"Выхожу один я на дорогу…" К 170-летию со дня гибели М.Ю. Лермонтова

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели: выявление факторов, оказавших влияние на становление творческой личности поэта; совершенствование навыков выразительного чтения, развитие творческих способностей учащихся; воспитание интереса к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, выставка книг с произведениями М.Ю.Лермонтова, зажженные свечи, стенд “Лермонтовские места”.

Чтец.

Боль памяти.

Как в прошлый век, печально и светло
Слетает лист березы в день осенний,
Как будто в мире не произошло
С тех пор ни войн, ни бед, ни потрясений.

Но лист коснулся гробовой плиты,
И содрогнулся мир, покой разрушив,
И нас вернул из тлена суеты
Вот в этот день
К живым и мертвым душам.

И я гляжу с тоской на облака,
Плывущие сквозь вечность над планетой,
И прихожу к подножью Машука,
Чтоб ощутить трагедию поэта.

Мятущийся как парус над волной,
И жаждущий неистовствующей бури,
Он оборвал на взлете голос свой,
Шагнув на встречу смертоносной пуле!

…Богаты мы ошибками отцов!
Как страшно вдруг понять сквозь годы это
Не сгинувшее в сонме голосов
Жестокое пророчество поэта.
(И.Белоусов)

1-й ведущий: …Что-то странное творилось в этот день с природой. Погода стояла дивная, ласковая. Вдруг разразилась небывалая буря. Пыль в мгновение окутала Пятигорск…

Страшные удары грома следовали один за другим, в горах не умолкали раскаты. Невиданная гроза внезапно сменилась бурным ливнем. Это произошло около 7 часов вечера 27 июля 1841 года в двух километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук, где в эти секунды на дуэли погиб Михаил Юрьевич Лермонтов.

Не знамение ли это было? Не сама ли природа оплакивала смерть гениального поэта?

Он стал известен всей России в трагические дни смерти Пушкина. Но уже многое, сочиненное 22-летним поэтом к этой поре, позже позволило его почитателям поставить Лермонтова вслед за Пушкиным.

2-й ведущий: Только четыре года отпустила судьба Лермонтову, чтобы преуменьшить боль России от потери великого А. С. Пушкина. И вот теперь он ушел вслед за ним. Что же это: нелепая случайность или все-таки рок, судьба? Все, связанное с М. Ю. Лермонтовым, несет на себе не только печать редкого таланта, но и рока, судьбы…

1-й ведущий: Существует легенда, что акушерка, принимавшая в ночь со второго на третье октября 1814 года сына у Марьи Михайловны Лермонтовой, предсказала младенцу насильственную смерть. Это зловещее пророчество сопровождало М. Лермонтова всю его краткую жизнь. Поэт постоянно ощущал эту трагическую избранность. В 1838 году он напишет:

Чтец.

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной;
Придет ли вестник избавленья
Открыть мне жизни назначенья
Цель упований и страстей,
Поведать – что мне бог готовил,
Зачем так горько прекословил
Надеждам юности моей.
Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую
Молчу и жду: пора пришла;
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя
Как ранний плод, лишенный сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.

2-й ведущий: Поэт боролся со своей судьбой тем оружием, которым владел – творчеством, искусством. К нему все пришло рано: любовь, размышление, сознание своей избранности и поэтический гений.

Чтец.

…и понять
Я не могу, что значит отдыхать?
Всегда кипит и зреет что-нибудь.
В моем уме желанье и тоска
Тревожит беспрестанно эту грудь.
Но что ж? Мне жизнь все как-то коротка,
И все боюсь, что не успею я
Свершить чего-то! Жажда бытия
Во мне сильней страданий роковых.

1-й ведущий: Давайте сегодня с любовью и с болью вспомним этого гения, человека, который живет в сердцах миллионов людей.

Вспомним, благодаря мемуарам его современников и друзей…

Однако лучшая биография поэта – лирика. Она – правдивое зеркало его души, самый честный летописец его настроений, душевных переживаний. Как бы ни пытался он скрыть от читателя книгу своей жизни– страницы ее ярко отражаются в его стихах.

Чтец.

Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь бог да совесть!

