Создание условий для повышения правовой грамотности субъектов образовательного процесса в школе

Разделы: Общепедагогические технологии


Пояснительная записка

Необходимость повышения правовой грамотности субъектов образовательного процесса в школе продиктована потребностью общества и государства. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» видит главную задачу современной школы в воспитании личности, готовой к жизни в конкурентном мире. Городская целевая программа развития образования «Столичное образование - 5» уделяет особое внимание правовому просвещению, обучению и воспитанию субъектов образовательного процесса, как существенному компоненту становления личности школьника. Поиск путей решения этих задач обнаруживает отсутствие программ комплексного осуществления образовательных, просветительских и воспитательных мероприятий, обеспечивающих всеобщий и целенаправленный охват разнообразными формами деятельности субъектов образовательного процесса в школе.

Проблема: отсутствие комплексных программ по правовому просвещению субъектов образовательного процесса.

Актуальность: низкий уровень правовой компетентности субъектов образовательного процесса.

Гипотеза: уровень гражданственно-правовой компетентности субъектов образовательного процесса повысится при условиях систематизации и поэтапности гражданственно-правового просвещения учащихся, учителей и родителей.

Цель: формирование гражданственно-правовых компетенций школьников.

Задачи:

  • обновление парадигмы школьного образования в социально-гуманитарном блоке учебных дисциплин;
  • обеспечение правового просвещения, обучения и воспитания субъектов образовательного процесса;
  • формирование ключевых компетенций у выпускника школы, способности интегрироваться в современной многополюсной среде, быть конкурентоспособным;
  • воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, духовно-нравственных ценностей.

Новизна:

  • применение авторских разработок;
  • наличие входящих, рубежных и итоговых диагностик, мониторинга, репрезентативного опроса и социологических исследований субъектов образовательного процесса;
  • планирование интегрированных уроков предметов социально-гуманитарного блока;
  • использование конкретных проектов в учебном процессе;
  • разработка Программы совместной деятельности «школа – вуз»;
  • комплексное применение разработанных программ для создания оптимальных условий для повышения правовой грамотности субъектов образовательного процесса.

Отличительная черта:

  • практико-ориентированная направленность на планируемые результаты обучения учебным предметам среднего и старшего образования;
  • наличие комплексных заданий по формированию универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных;
  • планирование результата коллективной и индивидуальной деятельности на уроке (по выбору учащихся), реального конечного результата урока – ученического исследовательского проекта по теме урока;
  • наличие заданий творческого уровня с целью развития потенциала личности;
  • осуществление мониторинга личностного роста школьника.

Апробация проводилась в старших классах ГОУ СОШ № 436 на основе взаимного рецензирования методического аппарата разработок, анализа работ учащихся членами методического объединения; а также в ГОУ СОШ № 894 – участнице городской сетевой экспериментальной площадки по теме: «Формирование гражданственно-правовых компетенций участников образовательного процесса» под руководством доктора педагогических наук Пикан В.В., имеются отзывы педагогического сообщества г. Москвы.

Для достижения поставленной цели, необходимо создать в образовательном учреждении мотивационную среду, обеспечивающую деятельность субъектов образовательного процесса по систематизации и поэтапному гражданственно-правовому просвещению учащихся, учителей и родителей; эффективному педагогическому управлению на основе компетентностного подхода в образовании и правовом воспитании; по осуществлению диагностики и мониторинга показателей воспитанности, правовой компетентности и гражданской активности; по использованию в образовательном процессе современных технологий вариативного обучения, по формированию духовно- нравственных установок и социализации личности в поликультурной среде; по установлению отношений социального партнерства с общественными и государственными институтами гражданского общества; по привлечению учащихся к научно-исследовательской деятельности; по осуществлению конструктивного диалога и взаимодействия семьи и школы.

Содержание

I. Диагностика уровня правовой компетентности субъектов образовательного процесса.

Диагностическое обследование проводится в начале и в конце учебного года по анкетам и опросникам, которые включают вопросы, соотносящиеся с содержанием программы обучения по предмету «Обществознание».

В опросах принимают участие учащиеся, которым исполнилось 14 лет, родители и учителя. Анкеты позволяют выявить следующие показатели:

  • степень сформированности гражданского правосознания;
  • уровень нравственных и гуманистических установок, готовность к интегрированию в мультикультурную среду с позиции толерантности;
  • знание законов и правовой системы РФ, умение ориентироваться в источниках права;
  • понимание институциональных основ гражданского общества и правового государства;
  • владение юридическими понятиями и категориями, представление о неправомерном поведении и об ответственности.

II. Организация работы социально-гуманитарного кабинета в структуре средней общеобразовательной школы.

В современной школе большая роль отводится созданию и организации многополюсной образовательной среды, в которой смена форм деятельности рассматривается как один из факторов развития компетентностей учащегося.

На этом фоне весьма уместным видится интегрированное изучение предметов, что способствует формированию универсальных, надпредметных умений и целостному восприятию учащимися образовательного процесса.

