Учись мыслить

Разделы: Внеклассная работа


Цель: расширение кругозора обучающихся, развитие логики, внимания, нестандартного мышления, интереса к познанию.

Мероприятие проводиться для обучающихся среднего школьного возраста в виде игры-соревнования двух команд.

Зал оформляется красочными головоломками, шарадами, ребусами. В ходе мероприятия демонстрируется презентация с эпиграфами, названиями разделов.

Вступительное слово ведущих:

1 ведущий: Древние греки создали великолепную цивилизацию. Они прославили человечество в самых разных областях: от философии до спорта. Их, переживавшая века архитектура – божественные храмы и гражданские здания – до сих пор вызывает у нас восхищение. Но вот в чем «заковырка»: во всех древнегреческих архитектурных сооружениях отсутствует такой важный строительный элемент как «арка». Архитектура Древней Греции, как впрочем, и Древнего Египта, инков и ацтеков была основана на различных комбинациях колонн прямоугольного сечения и поддерживающих балках.
Изобретение арки изменило архитектуру полностью. Как это случилось? Наверное, впервые какому-то каменщику пришло в голову использовать в качестве строительно-монтажной конструкции груду камней. Несомненно, неизвестный каменщик, сложивший первую арку, обладал нестандартным мышлением. Это был настоящий прорыв в практике архитектуры, подарившей человечеству здание принципиально иной конструкции.

2 ведущий: Термин «НМ» предложил Эдвард Боно с целью описать тип мышления, отличный от «нормального», традиционного.
Ещё один пример. Древних римлян очень ограничивала используемая ими система счисления. В ней девятка представлялась как IX, а число «шестнадцать» как XVI. Для простых арифметических вычислений данная система счисления была вполне приемлемой. А вот при умножении больших чисел, возведения в степень, деление дробей она оказывалась чересчур сложной, а то и давала сбой. Система счисления, выручившая римлян, пришла из Арабской цивилизации. Эта система строилась на совершенно иной математической концепции и вводила радикально новую идею – включение в числа специального знака – НУЛЯ. Последний совершенно отсутствовал у римлян для обозначения даже огромных чисел. Арабы же дали нам систему счисления, которая легко и просто записывала любые числа: 0, 10, 100, 1000 ну и так далее. Как это не парадоксально звучит, арабский мир наибольший вклад внес в нашу науку малюсеньким символом – знаком 0!
В силу инерции человеческого мышления нам сподручнее пользоваться уже многократно проверенными методами, «катить по наезженной дороге». Всякая переоценка достигнутого и «переконструирование» сложившихся стереотипов – для нас целая проблема. Все до единого полагали, что Солнце и планеты обращаются вокруг Земли. Все. Пока не родился Коперник. В 1543 году он задался вопросом: «Что если в самый центр мировоздания поместить не Землю, а Солнце?»

1 ведущий: В начале XX столетия Альберт Эйнштейн поступил аналогическим образом. Эйнштейну удалось строго математически доказать, что наши представления об абсолютности пространства и времени являются неточными. Они ОТНОСИТЕЛЬНЫ, поскольку надо обязательно учитывать позицию наблюдателя.
«Нестандартное мышление» – подвластно и рядовым гражданам, которые могут применить его в самых различных областях человеческой деятельности, скажем, в бизнесе. Сейчас словом «супермаркет» не удивишь. А ведь было время, когда сама идея их создания считалась ультрарадикальной. Человек, который революционизировал идею «купли-продажи», звали Майкл Каллен. Именно он в 1930 году создал первый в мире супермаркет. Роскошный многоэтажный шоппинг-центр заменили собой выстроившиеся в шеренгу невзрачные магазинчики ширпотреба.
Мы можем принять методы «НМ» в самых различных сферах человеческой деятельности – не только в бизнесе, но и в образовании, социальной серы, в том числе внутри каждой семьи.
Внимательно и осторожно следует подходить к изменению точки зрения на исследуемую проблему. По существу, все они являются хорошими иллюстрациями методологии выбора «НМ»: необычных идей и решений. Это настоящий тренаж для любознатильных.

Учитель: Таким образом, ребята, «Нестандартное мышление» («НМ») играет большую роль в нашей жизни. Достаточно сказать, что именно с его помощью мы решаем так называемые нестандартные задачи, непрерывно возникающие в быту и бизнесе. Более того, « НМ» позволяет нам справится, казалось бы, с неразрешимыми проблемами общественного и даже международного развития нашей высокодинамичной цивилизации.
« В математике следует помнить не формулы, а процесс мышления». Сказал математик В.П. Ермаков в докладе Киевскому физико-математическому обществу.
Сегодня мы не будем выполнять длинные, скучные и механические вычисления и упражнения. А постараемся несколько минут поучиться охотно и сознательно мыслить.

