Единицы длины и площади (по учебнику Н.Б. Истоминой). 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

Расширение знаний, представлений учащихся о мерах длины.

Задачи:

– образовательная:

– закрепить знания учащихся о единицах длины и площади;

– совершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметра;

– совершенствовать вычислительные навыки;

– развивающая:

– способствовать развитию логического мышления, умению рассуждать, анализировать; поддерживать интерес к предмету;

– воспитательная:

– прививать детям любовь и уважение к родной природе, к Родине, к её историческому прошлому, русской культуре;

– формировать у учащихся навыки делового сотрудничества: доброжелательность друг к другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей.

Оборудование: учебник, ТПО, таблицы с формулами, карточки с заданиями,  вееры – сигналы обратной связи, проектор, компьютер, экран, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Начинаем наш учебный день вместе с солнышком, оно согревает нас своим теплом, придаёт силы, энергию, уверенность, хорошее настроение, улыбнёмся друг другу. Сегодня на уроке у нас гости, поздороваемся и подарим гостям свои улыбки.

Урок математики. Будьте внимательны, активны, старательны, доброжелательны, помогайте своим друзьям. Успехов вам!

2. Вводная беседа.

Урок математики, а начну я его со сказочного отрывка.

Что ж он видит? – Прекрасивых
Двух коней золотогривых
Да игрушечку – конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

Знакомы вам эти строчки?

– Как называется эта сказка и кто её автор? (Правильно, П.П.Ершов написал сказку “Конёк-Горбунок”) – Найдите связь отрывка из сказки с математикой.

(Встретились старинные русские меры длины: три вершка (вершок), с аршинными ушами (аршин). – А что значит аршин, вершок? А чему соответствует аршин, вершок?

(Вершок в современном исчислении– это 4,5 см. Наименование “вершок” происходит от слова “верх”. Аршин – старая русская мера длины = 71 см.)

– Какого роста был Конёк Горбунок в современных мерах длины?

4,5 х 3 = 13,5 см. А уши? 71 см.

– Какие ещё старинные меры длины вы знаете? – Основные старинные русские меры длины: верста, сажень, аршин, локоть, пядь, вершок)

(Ладонь, пядь, локоть, верста, сажень, дюйм, фут…)

– А в каких ещё литературных произведениях встречаются старинные меры длины?

(В.Ф. Одоевский “Городок в табакерке”. Мальчик – колокольчик жалуется “Из городка мы ни пяди”. Пядь – 18 см. Можно вспомнить стихотворение Н.А. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”. Катастрофическое положение у зайчишек, когда на островке осталось “ меньше аршина земли в ширину, меньше сажени в длину”.

В старину русские меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека. Первым счётным прибором человека были пальцы рук и ног. Большинство старых мер забыто, вышло из употребления, но многие встречаются в литературных произведениях, исторических памятниках. Они заложены в старинных постройках, в древних рецептах лекарств и кушаний. История мер – это история торговли, ремёсел, сельского хозяйства, это часть истории Руси, истории человечества. Вам предстоит ещё много учиться, много читать , в книгах встретятся старинные единицы измерений, и они будут вам знакомы и понятны.

– А какие современные единицы измерения вы знаете?

(Метр, километр, миллиметр, дециметр, сантиметр)

– А почему существуют разные единицы измерения?

(Чтобы измерять разные предметы и расстояния).

– А что объединяет старинные и современные единицы длины? – Для чего они служат, нужны?

(Это единицы измерения, ими можно измерять длину предметов).

Можно измерять шагами.
Можно измерять локтями.
И линейкою, и веткой,
Сантиметром и рулеткой.
Шаг муравьишки – миллиметр,
Шаг у людей примерно метр.
А если великаном стать,
То можно километрами шагать.

– Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока? Какие задачи перед собой поставим? Тема урока: Единицы длины и площади.

3. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач.

– Сегодня мы повторяем единицы длины и площади, соотношение этих единиц, совершенствуем свои вычислительные навыки и навыки решения задач; наши знания пригодятся нам в повседневной жизни: правильно чертить отрезки, измерять длину предметов, отправляясь в путь, нам нужно знать расстояние, интересно определить площадь своего дачного участка.

4. Работа по теме.

Задание №1.Выполняется в тетрадях.

А) Запишите в столбик единицы длины в порядке возрастания:

1 км, 1мм, 1м, 1см, 1дм.

Проверка. – Просигнальте, как вы справились с заданием. Исправьте.

1мм
1см
1дм

1км

Б) Вставьте пропущенные числа, чтобы получились верные равенства.

(Учитель спрашивает 2 – 3 учащихся)

1мм
1см = … мм
1дм = … см = … мм
1м = … дм = … см
1км= … м = … дм

Проверка.

Просигнальте. – Кому было трудно? В каком случае вам было трудно?

1мм  
1см = 10 мм  
1дм = 10 см = 100мм 1 дм = 100 мм
1м = 10 дм = 100см 1 м = 100 см
1км =1000 м = 10000дм 1 км = 10000 дм

5. Работа в парах.

Карточка №1.

Возьмите карточку №1(жёлтого цвета), прочитайте задание.

Определите, какими единицами пользовались при измерении, и заполните пропуски.

Расстояние между городами – 700 ….
Площадь дачного участка – 420 …
Длина карандаша – 170 …
Рост человека – 180 …

Проверка. Спросить 2 – 3 человек.

– У кого были ошибки, исправьте.

Карточка №2.

Возьмите карточку №2(зелёного цвета), прочитайте задание.

Какая величина “лишняя” в каждом столбце?

3080 см 12070 м 2070 м
5407 км 38004 см 207000 см
4078 кг 4507 см 207 00 дм
6027 дм 54704 км 2070 дм

– Проверка.

