Лес – мой зеленый друг

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • обогащение знаний учащихся о лесе;
  • развитие внимания, устной речи учащихся.
  • воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:  аудиозапись «Звуки природы», презентация о лесе (Приложение 1).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

– Отгадав загадку, вы узнаете тему нашего сегодняшнего занятия.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Учитель: Республика Татарстан только одна маленькая часть нашей большой планеты, но и она богата различными видами растений и животных. В древности большая часть нашей республики была покрыта лесами. В результате деятельности человека территория лесов значительно сократилась. Сейчас  лесные насаждения занимают 1311 тыс. гектаров.

1 ученик.

Жизнь кажется иною
И сердце не болит,
Когда над головою
Как вечность лес шумит.

2 ученик.

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.

3 ученик.

Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зелёной бородой.

Хором:

Все мы с лесом очень дружим
Он ведь людям очень нужен.

Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес. Закройте глаза и мы с вами под звуки природы перенесёмся в лес. (Звучит музыка). Дети открывают глаза и видят, что ничего не изменилось.

Выходит старичок Лесовичок/

Cтаричок Лесовичок:

Леса здесь когда-то стояли густые,
Шумели липы молодые,
Берёзки нежно всем кивали,
В своих серёжках щеголяли,
Осины протяжно скрипели,
А птицы так радостно пели.
Но человек не тот уж стал.
Обогатиться все хотят,
Вот и рубят всё подряд.
Берёзы на ложки срубили,
Дубовую мебель куда-то спустили,
И сосны и ёлки опять продают,
Их рубят, и пилят – куда-то везут,
А люди не понимают,
Что сами край свой разрушают.

Ведущий:

В лес, друзья, пришла беда,
Помощь срочная нужна.

Старичок Лесовичок: Ребята, выполнив задание вы поможете нашему лесу вернуть былую красоту.

Класс делится на 2 команды.

1 конкурс

1 команда «Что растёт в лесу?»

А) Я из крошки бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч, 
Не боюсь не гроз, не туч.
Я кормлю свиней и белок, 
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

(Слайд 1)

2 команда  «Кто живёт в лесу?»

А) Живёт в лесу,
Ухает, как разбойник.
Люди его боятся,
А он людей боится. (Филин)

(Слайд 5)

Б) Что за дерево, ответьте
Всю весну, когда цветёт,
Самый вкусный мёд на свете,
Щедро пчёлам раздаёт. (Липа)

(Слайд 2)

Б) Он всю зиму в шубе спал
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь
Этот зверь – лесной…(медведь)

(Слайд 6)

В) Шарик мой пушистый сдули – 
Пусть невзрачен вид,
Из моих корней пилюли –
Будет аппетит. (Одуванчик)

(Слайд 3)

В) За деревьями, кустами,
Пробежало, будто пламя
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

(Cлайд 7)

Г) Белоснежен и пахуч,
Я, как солнца майский луч,
Нужен человеку –
Сдай меня в аптеку! (Ландыш)  

(Слайд 4)

Г) Все время стучит,
Деревья долбит
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)

(Слайд 8)

Ученик из 1 команды: В республике Татарстан встречаются 4 вида семейства Ландышевые. Ландыш майский встречается на влажных почвах в хвойных и смешанных лесах. Когда собирают букеты из ландышей, рвут и стебель с цветками, и листья при этом растение может ослабеть и погибнуть. В пригородных лесах Татарстана ландыши становятся редкостью.  Давайте же оставим цветы в лесу, а на память возьмём фотографии.

Ученик из 2 команды: Большого пёстрого дятла можно встретить даже в городских парках. Его легко узнать по пёстрой чёрно-белой окраске спины и крыльев, и красным «штанам». Уничтожая лесных вредителей дятел приносит большую пользу. В результате воздействия человека на природу,  численность многих видов птиц сократилась. В Красную книгу республики Татарстан включено 85 видов птиц, среди них: седой дятел, орёл – беркут, филин и др.

