История и развитие парламентаризма в России

Разделы: История и обществознание


Целевая аудитория: обучающиеся 11-го класса

Ключевые слова: политика, право, власть, избирательное право, избирательная система, выборы, референдум, парламент.

Цели:

  • повторить терминологию по теме урока;
  • повторить этапы становления и развития парламентаризма в России с опорой на знания, полученные на уроках истории и обществознания в 6-м-10-м классах;
  • продолжить формирование умений изучать и анализировать письменные исторические источники, извлекать из них новые знания, излагать «сквозные» вопросы темы урока;
  • познакомить с особенностями законодательной ветви власти в ХХ и начале XXI века;
  • познакомить с историей развития парламентаризма в регионе;
  • познакомить с ролью средств массовой информации в формировании политического сознания граждан;
  • подвести к пониманию роли политики в жизни общества и рядовых граждан в политической жизни общества;
  • создать условия для воспитания у обучающихся активный гражданской позиции.

Оборудование: текст Конституции Российской Федерации, текст Федерального закона «об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: выпуски Фатежской районной газеты «Путь Ильича» за 1970-1980-е годы, учебный фильм «Этапы становления парламентаризма в России» (подготовлен учителем обществознания О.Т.Соколовой, учителем краеведения Л.Н.Цыганковой).

Оформление учебного кабинета:  выставка рисунков «История в рисунках», плакат «История возникновения и развития парламентаризма в России», наглядный материал  избирательной компании 2011 года по выборам у Курскую областную Думу пятого созыва. Применяемое программное   обеспечение: текстовый процессор Microsoft Word и графический редактор MS PowerРoint.

Тип урока: комбинированный

Время: 80 минут.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята!

В рисунках, представленных вами на урок, вы отразили свое видение российской империи. Оно сформировало у вас на основе знаний, полученных на уроках, внеклассных мероприятиях через средства массовой информации, Интернет. Особо важным для вас всегда остается мнение родных и близких людей.

Спасибо всем за творческую работу.

Дорогие ребята, я рада, что мы с вами являемся свидетелями многих значимых событий новейшей истории нашей страны.

Одно из них – возрождение российского законодательства как неотъемлемой системы нашего государства.

Мне очень приятно, в первую очередь как учителю истории, что день  рождения первой Государственной Думы ХХ  столетия и мой личный день  рождения совпадают. Наверное  поэтому всю  сознательную жизнь я  активно участвую в работе выборных комиссий различного уровня. Мне также приятно, что на нашем уроке присутствуют наши друзья и помощники в  лице Виктора Филипповича Широбокова, председателя Представительного Собрания Фатежского района, Ольги Валентиновны Костиковой, корреспондента газеты «Фатежские будни», учителей истории и  обществознания Фатежского района.

Вот видите сколько у меня положительных эмоций. Мне бы очень  хотелось, чтобы мой  положительный заряд передался вам, чтобы мой положительный   заряд передался вам, чтобы на  сегодняшнем уроке вам было комфортно и познавательно.

2. Определение темы урока, постановка целей.

– Наш  сегодняшний урок посвящен 105-летию российского парламентаризма.

Нам предстоит повторить этапы становления и развития парламентаризма в России и нашем регионе, познакомиться с особенностями развития избирательной системы, в конце урока Вы должны  формулировать основные направления законодательной политике России на современном историческом этапе.

3. Актуализация знаний.

Беседа  по вопросам (на знание терминологии)

3.1. – Дайте определение понятию «политика».

(Политика – это искусство управления государством. Деятельность, связанная  соотношениями  между большими социальными  группами, нациями. Участие в делах государства, борьба за влияние в государственных делах).

3.2. – Дайте определение понятию «власть» (на знание терминологии).

(Власть – это возможность управлять, отдавать приказы, применять санкции. Политическая власть распространяется на всё общество, её требования относятся ко всем проживающим в границах данного государства. Лица, стоящие у власти могут использовать силу государства, чтобы добиться исполнения своих требований).

3.3. – Дайте определение понятию «право» (на знание терминологии).

(Право – обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения).

3.4. – Дайте определение понятию «избирательное право» (на знание терминологии).

(Избирательное право – совокупность правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных государственных органов, важный институт государственного права. В Избирательном праве закреплены принципы и условия участия граждан в формировании выборных органов, организация и порядок выборов и отзыва членов этих органов.