– Почему “лишняя”?

1столбик – 4078 кг единицы массы, 2 столбик – 38004 см –единицы площади

3 столбик – Что объединяет эти величины? ( Что общего в этих величинах?)

– Это единицы длины.

– Что необходимо сделать, чтобы найти “лишнюю” величину?

– Нужно все величины выразить в одних единицах.

– Удобнее перевести всё в см.

1 м = 100 см
1 дм = 10 см значит
2070 м = 207000 см
20700 дм = 207000 см
2070 дм =2070

Я ещё раз обращаюсь к сказке П.П.Ершова “Конёк-Горбунок”. Послушайте несколько строк (небольшой отрывок)

– Вот въезжают на поляну
Прямо к морю-окияну.
Поперёк его лежит
Чудо-юдо рыба-кит.

Так выглядит сказочный кит. А это синий кит, который встречается в природе на Земле. Кит это самое крупное по массе и по длине животное за последние 90 млн. лет. Был распространён от Арктики до Антарктиды, но в результате китобойного промысла почти истреблён. Занесён в Международную Красную книгу и Красную книгу России как “находящийся на грани исчезновения”. Судьба нашей планеты и её обитателей в руках человека. От нас с вами зависит, чтобы наша страна, земля, наш дом, город была чистой, красивой, богатой.

– Предлагаю вам задание. Как вы думаете, какое? Кто догадался?

6. Составить задачу по схеме и рисунку. В тетрадях записать только решение (выражение)

А) Синий кит – 33 м Б) Синий кит – 33 м Что изменилось?
Тюлень – 3 м Тюлень -3 м (схема, вопрос)
33 – 3 = 30 (м) 33 : 3 = 11(раз)  

А) Длина синего кита 33 м, а тюленя 3 м. На сколько м синий кит длиннее тюленя или на сколько м тюлень короче кита?

Б) Длина синего кита 33 м, а тюленя 3 м.Во сколько раз синий кит длиннее тюленя?

– Проверка. Просигнальте, как справились с заданием.

Да, удивительные животные, прекрасные растения украшают нашу страну. А знаете ли вы, что Россия – крупнейшее государство мира по площади. Наша страна по территории сопоставима с материком Южная Америка и площадь более чем в два раза превышает размеры другого материка – Австралия.

– Прочитайте это число 17 075 400 км. На территории России насчитывается огромное количество рек. Прочитайте это число 2 500 000 рек, общая протяжённость (длина) всех рек 8 000 000 км.

Составим задачу про крупнейшие реки России

В) Волга – 3530км

Енисей – ? на 757 км длиннее

3530 + 757 = 4287 (км)

Да, огромна и прекрасна наша страна. Могучие реки протекают по её территории, высокие горы охраняют её, в густых лесах обитают звери и птицы. Мы с вами малая частичка великой страны России.

Берегите реки, горы и леса! Пусть не исчезает в мире красота!

7. Релаксация.

Предлагаю вам отдохнуть, расслабиться, полюбоваться красотами планеты Земля (просмотр видео-ролика с видами водопадов, озер, гор с указанием их высоты, глубины).

– Что вас поразило, удивило?

8. Работа над задачей № 301, с.96. Решение записывается на доске.

В прямоугольнике одна сторона на 8 м больше другой. Найди площадь прямоугольника, если его периметр равен 28 м.

О каких величинах говорится в задаче? (длине, ширине, площади)

– Как найти площадь прямоугольника? (длину умножить на ширину)

Выбери схему, которая соответствует условию, и реши задачу.

– Подходит вторая схема. Почему?

– Что обозначает каждый отрезок? (длина и ширина прямоугольника)

– Что обозначают величины 28 м и 14 м ?

– 28 м – это периметр, это две длины и две ширины;

– 14 м – это одна длина и одна ширина. Поэтому подходит вторая схема.

Ученик выходит к доске и решает задачу.

– Что узнаем первым действием? (длину и ширину вместе)

1) 14 – 8 = 6 (м) (длина и ширина) (две ширины)
2) 6 : 2 = 3 (м) ширина
3) 3 + 8 = 11(м) длина
4) 3 Х 11 = 33 (м) площадь

– А как другим способом можно найти длину?

– Что обозначает величина 14 м? (длина и ширина – это целое, нам известна ширина, одна часть, как найти другую часть? Надо из целого вычесть одну часть, то получим другую часть. Можно 14 – 3 =11)

Ответ: 33 м площадь прямоугольника.

9. Домашнее задание.

Откройте дневники и запишите:

– № 291 (б) вставить пропущенные числа, чтобы получились верные равенства;

– № 299 задача.

А ещё предлагаю для самых активных, любознательных, эрудированных творческое задание:

– Найти и записать пословицы, загадки, фразеологизмы, в которых встречаются старинные меры длины.

10. Подведение итога урока. Рефлексия.

К нам в класс вновь заглянуло солнышко. Да оно и не покидало нас, скрылось ненадолго за облако и снова радует нас своей улыбкой, теплом, любит и ласкает нас.

– По какой теме мы сегодня проводили исследование? (единицы длины и площади)

– Какими единицами длины мы пользуемся в жизни в настоящее время? (м, см, км, мм, дм) – А какими единицами длины пользовались наши предки в старину? (верста, вершок, аршин, пядь) – Какие старинные меры длины вы запомнили?

– Что было самым важным на уроке? За что вы можете похвалить себя, одноклассников

Покажите мне, друг другу, гостям мимикой своё настроение.

– Спасибо!

Желаю дальнейших успехов. Перед трудностями не пасовать, продвигаемся вперёд семимильными шагами. Мои ученики – семь пядей во лбу!