Марина Цветаева

Разделы: Литература


слайд 1

В мире ревущем:
– Слава грядущим!
Что во мне шепчет:
– Слава прошедшим!
Вам, приходящим,
В счёт не идущим,
Чад не родящим
Мне – предыдущим.
С клавишем, с кистью ль
Спорили, с дестью ли
Писчею – чисто
Прожили, с честью.
Белые – краше
Снега – сокровищ!
Волосы – вашей
Совести – повесть.

слайд 2

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сонм и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
– Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.

слайд 3

Формула наперёд всей моей писательской и человеческой судьбы….

Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне имя – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти-
Тем гроб и надгробные плиты….
– В купели морской крещена – и в полёте
Своём – непрестанно разбита.!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьётся моё своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти?
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю.!
Да здравствует пена – весёлая пена-
Высокая пена морская!

слайд 4

Родилась двадцать шестого сентября 1892 года.

Красною кистью
рябина зажглась.
Падали листья
Я родилась.
Спорили сотни колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

слайд 5

«отец – сын священника владимирской губернии, европейский филолог, доктор Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, а затем в Московском университетах, директор Румянцевского музея, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель первого в России музея Изящных искусств (Москва, Знаменка).

Умер в Москве в 1913 году, вскоре после открытия Музея…

Мать – польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одарённая в музыке… знала пять языков, не считая русского, а шестой выучила незадолго до смерти. Умерла молодой».

слайд 6

(из воспоминаний дочери М. Цветаевой А.С. Эфрон)

«Они встретились – 17-летний и 18-летняя – 5 мая 191 1года на пустынном, усеянном мелкой галькой, волошинском пруду. Она собирала камешки, он стал помогать ей – красивый грустной и кроткой красотой юноша, почти мальчик с поразительными огромными, в пол-лица глазами; заглянув в них, всё прочтя наперёд. Марина загадала: если он найдёт и подарит ей сердолик, я выйду за него замуж. Конечно, сердолик он нашёл тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных, – вложил ей его в ладонь, розовый, изнутри освещённый, крупный камень, который чудом уцелел и по сей день».

слайд 7

Я с вызовом ношу его кольцо!
– Да, в вечности – жена, не на бумаге, –
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно – великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно – безполезны!
Под крыльями раскинутых бровей-
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
– Всем вам, кто жил и умирал без страху!
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.

слайд 8

В 1914 году Серёжа, студент первого курса Московского университета, отправляется на фронт с санитарным поездом в качестве брата милосердия. Превратно понятые идеи товарищества, верности, присяге, вскоре возникшее чувство обречённости «белого движения» и невозможности изменить – именно обречённым уводят его самым скорбным, ошибочным и тернистым путём., через Галлиопи и Константинополь – в Чехию и Францию.

Когда выяснилось, что Сергей Яковлевич эвакуировался в Турцию вместе с остатками разбитой белой гвардии, Марина поручила уезжавшему за границу Эренбургу разыскать его. Приехав за границу, Илья Григорьевич Эренбург отыскал Серёжу. Первого июля 1921 года Марина получила от него первое письмо».

слайд 9

Покамест день не встал
С его страстями стравленными,
Из сырости и шпал
Россию восстанавливаю.
Из сырости – и свай,
Из сырости – и серости
Покамест день не встал
И не смешался стрелочник.
Туман ещё щадит,
Ещё в холсты запахнутый
Спит ломовой гранит,
Полей не видно шахматных….
Из сырости – и стай…
Ещё верстами шалыми
Лжёт вороная сталь –
Ещё Москва за шпалами!
Так под упорством глаз –
Владением бесплотнейшим
Какая разлилась
Россия – в три полотнища!
И шире – раскручу!
Невидимыми рельсами
По сырости пущу
Вагоны с погорельцами:
С пропавшими навек
Для Бога и людей!
(знак: сорок человек
и восемь лошадей)
Так, посредине шпал,
Где даль шлагбаумом выросла,
Из сырости и шпал
Из сырости – и сирости.
Покамест день не встал
С его страстями стравленными-
Во всю горизонталь
Россию восстанавливаю!
Без низости, без лжи:
Даль – две рельсы синие…
Эй, вот она! – Держи!
По линиям, по линиям….

слайд 10

У ваятеля может остановиться рука – резец.
У художника может остановиться рука – кисть.
У музыканта может остановиться рука – смычок.
У поэта может остановиться только сердце.

Эти лаконичные, но выразительные реплики, где страсть к жизни, духовная сила и мужество преодоления – своеобразная «формула творчества». Но она не услышана, не принята окружающими. Всё ближе и ближе героиня подходит к роковой черте.

Руки даны мне – протягивать каждому обе, –
Не удержать ни одной, губы – давать имена,
Очи – не видеть, высокие брови над ними –
Нежно дивиться любви – нежней – нелюбви.
А этот колокол там, что кремлёвских тяжелее,
Безастановочно ходит и ходит в груди,
– Это – то знает? Не знаю, быть может,
Должно быть –
Мне загоститься не дать на российской земле!

В 1922 году уезжаю за границу, а мой читатель остаётся в России, куда мои стихи не доходят. Итак, здесь я без читателя, в России – без книг.

слайд 11

Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию, – может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри – тот потеряет её вместе с жизнью.

