизывает его шёрстку шершавым языком. Жеребёнок пьёт материнское молоко. (Кстати, люди издавна используют кумыс - сквашенное молоко кобылы. Этот вкусный и целебный продукт называют богатырским напитком, эликсиром здоровья и долголетия.)

Проходит несколько дней, и жеребёнок начинает резво бегать по лугу и щипать травку рядом с матерью.

- Какую пользу приносит лошадь? (перевозит грузы)

- В старину крестьяне запрягали лошадь в плуг и распахивали поле. На лошадях возили и сено с лугов, и дрова из леса, и снопы с полей. И сейчас лошади незаменимы в деревне. Народ и пословицу придумал: "Не избегай коня, купив трактор".

У. - А кто живёт ещё на деревенском дворе, вы узнаете, отгадав загадку:

Я маленькая, белая,
Пугливая, несмелая,
Шерсть даю своей хозяйке
На шарфы и на фуфайки. (овца)

- Как выглядит домашняя овца, помните?

- Это небольшое животное. Её тело покрыто густой курчавой шерстью. В древности овечья шерсть ценилась дороже золота, её называли золотым руном.

У овцы стройные ноги, оканчивающиеся копытами, крутой выпуклый лоб и маленькие рожки. Домашние овцы - осторожные и пугливые.

Овцы травоядные животные. Летом они питаются травой на зелёных лугах. Зимой овец кормят заранее заготовленным сеном, а в непогоду содержат в специальных деревянных загонах.

Овцы и бараны дают людям великолепную мягкую и тёплую шерсть, из которой мастерицы вяжут свитеры и кофточки, платки, шарфы, варежки и шапки.

У. - Посмотрите, ребята, мы заселили деревенский двор. Почему у нас осталась белка?

Д. - Белка-это не домашнее животное.

- А каких ещё домашних животных вы знаете? (гуси, утки, индюки - это домашняя птица).

- А почему всех этих животных мы называем домашними?

Д. - Они живут рядом с человеком, человек заботится о них, строит жилища, кормит, заботится о потомстве.

- А теперь оживим наш двор. Вспомните голоса домашних животных.

Я вам буду читать маленькое стихотворение, а вы вставьте подходящее звукоподражание.

1.

Кто похлёбку съел мою?
Свинка хрюкает: (хрю - хрю )

2.

Молочка налили мало!
Кот мяукал:(мяу-мяу)

3.

Хватай вора за рукав!
Пёс залаял:(гав-гав-гав)

4.

Мой хозяин далеко!
Ржёт лошадка:(и-го-го)

5.

Где телёнок, не пойму?
Замычит корова:(му-у-у-у)

IV. Итог занятия.

У. - Вот и подошло к концу наше путешествие в мир домашних животных.

Закройте глазки, вспомните все наше занятие. Подумайте, что нового, интересного вы узнали на нем. Что запомнилось больше всего?

- Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец, свиней, словом, без домашних животных.

Нет, это невозможно! Мы привыкли к нашим друзьям и помощникам. Многие тысячелетия они живут рядом, кормят и поят, одевают и обувают нас, отдают нам свою привязанность, тепло и ласку, пробуждая в наших сердцах благодарность и доброту.

 Домашних животных я очень люблю:
Кормлю, берегу и ласкаю,
Собаку и кошку, козу и свинью
Друзьями своими считаю.

Корова, коза молоко нам дают,
Нет шерсти овечьей пышнее,
Нам кошка - мурлыка подарит уют
И всех переловит мышей.

Помощники наши - корова, баран
И конь вороной тёмногривый.
Живут с нами рядом, привязаны к нам,
Доверчивы, миролюбивы.

Список использованной литературы.

1. Брэм А.Э. Жизнь животных: Том 1: Млекопитающие. - М.: Терра, 1992.

2. Хлебович В.В. пока ещё не домашние. - М.: Агропромиздат, 1987.

3. Лучич М.В. Детям о природе. - М.: Просвещение, 1990.

4. Гершун В.И. Домашние животные. - М.: Педагогика, 1991.

5. Дубровина Е.О. О собаках и кошках, обо всех понемножку. - М.: Гном и Д, 2000.

6. Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они? - М.: Гном и Д, 2002.