Наши помощники – органы чувств. 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Второй урок по теме - урок практикум

Цели урока:

  • Показать, как можно различать предметы при помощи органов чувств (развивать умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни) - 1-я линия развития - уметь объяснять мир.
  • Прививать бережное отношение к своему организму, культуру труда, отдыха - 2-я линия развития - уметь объяснять своё отношение к миру.

Оборудование и материалы, используемые для подготовки и проведения урока:

  • УМК "Окружающий мир" образовательной системы "Школа 2100":
  • учебник "Я и мир вокруг" (автор А.А.Вахрушев);
  • наглядные материалы по окружающему миру для 1 класса (автор А.А.Вахрушев);
  • ЦОР презентация к уроку (автор Менькова В.Б. - учитель начальных классов МОУ СОШ №4 г. Ярославля);

Материал для проведения опытов и наблюдений, для работы в группах:

  • правила работы в группе (см. Приложение 1);
  • карточки с загадками об органах чувств;
  • таблички со словами "Органы чувств", "Орган зрения", "Орган слуха", "Орган осязания", "Орган обоняния";
  • магнитофон с записями звуков;
  • картинка с заданиями на внимание (см. Приложение 2)
  • ёмкости с духами, кофе; кусочками лука, чеснока, апельсина;
  • фруктовый салат, тарелочки, шпажки, повязки на глаза;
  • набор цифр от 1 до 5;
  • смайлики для проведения рефлексии.
  • Материалы с сайта www.poznovatelno.ru
  • М. Н. Смирнова "Учимся со сказкой: развиваем внимание", изд - во Академия развития г. Ярославль, 2008г.

Ход урока

I этап. Организационный момент (мотивация к деятельности).

- Сегодня у нас не обычный урок окружающего мира. Называется он урок - практикум. Мы сегодня будем наблюдать, как в жизни можно использовать наши знания, полученные на уроке окружающего мира.

Для этого мы объединились в группы. Вспомнили правила работы в группе (см. Приложение1)

Посмотрите на экран.

II этап. Актуализация знаний.

1) Слайд №2

- Кто пришёл к нам на урок? (Лена и Миша)

Слайд №3

- Миша составил кроссворд. Слайд №4

А чтобы его разгадать, я раздам вам загадки . Ваша задача: выбрать человека в группе, который быстро и чётко прочитает для всей группы загадку. Вы её должны отгадать.

1.

У зверюшки - на макушке,
А у нас - ниже глаз. (Ухо) Слайд№5

2.

Живут два братца рядком,
А друг дружку не видят. (Глаз) Слайд №6

3.

Удвух матерей по пять сыновей,
Но зовут всех одинаково. (Пальцы, рука) Слайд №7

4.

Вот гора, а у горы две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос ) Слайд №8

5.

Всегда он в работе, как мы говорим,
А отдыхает, когда мы молчим. (Язык) Слайд №9

- Посмотрите, ребята, а какое слово получилось ? (Органы)

- А как называются эти органы? (Органы чувств) Слайд №10

2) Слайд №11.

- А сейчас вы будете работать в группах. Посмотрите на доску. Здесь пять пронумерованных картинок (плакат "Наши помощники - органы чувств" из комплекта наглядных пособий). Вам надо определить, какие органы чувств позволяют обнаружить эти предметы. И показать карточку с названием "профессии" этих органов чувств. Давайте вспомним эти " профессии". Прочитаем их название. Слайд № 12.

(Далее дети работают в группах, прикрепляют соответствующие карточки на доску).

III этап. Практическая работа.

- А сейчас мы посмотрим, как наши органы чувств помогают нам в жизни определить предметы.

1) Игра " Чей голосок?" или "Угадай звук". (Для каждой группы учитель включает какой - либо звук: плеск воды, шум ветра, крик птицы, голос знакомого человека, стук копыт)

- С помощью какого органа нам удалось определить звук?

(С помощью ушей - органов слуха.)

2) Игра " Найди всех мышей".

- Перед вами картинка. Вам надо найти всех мышей, которые спрятались в этом зале, и посчитать их. (смотри Приложение 2)

- С помощью какого органа нам удалось определить звук?