СГК создается в целях обеспечения современного уровня преподавания, повышения профессионального мастерства педагогов, совершенствования учебно-воспитательного процесса, на основе интегрированного преподавания предметов, в него входящих.

Базовой основой для интегрирования является предмет «Обществознание». Входящие в него модули право, политика, экономика, философия позволяют моделировать уроки по многим родственным дисциплинам. Связь изучаемого программного материала с реальными жизненными ситуациями обеспечивает возможность успешной социализации школьника и способствует формированию активной жизненной позиции.

План работы СГК предполагает сотрудничество с другими образовательными учреждениями и взаимодействие с государственными структурами, осуществляющими деятельность в рамках обучения и воспитания молодого поколения. Обмен опытом, перенимание мастерства коллег должны послужить стимулом для профессионального и творческого роста педагогического коллектива.

Деятельность СГК должна носить системный характер, планирование работы должно соответствовать поставленным задачам и дополнять концепцию конкретного образовательного учреждения.

Приоритетными направлениями деятельности учителей СГК является создание условий, способствующих повышению мотивации учащегося к обучению, реализации его творческого потенциала, формирование гуманистического мировоззрения и повышение общекультурного уровня учащихся.

Результатом деятельности СГК являются: выступление на семинаре, показ открытых уроков, доклад на конференции, публикация в печати, и другие формы отчета.

В компетенцию СГК могут входить вопросы изучения нормативных документов, распространения педагогического опыта, организация предметных мероприятий, наставническая работа с молодыми специалистами, накопление методических материалов и разработок.

III. Программа сотрудничества ГОУ СОШ №436 с ВГНА Минфина России.

Идея программы состоит в том, что взаимодействие с реально действующими субъектами правовой системы, с представителями учреждений высшего профессионального образования позволяет сделать правовое образование школьников наиболее эффективным и связать его с жизнью. Это добровольное партнерство образовательных учреждений, в результате которого школьники знакомятся с профессией юриста, изучают нормативно-правовые акты, узнают, как работает судебная система страны, осваивают способы защиты прав, учатся правильно употреблять правовые понятия и категории, вырабатывают собственное отношение к правонарушителям и к юридической ответственности.

Стандарты среднего (полного) общего образования по правовому обучению ставят перед школой следующие цели: формирование правосознания, правовой культуры и гражданской ответственности, освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, умение применять эти знания, проявление уважения к чужим правам, содействие поддержанию правопорядка, готовность к самостоятельному принятию решений в сфере трудовых, семейных и гражданских правоотношений.

Актуализация этих задач наиболее полно и качественно осуществляется на фоне применения программ, подобных представленной.

Анализ результатов использования программы позволяет признать ее эффективным способом обучения основам права, пониманию демократических принципов устройства общества и государства, знанию школьником своих прав и обязанностей, позволяет сделать вывод о том, что правовое просвещение играет немалую роль в овладении учащимися ключевыми компетентностями и в профилактике конфликтов и правонарушений в подростковой среде.

Для преподавания основ правовых знаний могут использоваться различные методики, вызывающие интерес к процессу обучения, обеспечивающее лучшее освоение материала, формирующее теоретические познания и умения их практического применения, мотивирующие учащихся к исследовательской деятельности.

Такие нестандартные формы обучения как, имитационные и ролевые игры, проектирование, ток-шоу, дебаты, разработка нормативно-правовых актов для своего коллектива, способствует овладению учащимися компетентностей необходимых для социализации в современном мире.

Кроме того, взаимодействие юристов и школьников дает возможность приобретения практического профессионального опыта при использовании таких мобильных форм, как экскурсии в суд, в полицию, в Государственную Думу, посещение лекций в юридических ВУЗах, знакомство с различного рода экспертными службами, что обнаруживает связь правовой науки с такими дисциплинами как физика, химия, биология, математика.

Литература:

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  2. Городская программа «Столичное образование -5».
  3. Козленко С.И. Учитель права московской школы. Методическое пособие, М., 2010
  4. Козленко И.В. Нормативно-правовая база преподавания предмета «Право» в образовательных учреждениях города Москвы. М, 2008
  5. Мавлютова Е.А. Кафедра учителей обществознания и права. М.,2009
  6. Бухарева Н.Ю, Технологии гражданского образования, М.,2009.
  7. Поливанова К.Н. Концепция структуры и содержания правового образования в школе. www.ilpp.ru
  8. Полханова И.А. Формирование правового сознания на уроках обществознания. www.1september.ru
  9. Абрамов В.И. Учебно- методические проблемы правового образования в современной Российской школе. www.alldocs.ru.
  10. Мазаев В. Знать и уважать закон. О проблемах правового образования в школе.www.viperson.ru.
  11. Элиасберг Н.И. Петербургская модель этико-правового воспитания молодого человека. CD МОО ВПП ЮНЕСКО. С-Пб.,2009.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5