1 ученик: Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит животные теряют свой дом. Значит они обречены на гибель.

2 ученик: Усиленно идёт «облысение» планеты.За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине людей.

Лес наполняет грибами лукошко
И про запас
Оставляет немножко...
Ведь звери лесные
Грибами питаются,
Поэтому жадным
Вход в лес воспрещается!

В. Шульжик

2 конкурс «О грибах»

Учитель: Лес издавна любимое место отдыха. Как приятно пройтись по лесу вдыхая запах трав, слушая пение птиц и может быть набрать целую корзину грибов. А хорошо ли вы знаете грибы?

Каждая команда по описанию должна отгадать название грибов.

А) Этот гриб можно встретить не только под берёзой, но чаще всего он растёт именно там. (Подберёзовик?) (Слайд 9)

Б) Живут эти грибы на деревьях или на пнях. Живут большими компаниями. (Опята) (Слайд 10)

В) Эти грибы узнаешь по цвету. И ещё по тому, что на срезанной ножке гриба выступает капелька оранжевого сока. (Рыжик) (Слайд 11)

Г) В сухую погоду шляпки этих грибов похожи на опавшие осенние листья дерева, под которыми они чаще всего встречаются. (Подосиновик) (Слайд 12)

– Как правильно собирать грибы? (Если вы собираете грибы, не уничтожайте то, что родило их– деревья, кустарники и грибницы; собирайте только знакомые вам грибы) (Слайд 13)

3 конкурс «Правила поведения в лесу»

Учитель: Находясь на природе не забывайте и о правилах поведения в лесу. (Слайд 14)

Задание: Каждая команда должна нарисовать знак о правилах поведения на природе и его представить

4 конкурс «Умеешь ли ты охранять природу»

Ответьте на вопросы и обоснуйте своё мнение.

1. Ты нашёл на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?

А) полюбуюсь на него и пойду дальше – 1 очко;
Б) Осторожно срежу и поставлю в красивую вазу – 5 очков;

2. Ты нашёл гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?

А) Покормлю птенцов – 3 очка;
Б) Позову ребят, чтобы они тоже посмотрели – 5 очков;
В) Буду наблюдать издали – 1 очко;

3. Ребята собрались в лес за берёзовым соком. Пойдёшь ли ты с ними?

А) Пойду, но буду собирать очень осторожно – 5 очков;
Б) Расспрошу об этом учительницу – 2 очка;
В) Не пойду – 1 очко;

4. После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок. Как с ними поступить?

А) Взять с собой, чтобы выбросить в городе – 1 очко;
Б) отнести в кусты, чтобы никто не поранился – 5 очков;
В) закопать в землю – 3 очка;

Частушки о лесе

1. Только я в кусты вошла –
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик
И зеленый моховик.

2. Еж колючий предо мной
Пробежал к себе домой.
Две синички в тишине
Звонко пели песни мне.

3. Я подальше забрела,
Там черники набрала.
Все теперь домой несу.
Хорошо у нас в лесу!

4. Лесу доброму забота
От людей всегда нужна.
Ведь всегда краса лесная
Сердцу нашему мила.

Г. Ладонщиков

В ходе викторины на доске появляются изображения: деревьев, лесных животных, растений.
Старичок Лесовичок: Вот молодцы вы, ребята. Оживили наш лес. Приходите в гости.

Ученик:

Лес зелёный охраняй,
Никого не обижай,
Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!
Лес – богатство и краса!
Береги свои леса!

Учитель:

– Ребята, какие животные и растения вам особенно запомнились?
– Что интересного о лесе вы сегодня узнали?
– Где полученные знания вы можете применить?

Поведение итогов. Награждение победителей.

Литература:

1. Л.И.Гайдина. Группа продлённого дня.
2. Журналы «Педсовет»: № 6 2000 г., № 6 2003 г., № 11 2005 г., № 3 2009 г.
3. Растительный и животный мир Татарстана.