ХОД СОРЕВНОВАНИЯ

I раздел. «Смотри в корень!» (К.Прутков)

1 ведущий: « Крупное научное открытие дает решение крупной проблемы, но и в решении любой задачи присутствует крупица открытия. Задача которую вы решаете, может быть скромной, но если она бросает вызов вашей любознательности и заставляет вас быть изобретательным и если вы решаете её собственными силами ,то вы сложите испытать ведущее к открытию напряжения ума и насладиться радостью победы». Д.Пойа.

Задания по очереди каждой команде, если она не дает ответ – отвечает команда соперников.

  • На прошлой неделе я выключила свет и успела добраться до постели прежде, чем комната погрузилась в темноту. От выключателя до моей постели 3 метра. Как я это сделала? (Это было днем)

  • Вчера мой отец попал под дождь. Ни шляпы, ни зонта он с собой не взял, укрыться от дождя ему было негде, и когда отец добрался до дома, вода лилась с него ручьём, но ни один волос на голове не промок. Как это произошло? (Отец лысый)

  • Один человек поспорил, что он в определённый день и час ступит на воду реки и будет ходить в течении 20 мин по поверхности и не погрузится в воду. Это он выполнил. Как? (Зимой по льду)

  • Сегодня утром, одеваясь на работу я уронила серьгу в чашку с кофе. И, хотя чашка была наполнена до краев, я смогла вынуть серьгу двумя пальцами не намочив их. Как это могло быть? (Кофе было молотым порошком)

II раздел. «Аховы тесты»

Практические задания каждой команде, после нескольких минут рассуждения нужно продемонстрировать решение.

  • Нужно встать на газетный лист так, чтобы нельзя было прикоснуться руками к другому человеку. Сходить с газеты не разрешается. (2 человека) (Газету просунуть под дверью и встать с разных сторон)

  • Нужно бросить теннисный мяч так, чтобы он, пролежав какое-то расстояние остановился и начал двигаться обратно.(ни обо что стукать нельзя) (2 человека) (Мяч бросить вверх)

III раздел. «Гимнастика ума»

Но живу, живут в N измереньях
Вихри воль, циклоны мыслей, те
Кем смешны мы с нашим детским зрением
С нашим шагом по одной черте.

В.Брюсов

2 ведущий: Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению, и недаром говорят, что математика – это гимнастика ума.

  • Один парикмахер говорит: «Мне лучше подстричь двух нездешних, чем одного здешнего. Почему? (Стоимость двух человек всегда больше одного)

  • Жители небольшого городка за сравнительно короткий срок зарегистрировал брак 20 раз. Каждый раз в брак вступала другая женщина. Тем немение житель, о котором идет речь, не развёлся ни с одной из 20-ти женщин и не стал многожёнцем. Как это объяснить? (Житель – работник ЗАГСа)

  • У некоторой дамы не было прав вождения машины. Она не остановилась на ж/д переезде, хотя шлагбаум был опущен, не обращая внимания на знак одностороннего движения двинулась в противоположном и остановилась лишь миновав 3 квартала. Всё это происходила на глазах милиционера, но он её не задержал. Почему? (Женщина шла пешком)

  • Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, в которую может поместиться только один человек. Тем не менее они смогли переправиться и пойти дальше. Как это могло быть? (Люди подошли к реке с разных сторон)

IV раздел. «Геометрические головоломки»

1 ведущий: Хорошее воображение это качество, необходимое в равной мере и математику и поэту. Великий французский просветитель Вольтер как-то сказал: « В голове у Архимеда было гораздо больше воображения, чем в голове у Гомера»

Задания двум командам одновременно, на заранее подготовленных листах бумаги.

  • Соедините четыре точки, стоящие в углах квадрата, тремя прямыми линиями, не отрывая карандаша от бумаги.

  • Соедините девять точек, четырьмя прямыми линиями, не отрывая карандаша от бумаги.

Подведение итогов соревнования.

Заключительное слово учителя: На конкретных примерах сегодня вы убедились, насколько вам под силу решать занимательные головоломки, обрели необходимый интеллектуальный опыт и стали ещё умнее.
«Нестандартное мышление» не является каким-то «темным» или колдовским искусством; оно присуще каждому человеку, но до поры «спрятано» в извилинах нашего головного мозга. Его можно извлечь оттуда, развить и «отточить» в ходе непредубежденного исследования возникшей проблемы.

– Желаю Вам успеха! Учитесь мыслить!

Литература:

  1. Пол Слоун. Задачи на нестандартную логику /пер. с англ. В.С. Фролова. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  2. Эрвин Брехер. Нестандартные логические головоломки / пер. с англ. А.В. Банкрашкова. – М.: АСТ; Астрель, 2007.