(С помощью глаз - органов зрения.)

3) Игра " Волшебный мешочек".

- На ощупь, не заглядывая в мешок, определить фрукт.

- С помощью какого органа нам удалось определить фрукт на ощупь?

(С помощью кожи рук - органов осязания.)

4) Игра "Определи по запаху".

- С закрытыми глазами определить, какой это предмет, понюхав его.

(духи, кофе, лук, чеснок, апельсин)

- С помощью какого органа нам удалось определить предмет?

(С помощью носа- органа обоняния)

5) Игра " Определи по вкусу".

- С закрытыми глазами определить, какой фрукт вы пробуете.

- С помощью какого органа нам удалось определить фрукт?

(С помощью языка - органа вкуса)

IV этап. Формулирование правил, как сберечь наши глаза.

- Как вы думаете, какой орган работал у нас всех больше? Покажите цифрой. Учёные распределили места по количеству выполняемой работы. Давайте попробуем догадаться. Слайд №13.

Значит человек чаще всего использует свои глаза.

Сейчас мы для Миши и Лены прочитаем стихотворения и составим правила, которые помогут нам беречь глаза.

(Заранее подготовленные дети читают стихотворения, и все формулируют правила.)

1-е правило:

Не пиши, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра,
От стола до самых глаз
Должно быть сорок сантиметров! Слайд №14

2-е правило:

Наша Нина с увлеченьем
Вечерком сидит за чтеньем:
Очень любит сказку Нина
Про мальчишку Буратино.
В уголке она читала,
Было света очень мало;
Почитала часик-два -
Разболелась голова,
Всё плывёт перед глазами,
Налились они слезами.
Расплылись у книжки строчки,
Буквы стали словно точки. Слайд №15

3-е правило:

Есть компьютер у Романа.
Он с друзьями у экрана
Прямо с самого утра -
Любит игры детвора.
Войны, битвы до победы.
Так до самого обеда
Не гуляют, не едят -
У компьютера сидят. Слайд №16

4-е правило:

Телевизор в доме есть -
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят. Слайд №17

5-е правило:

Глаз поранить очень просто -
Не играй предметом острым! Слайд№18

6-е правило:

Мне соринка в глаз влетела.
Заболел, не смотрит глаз.
Я иду в больницу смело -
Мне помогут там сейчас.
Нежен глаз - и от соринки,
От песчинки и пылинки,
Если сразу не убрать,
Может сильно пострадать. Слайд №19

7-е правило:

Две подружки рано встали,
Во дворе песком играли.
Надоело им играть -
Стали вверх песок бросать.
Но промчался ветерок
И занёс в глаза песок.
Тёрли девочки глаза,
Набегала в них слеза.
Веки вспухли, покраснели,
Открывались еле-еле. Слайд №20

8-е правило:

Как - то летом мальчик Петя
Воробьёв в саду пугал.
И, забыв про всё на свете,
Из рогатки в них стрелял.
Раз! Другой! И третий раз!
Вдруг попал он брату в глаз -
Чуть не выбил глаз у брата!
Не стреляйте из рогаток! Слайд №21

9-е правило:

С плохим, ребята, зрением
Жить без очков - мучение.
Трудно встречных узнавать,
Плохо даже в мяч играть:
Врач очки назначил Майе
И при этом ей сказал:
"Ты носи их, не снимая,
Чтоб не портились глаза!" Слайд №22

10-е правило:

Чудный праздник Новый год.
Этот праздник каждый ждёт:
Зажигал петарду Коля.
Вырвался огонь на волю.
И взметнул не в небеса,
А прямо мальчику в глаза.
Пораженье на лицо:
В порошинках всё лицо.
И обоих глаз ожёг: Слайд №2

V этап. Итог урока.

- Ребята, посмотрите на экран. Слайд №24.

- Почему органы чувств называют нашими помощниками. Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните наш урок, наши игры. Давайте проверим на нашем компьютере. Слайд 25.

- Покажите смайликами, как вы оцениваете свою работу на уроке.

Слайд № 26.