Различаются  активное, или общее, Избирательное право – право избирать, право голоса, дающее возможность участвовать также и в референдумах, право быть избранным – пассивное избирательное право).

3.5. – Дайте определение понятию «избирательная система» (на знание  терминологии)

(Избирательная система – порядок выборов органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами).

3.6. – Дайте определение понятию «выборы» (на знание терминологии)

(Выборы – демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на ключевые позиции в структурах государства).

3.7. – Дайте определение понятию «выборы» (на знание терминологии)

(Референдум – голосование граждан по важнейшим вопросам государственного и местного значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным  выражением власти народа).

3.8. – Дайте определение понятию «парламент» (на знание терминологии)

(Парламент – высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей).

3.9. – В каком документе отражены права граждан на участие в управлении делами государства (на знание документов)?

(Пункты 1 и 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гласят: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлен6ии делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме»).

3.10. – В какой главе Конституции Российской Федерации говорится  о деятельности парламента Российской Федерации – Федеральном Собрании. (глава 5. Федеральное Собрание, статьи 94-109)

4. Продолжение  изучения темы урока (углублением знаний)

4.1. – Я предлагаю вам экскурс в историю– фильм «Этапы становления  России». Прошу вас быть внимательными. Не забывайте делать тезисные записи во время просмотра фильма, которые помогут вам ответить на вопросы при подведении итогов урока.

Учебный фильм «Этапы становления и развития парламентаризма в России»

Слайд 1 История развития парламентаризма в России

Традиции  представительства имеют в России  древнюю историю. Они пришли на смену непосредственному участию населения в делах отечества.

Слайд 2 Княжеская Дума

В российских  землях в качестве совещательного органа при князе имелись княжеские думы.

Слайд 3, 4 Боярская Дума

С конца ХV в. они  становятся постоянными и получают наименование Боярская  дума. Боярская дума была упразднена в 1711г. в связи с созданием Петром I Сената.

Слайд 5 Сенат при Петре I,

Слайд 6 Здание правительствующего сената и синода,

Слайд 7 Земские соборы

В Московской Руси в наиболее сложные периоды ее истории созывались Земские соборы.

Существование соборов охватывает сто лет, с середины ХVI до середины XVII вв. Несмотря на их  совещательный характер, они способствовали собиранию Русских  земель, преодолению «смутного времени»,  формированию централизованного государства.

В России после Земских соборов в течение 250 лет отсутствовал общенациональный представительный орган власти.

Слайд 8 Драматические события  начала ХХ века

Формировании общероссийского представительства относятся к началу ХХ в, драматическому времени в истории России: поражение в русско-японской войне, расстрел 9 января 1905 г. в Санкт-Петербурге мирной демонстрации рабочих (кровавое воскресенье), восстание на броненосце «Потемкин»,  всероссийская политическая стачка, декабрьское (1905 г.) вооруженное восстание в Москве. В эти дни, в разгар вооруженных столкновений 11 декабря 1905 г. принимается закон о выборах первой Государственной Думы.

Слайд 9 Избирательные курии

Согласно закону образовывались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая.

Слайд 10  Учреждение Государственной Думы (1905-1906 г.)

Слайд 11 Манифест об учреждении Государственной Думы 1905 года, (6 августа)

Слайд 12 Обращение к избирателям

Слайд 13 Обращение к крестьянам

Слайды 14, 15, 16, 17 Марки 1906 года на тему выборов

17 октября 1905 года император Николай II подписал Манифест, в котором даровал населению гражданского права и свободы, а также Думу,  наделенную законодательными полномочиями. Был издан указ,  регламентирующий выборы в Государственную Думу. Выборы не были всеобщими: в них не принимали участие женщины, военнослужащие,  молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий. Выборы не были равными: каждое сословие имело свои нормы представительства. Выборы не были прямыми: для крестьян – четырехстепенные, для рабочих – трехстепенные, для буржуазии и помещиков – двухстепенные. Члены Государственной Думы избирались сроком на 5 лет.