слайд 12

Облака – вокруг,
Купола – вокруг.
Надо всей Москвой –
Сколько хватит рук! –
Возношу тебя, бремя лучшее,
Деревцо моё
Невесомое!
В дивном граде сем,
В дивном граде сем,
Где и мёртвой мне
Будет радостно, –
Царевать тебе, горевать тебе,
Принимать венец,
О мой первенец!
Ты постом – говей
Не сурьми бровей,
И все сорок – чти –
Сорок церквей.
Исходи пешком – молодым шажком!
Всё привольное
Семихолмие!
Будет твой черёд:
Тоже дочери
Передашь Москву
С нежной горечью
Мне же вольный сон, колокольный звон,
Зори ранние
На Ваганькове.

слайд 13

(Из воспоминания Максимилиана Волошина):

К вам душа так радостно влекома.
О, какая веет благодать
От страниц «Вечернего альбома»
(Почему альбом, а не тетрадь)
Ваша книга – это весть оттуда,
Утренняя благостная весть.
Я давно уж не приемлю чуда,
Но как сладко видеть: чудо есть.

слайд 14

(Из воспоминаний Б. Пастернака):

«Летом 1935 года я попал в Париж на антифашистский конгресс. Там я познакомился с сыном, дочерью и мужем Цветаевой, и как брата, полюбил этого обаятельного, тонкого и стойкого человека. Члены семьи Цветаевой настаивали на её возращении в Россию. Частью в них говорила тоска по родине и симпатии к коммунизму И Советскому Союзу, частью же соображения, что Цветаевой не житьё в Париже».

слайд 15

«Так одиноко, как .это пятилетие, мне никогда не было. Я здесь никому не нужна. Есть знакомые. Но какой это холод, какая условность, какое висение на ниточке и цепляние за соломинку. Какая нечеловечность….

Что мне делать слепому и пасынку,
В мире, где каждый отч и зряч,
Где по анафемам, как по насыпям,
Страсти! – Где насморком
Назван – плач!
Что мне делать, ребром и промыслом
Певчей! Как провод! Загар! В Сибирь!
ПО наваждениям своим-как по мосту!
С их енвнсомостью
В мире гирь.
Что мне делать, певцу и первенцу,
В мире, где наичернейший – сер!
Где вдохновенье хранят, как в термосе!
С этой безмерностью
В мире мер?!

Не знаю, сколько мне осталось жить…но знаю, что до последней строки буду писать сильно, что слабых стихов не дам.»

слайд 16

«Посуда, вода, слёзы… Никто не видит, не знает, что я уже год (приблизительно) ищу глазами крюк. Но их нет, потому что везде электричество. Никаких люстр… Я год примеряю смерть. Я год примеряю смерть. Всё уродливо и страшно. Я не хочу умереть. Я хочу не быть.

Смерть – это нет,
Смерть – это нет,
Смерть – это нет.
Нет – матерям,
Нет – пекарям
(Выпек – не съешь)
Смерть – это так:
Недостроенный дон,
Недовзращенный сын,
Недовязанный сноп,
Недодышанный вдох
Недокрикнутый крик.
Я – это да
Да – навсегда,
Да – вопреки,
Да – через всё!
Даже тебе
Да кричу, Нет!
Стало быть – нет,
Стало быть – взор
Календарная ложь!

слайд 17

(А. Тарковский – Цветаевой)

Я слышу, я не сплю, зовёшь меня, Марина,
Поёшь, Марина, мне крылом грозишь, Марина.
Как трубы ангелов над городом поют,
И только горечью своей неисцелимой
Ваш хлеб отравленный возьмёшь на Страшный суд,
Как брали прах родной у стен Иерусалима
Изгнанники, когда псалмы слагал Давид
И враг шатры свои раздвинул на Сионе.
А у меня в ушах твой смертный стон стоит,
За чёрным облаком твоё крыло горит
Огнём пророческим на диком небосклоне.

слайд 18

А. Ахматова – М. Цветаевой.

И отступилась я здесь от всего,
От земного всякого блага.
Духом, хранителем «местом сего»
Стала лесная коряга.
Все мы немного у жизни в госятх,
Жить – это только привычка.
Двух? А ещё у восточной стены,
В зарослях крепкой малины,
Тёмная свежая ветвь бузины….
Это письмо от Марины.

слайд 19

Марина Цветаева – детям:

«Милые дети!

Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы – люди или нелюди, – как мы. Но говорят, что вы – особая порода, ещё поддающаяся воздействию.

Поэтому:

– никогда не лейте зря воды, потому что в эту секунду из-за отсутствия её погибает в пустыне человек.

– Но оттого, что я не пролью этой воды ведь он её не получит.

– Не получит, но на свете станет меньше одним бессмысленным преступлением.

– Потому же никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближайший забор, ибо есть не только пустыня, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба.

– Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно, на них ссылаются! Ну а если вам скажут: «Так никто не делает» – отвечайте: «А я кто!»

– Не ссылайтесь не «На модно», а только на «не благородно».

– Не слишком сердитесь на своих родителей, помните, что они были вами, а вы будуту ими.

Кроме того, а для вас они – родители, для самих себя-я!

Увидя на дороге камень – уберите, представьте себе, что вы бежите и расшибаете себе нос; из сочувствия – уберите.

– Не торжествуйте победу над врагом. Достаточно – сознания.

– Когда вам будут говорить: «Это романтизм», вы спросите: «Что такое романтизм?» и вы увидите, что никто не знает; что люди берут в рот слово, смысл которого они не знают. Когда же окончательно убедитесь, что не знают, сами отвечайте бессмертным словом Жуковского «Романтизм – это душа».

Презентация.