Информация и информационные процессы

Разделы: Информатика


Цели:

  • Образовательные:
    • Познакомить с понятиями: информация, информационные процессы, с её основными свойствами и формами представления;
    • Показать практическое применение теоретического материала;
    • Научить решать практические задачи, связанные с информацией.
  • Развивающие:
    • Развить мыслительные процессы:
    • Развивать мировоззрение, т.е. способствовать формированию взглядов на окружающий мир, на вклад человека при работе с информацией;
    • Развивать такие процессы, как умение обобщать и сравнивать.
  • Воспитательные:
    • Воспитать устойчивый познавательный интерес к предмету;
    • Воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе;
    • Воспитывать навыки быстрого мышления и ответственности за коллективное решение.

Формы работы:

– Объяснение нового материала

– Практическая работа

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, прикладная программа Power Point, Paint.

Ход работы

1. Организационный момент

Приветствие учащихся.

Информация важна,
  В жизни всем она нужна,
  Наши дети будут жить,
  С информатикой дружить.

2. Объяснение темы

На протяжении всей истории человечество овладевало информацией. Целые эпохи в развитии человечества получили название по имени наиболее передовой технологии этой эпохи. Например: “каменный век” эпоха технологии обработки орудий труда, “бронзовый век” – эпоха овладения обработки металла, “век книгопечатания” – эпоха овладения новыми методами распространения информации, “век электричества” – овладение новыми методами энергии.

26 ноября отмечается “Всемирный день информации”, который проводится по инициативе Международной академии информатизации, имеющей генеральный консультативный статус в Экономическом и Социальном советах ООН.

Информация, в широком смысле, – сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и т. д.), а также сам процесс передачи или получения этих сведений.

Информация всегда играла в жизни человечества очень важную роль. Однако с середины 20 века в результате социального прогресса и бурного развития науки и техники роль информации неизмеримо возросла. Кроме того, происходит лавинообразное нарастание массы разнообразной информации, получившее название “информационного взрыва”.

Ещё 20-30 лет назад говорили, что наступил “атомный век”, сейчас говорят “век информации”, “век информатизации общества”.

Информация – это первое слово в информатике! Информатика изучает информацию с помощью компьютера.

Вопрос 1.

Подумайте и скажите, пожалуйста, что значит эпоха информации и эпоха информатизации?

Присмотритесь к происходящему вокруг Вас и Вы сами придете к выводу, что мир наполнен информацией. Что обмен информацией – это наличие самой жизни, там где нет обмена – нет жизни! (Приложение 1)

Информатизацияэто не столько технологический, сколько социальный и даже культурологический процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Такие процессы требуют серьезных усилий не только властей, но и всего сообщества пользователей информационно-коммуникационных технологий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др. В ходе информатизации решаются задачи изменения подходов к производству, меняется уклад жизни, система ценностей. Особую ценность обретает свободное время, воспроизводятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От граждан информационного общества требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания.

Вопрос 2.

Попробуйте ответить на вопрос: что такое информация?

Это сведения, знания, сообщение, новость и т.д. человек живет в мире информации. Информация передается или принимается в форме знаков и сигналов. Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Речевая или письменная форма называется символьной или знаковой информацией. Символьная информация: правило какого – либо языка. Бывает 2-х видов: естественные и формальные (рассказать про языки)

Давайте подумаем, как мы можем воспринимать информацию, приведем примеры:

  1. Через книгу или газету информация передается символами, которые называются буквами
  2. Самолет, летящий ночью имеет габариты, обозначающиеся красными лампочками (сигнал информирует о своем полете).
  3. Маятник на воде – сигнал информирует курс теплоходу.
  4. Школьный звонок – сигнал перемены или урока.

Это сигнальная форма восприятия информации.

Человек постоянно занят какой – то работой с информацией: читает книгу или газету, подсчитывает стоимость покупки, сообщает другу новость, заучивает правила, решает задачи и т.д.

Профессии многих людей связаны исключительно с информационной деятельностью: это учителя, журналисты, писатели, переводчики и т.д. Они выполняют информационный процесс. Это процесс получения, хранения, обработки и передачи информации.

О получении мы уже говорили, теперь попытаемся рассмотреть передачу.

Передача

Очень часто человеку приходится участвовать в процессе передачи информации. Это переписка, телефон, радио, телевидение, разговор и т.д.

Передача всегда двусторонний процесс: есть источник и есть приемник информации. Человек всегда меняется ролями.

Например: Таня написала Маше письмо

Скажите, где источник, где получатель? Что является каналом связи?

Хранение

Хранить информацию можно в собственной памяти и на носителях: бумаге, дисках, фотографии и т.д. Наша память не всегда надежна, мы что-нибудь да забываем. Поэтому люди начали использовать носители. На носителях мы передаем информацию из поколения в поколение. (приложение 2)

К носителям информации можно отнести персональный компьютер.

“Человек в  XXI века,
который не будет уметь
пользоваться ЭВМ, будет
подобен человеку XX века,
не умевшему ни читать, ни писать” 
Академик Глушков

  Основное назначение внешней памяти компьютера — долговременное хранение большого количества различных файлов (программ, данных и т. д.). Устройство, которое обеспечивает запись/считывание информации, называется накопителем, а хранится информация на носителях. Наиболее распространенными являются накопители следующих типов:
    
     — накопители на гибких магнитных дисках (НГМД) двух различных типов, рассчитанные на диски диаметром 5,25" (емкость 1,2 Мб) и диски диаметром 3,5" (емкость 1,44 Мб);
    
     — накопители на жестких магнитных дисках (НЖМД) информационной емкостью от 1 до 8 Гб;
    
     — накопители CD-ROM для CD-ROM-дисков емкостью 640 Мб.

Задания в программе Paint: Приложение 3.

3. Закрепление темы (5 минут)

Приложение 4.

4. Повторение (10 минут)

Приложение 5.

Учащимся предлагается отгадать два ребуса. Когда ответ готов, поднимают руку, если ответ неверный отвечает другой ученик.

Слова учителя:

Информационный движется поток,
Он для наших знаний жизненный исток.
Нам без информатики нынче не прожить,
Всем нам информатику нужно полюбить.
Очень информатика нам необходима,
И цель, без информатики, твоя не достижима.

5. Домашнее задание.

Составить кроссворд на тему: “Информация”

6. Оценивание учащихся.

Поблагодарить учащихся за урок, отметить лучших. Выставить оценки в журнал.

Ответ 1

Ответ 2