Слайд 18  Первая государственная Дума (27 апреля – 8 июля 1906г)

Слайд 19 Торжественное открытие Государственной Думы в Георгиевском зале Зимнего дворца. 27 апреля 1906 года

Слайд 20 Заседание Государственной Думы

Слайд 21 Таврический дворец в начале ХХ века

Слайд 22 Учет бюллетеней по выборам в Государственную Думу 1906 года

Слайд 23 Состав I Государственной Думы

На основе избирательного закона были проведены выборы в I Государсвтенную Думу. Первое заседание Думы было назначено на 2 7 апреля 1906 года. В здании Зимнего дворца собрались представители различных партий и беспартийные депутаты.

В состав I Думы вошли различные партии: кадеты, октябристы, трудовики, прогрессисты, социал-демократы, автономисты, беспартийные. Большевики и эсеры бойкотировали выборы в Думу, поэтому не были в ней представлены. Несмотря на отсутствие большевиков и эсеров, Дума оказалась по своему составу совсем не той, которую ожидал увидеть царь. По многим вопросам уже с первого заседания появились разногласия. Дума просуществовала 72 дня и 8 июля 1906 года была распущена.

Возглавлял I Государственную Думу профессор Московского университета С.А.Муромцев. За время работы Думы император подписал около 300 новых законов и только 2 из них были проведены через Государственную Думу.

Слайд 24 Вторая Государственная  Дума (20 фе6враля – 2 июня 1907 года)

Слайд 25 Состав П Государственной Думы

В начале 1907 года проводились выборы во II Думу. Заметный спад революционного движения позволял надеяться, что её состав окажется не таким радикальным и правительство сумеет установить контакт с депутатами. Но напрасно. Только 54 члена (октябристы и черносотенцы) из 518 составили её правую фракцию. Левые партии – социал-демократы, эсеры, трудовики увеличили свои ряды. Возглавил Думу Головин. Вскоре представился повод для разгона Государственной Думы. Департамент полиции получил данные, что некоторые члены социал-демократической фракции сотрудничают с боевыми дружинами рабочих. Их тут же обвинили в военном заговоре против власти, и 2 июня 1907 года II Дума была распущена. В момент её работы Николай II принял около 250 законов и только 1 с участием думцев.

Уже на следующий день, 3 июня, был издан новый закон о выборах в Думу. В соответствии с ним система выборов изменилась в пользу помещиков, промышленников, торговцев.

Слайд 26  Третья Государственная Дума (1 ноября 1907г. – 9 июня 1912 г.)

Слайд 27 Состав третьей Государственной Думы

Новая Дума начала работу 1 ноября 1907 года. III Государственная дума состояла в основном из сторонников монархии и правительства. В Думе было 442 депутата, из которых 148 октябристов и 144 правых. Вместе эти партии составляли большинство, необходимое для принятия решения. Председателями III Думы были октябристы, последовательно сменявшие друг друга на этом посту: смоленский помещик Н.А.Хомяков, лидер октябристов А.И.Гучков, Екатеринославский помещик М.В.Родзянко. Состав Думы в целом устраивал правительство и получил право на существование полного срока – III Государственная дума проработала все отпущенные ей законом пять лет. Срок её полномочий истёк 9 июня 1912 года.

Еще в ходе революции 1905 г. правительство разработало 4 законопроекта по рабочему вопросу: о создании больничных касс для рабочих, конфликтных комиссий из представителей рабочих и администрации, о сокращении рабочего дня до 10 часов, о пересмотре закона, карающего за участие в забастовке. Их рассмотрение затянулось до 1911 г., затем еще почти год они обсуждались в Думе. В конце концов, большинство их было принято.

По решению Думы в 9 украинских и белорусских губерниях появились земства. Дума приняла несколько законов, касающихся Финляндии. Русские и финские граждане, проживающие в Финляндии, уравнивались в правах. Финская казна выплачивала 20 млн. марок взамен воинской повинности. Финляндия лишалась права самостоятельности в вопросах о налогах, суде, охране порядка, таможне; отменялись финские деньги. За 5 лет своего существования Третья дума утвердила 2197 законопроектов. Были предоставлены гражданские права старообрядцам, уравнены в правах мужчины и женщины на педагогическом поприще. Женщины получили право быть присяжными поверенными на судах, открывать адвокатуры и т.п.

Слайд 28 Четвертая Государственная Дума (15 ноября 1912 г. – 25 февраля 1917 г.)