Им сердце в чувствах даст отчет:
У них попросит сожаленья;
И пусть меня накажет тот,
Кто изобрел мои мученья;

Укор невежд, укор людей
Души высокой не печалит;
Пускай шумит волна морей,
Утес гранитный не повалит;

Его чело меж облаков,
Он двух стихий жилец угрюмый
И кроме бури да громов
Он никому не вверит думы…

2-й ведущий: О том, что внешность поэта была некрасива, говорили многие современники.

Поэт очень переживал из-за своей незавидной внешности, имел, безусловно, комплекс неполноценности, который при его несносном характере, болезненном самолюбии и огромном желании любить и быть любимым делал его личную жизнь невыносимой.

Чтец.

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю
В твои глаза вникая долгим взором,
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я с сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

1-й ведущий: Из воспоминаний И. Тургенева: “В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти детских, нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах, возбуждала ощущение неприятное, но присущую мощь тотчас узнавал всякий”.

2-й ведущий: Но с годами облик его менялся: гений преображал его. И в последствии люди, впервые видевшие поэта, уже обращали прежде всего внимание на то, что было замечательного в его лице: огромные пламенные глаза, высокое, прекрасное чело, наконец, “ серьезная мысль”, именно она еще более одухотворяла его благородную внешность. И тут уже и неправильные черты лица, и небольшой рост – ровно ничего не значили.

1-й ведущий: В женском обществе поэт чувствовал себя легко и свободно.

Современники рассказывают нам о Лермонтове как о мастере любовной игры.

Из воспоминаний однокашника поэта по Московскому университету Н.Сатина:

“Лермонтов не любил говорить о своих литературных занятиях, не любил читать своих стихов, но зато охотно рассказывал о своих светских похождениях, сам первый подсмеиваясь над своими любвями и волокитствами”.

Чтец.

Она поет – и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит – и небеса играют
В ее божественных глазах.
Идет ли – все ее движенье,
Иль молвит слово – все черты
Так полны чувства, выраженья,
Так полны дивной простоты.

2-й ведущий: Из воспоминаний графини Е. П. Ростопчиной: “Он забавлялся тем, что сводил с ума женщин с целью потом их покидать и оставлять в тщетном ожидании; другая его забава была расстройство партий, находящихся в зачатке. Казалось, он стараясь доказать самому себе, что женщины могут его любить, несмотря на малый рост и некрасивую наружность”. Своеобразное отношение к женщине отразилось в стихотворении “Любовь мертвеца”, написанном в 1841 году.

Чтец.

Пускай холодною землею засыпан я,
О друг! Всегда везде с тобою
Душа моя.
Любви безумного томленья,
Жилец могил,
В стране покоя и забвенья
Я не забыл.

Без страха в час последней муки
Покинув свет,
Отрады ждал я от разлуки –
Разлуки нет.
Я видел прелесть бестелесных,
И тосковал,

Что образ твой в чертах небесных
Не узнавал.
Что мне сеянье божьей власти
И в рай святой?
Я перенес земные страсти
Туда с собой.
Ласкаю я мечту родную
Везде одну;
Желаю, плачу и ревную,
Как в старину.

Коснется ль чуждое дыханье
Твоих ланит,
Моя душа в немом страданье
Вся задрожит.
Случится ль, шепчешь засыпая
Ты о другом,
Твои слова текут пылая
По мне огнем.

Ты не должна любить другого,
Нет, не должна,
Ты мертвецу, святыней слова,
Обручена.
Увы, твой страх, твои моленья,
К чему оне?
Ты знаешь мира и забвенья
Не надо мне.

1-й ведущий: Про него говорили: беспокойный, злоречивый, слишком часто дает волю своему колкому остроумию. Поэт был любим далеко не многими. Но кто сказал, что гений должен быть простым, милым человеком?

Да, Лермонтов был самолюбив. У него жило желание везде и во всем первенствовать. И это понятно. Однако заметьте: в дружбе был открыт и предан, но непоколебим в ненависти.

2-й ведущий: Храбр в бою. Холодностью и несмешливой сумрачностью Лермонтов прикрывал застенчивость, которая сопровождала всю его жизнь.

Как и герой, он сжимал свои мысли и чувства из недоверчивости или из гордости и часто “заканчивал свою речь шуткой, чтобы скрыть смущение”.

1-й ведущий: Но Михаил Юрьевич мог быть кроток и нежен. Друзья его говорили, что под маской высокомерной язвительности, суровости таятся сокровища любви.