Слайд 29 Состав четвертой Государственной Думы

15 ноября 1912 года начал свою работу последний, четвёртый созыв Государственной думы. Во время Первой мировой войны IV Дума стала ареной ожесточённой борьбы либералов с правыми. Октябристы, кадеты и часть националистов образовали “Прогрессивный блок”, получивший в Думе большинство голосов. Февраль 1917 года положил конец истории Государственной Думы Российской империи, хотя некоторые депутаты продолжали собираться вплоть до 6 октября 1917 года. Последнюю Думу возглавлял М.В.Родзянко

Слайд 30 Выборы в Советы (1920–1936 г.)

Высшим органом власти после революции 1917 г. являлся Всероссийский съезд Советов, с образованием в 1922 г. Союза ССР — Съезд Советов СССР. Съездовская система просуществовала с 1917 по 1936 гг.

Слайд 31 Выборы в Верховный Совет СССР И РСФСР (1937–1950-е)

По Конституции РСФСР 1937 г. высшими органами власти являлись Верховный Совет и его Президиум. Конституция РСФСР 1978 г. сохранила эту систему. Президиум Верховного Совета при этом учреждался как орган Верховного Совета, подотчетный ему во всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных Конституцией, функции высшего органа государственной власти РСФСР в период между его сессиями (ст. 113 Конституции РСФСР 1978 г.).

Слайд 32  Выборы в Верховные Советы (1960–1980 г.)

Изменениями и дополнениями, внесенными в Основной Закон в 1989 г., высшим органом власти России был учрежден Съезд народных депутатов и как его постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган — Верховный Совет.

Слайд 33 Выборы народных депутатов СССР и РСФСР (1989–1990 г.)

Советская модель власти при всех ее недостатках вовлекла в политический процесс, в процесс участия в делах государства и общества миллионы и миллионы людей. Советы были массовыми, периодически избираемыми, их депутаты (рабочие, колхозники, врачи, учителя и др.) ощущали свою причастность к решению общественных дел, пользовались уважением и авторитетом в обществе.

Слайд 34 На пути к новой Государственной Думе (октябрь – декабрь 1993 г.)

Начало 90-х гг. прошлого века изменило страну, распался Союз ССР, его бывшие субъекты, союзные республики, — включая Российскую Федерацию, стали самостоятельными государствами.

Слайд 35 Государственная Дума первого созыва

12 декабря 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации, в которой впервые в истории страны общенациональный законодательный орган — Федеральное Собрание – назван парламентом. В 1993 году была избрана Дума первого созыва. В Думе было десять депутатских объединений, это обозначает, что десять партий преодолели 5% барьер и были представлены в составе Думы. Чем больше процентов набрала партия, тем больше депутатских мест она получила. Кроме  партии «Выбор России» были представлены фракции ЛДПР, “Женщины России”, “Яблоко”, Аграрная партия, КПРФ и другие партии. Были созданы 23 комитета и одна комиссия. Две трети депутатов – в возрасте от двадцати до пятидесяти, остальные – за пятьдесят и старше. Около 95% законодателей – специалисты с высшим и незаконченным высшим образованием. Возглавлял Думу Председатель Иван Рыбкин. За время работы Государственной Думы первого созыва вступили в силу 310 законов. Полномочия Думы закончились в 1995 году.

Слайд 36 Государственная Дума второго созыва

С 1995 по 1999 год работала Дума второго созыва. В составе Думы было уже меньше фракций – всего семь. Большинство во второй Думе представляла партия КПРФ, сохранили своё представительство партии: ЛДПР, “Яблоко”, появилась партия “Наш дом – Россия”. Увеличилось количество комитетов – их стало 28, сохранилась одна комиссия. Средний возраст депутатов – 47 лет. Почти все имели высшее образование, 150 – доктора и кандидаты наук. Возглавлял Думу Председатель Геннадий Селезнев, за время работы приняли 749 законов.

Слайд 37 Государственная Дума третьего созыва

В 1999 году прошли новые выборы в Государственную Думу. Дума третьего созыва была представлена девятью депутатскими объединениями. Резко сократилось представительство партии КПРФ, но все равно вместе с партией “Единство” она представляла самую большую фракцию. Вновь 5% барьер преодолели партии ЛДПР, “Яблоко”, Аграрная партия. Увеличилось количество комиссий – до 18, количество комитетов осталось прежним – 28. Большинство депутатов в возрасте от сорока до шестидесяти лет, 52 – свыше шестидесяти. Почти у всех (437 человек) высшее образование. Большинством голосов на пост Председателя Думы был вновь избран Геннадий Селезнёв. Дума приняла 772 закона, закончила свою деятельность в 2003 году.