Уже вся Россия “сходила с ума” от “Героя нашего времени”, от стихов поэта. Но ранняя слава не вскружила ему голову. Потому что для этого насмешливого и капризного офицера мир искусства был святыней, куда не допускалось ничего недостойного. Гордо, стыдливо и благородно совершил он краткий путь…как поэт он, видимо, переживал эпоху необыкновенную. Он зрел с каждым новым произведением, он что-то чудное носил под сердцем.

2-й ведущий: Он был наделен не только поэтическим гением, писательским даром вообще. Ему была присуща удивительная музыкальность – играл на скрипке, на фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. До нас дошли блестящие образцы его живописи, пейзажи, портреты, рисунки. Вернее будет сказать так: Лермонтов был наделен единым даром – гением художника, в котором сливалось все: и слово, и музыка, и цвет.

1-й ведущий: Из письма В.Белинского: “Недавно был у Лермонтова в заточении и в первый раз разговорился с ним от души. Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого!

Каждое его слово – он сам, вся его натура, во всей глубине и целости своей. Я с ним робок, – меня давят такие целостные, полные натуры, я перед ним благоговею!”

2-й ведущий: Но, несмотря на это, поэт находил отраду в одиночестве. В отношении с людьми он скорее был наблюдателем, чем действующим лицом.

Из письма М. Лермонтова к Варваре Лопухиной: “Сказать Вам, у кого я бываю с наибольшим удовольствием? Как только я приехал, я посещал и, признаюсь, довольно часто – родственников, но в конце концов я убедился, что мой лучший родственник – я сам!”

1-й ведущий: В светском обществе настороженно, недружелюбно относились к поэту.

Из воспоминаний И.Тургенева: “Я видел Лермонтова на балу Благородного собрания в Петербурге, Ему не давали покоя ни минуты, то и дело приставали к нему, брали за руки. Одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице прекрасное выражение поэтического творчества”.

Чтец.

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, –
Наружно погружаясь в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную монету,
Погибших лет святые звуки.
Когда ж опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою
На праздник незваную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..

2-й ведущий: Из письма Лермонтова к М.Лопухиной: “Надо вам сказать, что я самый несчастный из людей, и вы мне поверите, узнав, что я ежедневно посещаю балы. Я кинулся в большой свет. Целый месяц я был в моде, меня разрывали на части… Весь тот свет, который я оскорблял в своих стихах, с наслаждением окружает меня лестью, самые красивые женщины выпрашивают у меня стихи и хвалятся ими, как величайшей победой. Тем не менее я скучаю… Я возбуждаю любопытство, меня всюду приглашают, и мало-помалу я начинаю находить все это крайне несносным… несомненно, нигде нет столько подлости и смешного”.

Чтец.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блести;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно итак трудно?
Жду ль чего? Жалею о чем?

Уж не жду от жизни ничего я
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мне слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

1-й ведущий: Парус его души остался одиноким. Но это – в земной жизни. А в том космически-безмерном океане, где белеет этот парус, в пространстве русской вечности, он не одинок, хотя и недосягаем. Пока живет русский язык, пока бьются русское сердце и душа – их будет звать к себе парус Лермонтова.

Чтец.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

2-й ведущий: …Пушкин и Лермонтов – два совершенно разных мира, но в истории нашей литературы эти два имени стоят рядом, ибо любой из исследователей русской поэзии неизбежно соединяет их и сравнивает друг с другом. Именно Лермонтова я назвал бы самым великим поэтом России…Если бы он не погиб так рано…Если бы… Лермонтов не только написал много за столь короткий срок, он создал своим пером целый мир, неповторимый Мир Лермонтова.

Чтец.

Не смейся над моей пророческой тоскою;
Я знал: удар судьбы меня не обойдет;
Я знал, что голова, любимая тобою,
С твоей груди на плаху перейдет;
Я говорил тебе: ни счастия, ни славы
Мне в мире не найти; – настанет час кровавый,
И я паду; и хитрая вражда
С улыбкой очернит мой недоцветший гений;
И я погибну без следа
Моих надежд, моих мучений;
Но я без страха жду довременный конец.
Давно пора мне мир увидеть новый;
Пускай толпа растопчет мой венец:
Венец певца, венец терновый!..
Пускай! Я им не дорожил.