Слайд 38 Государственная Дума четвертого созыва

Государственная Дума четвертого созыва заметно отличается от предыдущих – в её составе всего четыре депутатских объединения.

Наряду с “Единой Россией” сохранили места в Государственной Думе ЛДПР, КПРФ. В Составе Думы работают 29 комитетов и одна комиссия. Свыше 270 депутатов работали прежде в структурах государственной власти, 205 их них раньше избирались в Государственную Думу. Возглавляет Думу уже известный вам Борис Грызлов, Дума была избрана в 2003 году и срок её полномочий продлится до 2007 года.

Слайд 39 Государственная Дума пятого созыва

2 декабря 2007 года граждане Российской Федерации избрали новую Государственную Думу. В ее составе осталось также четыре партии, однако некоторые изменения произошли. В связи с тем, что выборы проходили только по партийным спискам – в составе новой Думы отсутствуют независимые депутаты. Наряду с партиями “Единая Россия”, ЛДПР, КПРФ в состав Думы прошла партия “Справедливая Россия”. Председателем Государственной Думы остался Борис Грызлов. Работа Думы нового созыва завершится в 2011 году.

В декабре 2011 года состоятся выборы депутатов Государственной Думы шестого созыва.

Слайд 40 Встречи Д.А. Медведева с представителями политических партий

Слайд 41 Встречи президента Российской Федерации  Д.А. Медведева

Вся история мирового парламентаризма связана с  возникновением, развитием политических  партий, пик деятельности которых приходится на парламентские выборы и выборы законодательных органов различного уровня. Именно политические партии являются той движущей силой, инструментом, который на практике активно содействует осуществлению  реальных изменений, проведению реформ во всех сферах жизни современного общества.

Слайд 42 Встречи В.В. Путина с лидерами молодежных объединений

Сегодня,  мы  имеем в России партийный плюрализм, а отсюда и жесткое партийное  противостояние, которое на выборах проявляется  наиболее остро. 

Слайд 43 Руководители Российского государства

За депутатские мандаты идет нешуточная борьба представителей разных политических партий.

Итоги выборов – объективная реальность, отражающая действительную политическую ситуацию. Более того,  результаты выборов являются чувствительным барометром, который  реагирует на изменения в социально-  экономической ситуации, улавливает малейшие колебания в настроениях  избирателей, помогает корректировать решения исполнительной и законодательной  ветвей власти.

4.2. – Какой вы видите современную Государственную Думу?

Дума в стихах учеников.

4.3. – Слушаем сообщение о формировании и развитии законодательной власти в регионе.

4.4. – 13 марта 2011 года прошли  выборы в законодательный орган региона – Курскую областную Думу.

– Слушаем сообщение по итогам региональных выборов.

4.5. – Ребята, вы знаете, что особую роль в формировании политического мировоззрения  играют средства массовой информации. Для вас подготовлено интересное сообщение об отражении политических событий в местной  газете.

4.6. – Сегодня нас познакомит с деятельностью органа муниципальной  власти – Представительного Собрания Фатежского района Курской области, Председатель  Собрания Виктор Филиппович Широбоков.

4.7. – Я  думаю, что логическим продолжением урока будет фильм о самом маленьком в России, но таком близком и дорогом  нашему сердцу городе– о Фатеже под гимн городу в исполнении фатежанина Виктора Бурцева.

5. Итог урока.

– Ребята, я уверена, что у каждого из вас сложилось своё и только своё впечатление от работы. Поделитесь им, пожалуйста, закончив предложение: Сегодня на уроке я узнал … (ответы обучающихся).

– Я благодарна вам  за ваш труд, за творческое  отношение к делу.

6. Домашнее задание.

– Подготовьте сочинение-рассуждение на тему: «Если мне сегодня выбирать депутата Государственной Думы, то кто он?

– Каким видится вам ваше дальнейшее участие в политической жизни страны (составить и защитить проект решения проблемы).