Обобщение знаний о частях речи. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: формировать умение различать части речи, пользуясь их существенными признаками.

Ход урока

I. Организационный момент

Уч-ль:

Прозвенел звонок –
Начинаем наш урок.

II. Мобилизующий этап

Уч-ль: Откройте учебник (УМК «Планета Знаний», Т.М. Андрианова «Русский язык» 1 класс) на странице 74 и найдите упражнение 1.

Проанализируйте предложенную таблицу и сформулируйте тему урока.

Уч-к: Темой урока будут слова, которые могут обозначать предметы, их признаки и действия.(Учитель открывает заранее написанную тему на доске.)

Уч-ль: Скажите, это новое знание или уже известное?

Уч-к: О слова, обозначающих предметы, их признаки и действия, мы узнали на прошлых уроках.

Уч-ль: Какую же цель мы перед собой поставим?

На доске даны опорные слова, по которым ученик формулирует цели урока:

Цели:

  • повторить, что могут обозначать и на какие вопросы тогда будут отвечать разные слова;
  • упражняться в подборе и определении слов, обозначающих разное и отвечающих на разные вопросы;
  • составлять тексты.

III. Чистописание

Уч-ль: Спишите с доски строчку Чистописания:

а / е // и /// и /// р //// с ///// т ////// ч /////// ч ///////

Уч-ль: Что интересного заметили в строчке Чистописания?

Уч-к: Я заметил, что буквы идут в алфавитном порядке: сначала – гласные, затем – согласные и чередуются с «короткой наклонной линией», каждый раз количество которой увеличивается на 1. В узоре повторяются фрагменты с буквами и и ч.

Уч-ль: Составьте словосочетание из букв строчки.

Уч-к: Из букв строчки у меня получилось словосочетание ЧАСТИ РЕЧИ.

Уч-ль: Все слова русского языка в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают, делятся на 10 частей речи. У каждой части речи имеется своё название. Мы с вами пока познакомились только с 4 частями речи. Расскажите, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.

Уч-к: Слова, обозначающие предметы, отвечают на вопросы кто? и что?

Слова, обозначающие признаки предметов, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Слова, обозначающие действие предмета, отвечают на вопросы что делает? что делали? что сделают? что делать? и другие.

Предлоги служат для связи слов в предложении, у них нет вопроса.

IV. Словарная работа

Уч-ль: Я вам буду диктовать слова, а вы их записываете в 3 столбика: в первый – слова, обозначающие предметы, во второй – признаки предметов, в третий – действия предметов.

На доске будут работать трое учеников, у каждого свой столбик: у …… – предметы; у ……. – признаки предметов; у ……. – действия предметов.

Учитель диктует слова: ворона, каркала, серая. болтливая, трещит, сорока, трусливый, заяц, спрячется.

Уч-ль: Проверим, что получилось на доске в столбиках у ребят.

предметы признаки предметов действия предметов
ворона серая каркала
сорока болтливая трещит
заяц трусливый спрячется

Ученики читают свои записи в столбиках на доске, остальные следят за правильностью выполнения, если необходимо, то исправляются ошибки.

Уч-ль: Докажи, что именно эти слова должны быть в 1 столбике?

Уч-к: Я записал слова «ворона», «сорока» и «заяц», потому что они обозначают животных и отвечают на вопрос кто? (Другие ученики также доказывают свои записи по той же схеме: что обозначают? на какие вопросы отвечают?)

Уч-ль: Объясните правописание слов.

Уч-к: Слова первого столбика являются словарными, поэтому их написание запоминаем. Слова «серая», «болтливая» отвечают на вопрос какая?, поэтому на конце написали -ая. В слове «болтливая» безударная О не проверяется, её запоминаем. В слове «трещит» безударную Е проверим словом «треск».

Уч-ль: Что интересного заметили?

Уч-к: Слова в строке связаны по смыслу так, что можно составить предложение.

Уч-ль: Допишите ещё одну тройку слов, не нарушая закономерности. Что у вас получилось?

Уч-к: Я подобрал слова: медведь, косолапый, спит.

Уч-ль: Составим предложение, пользуясь тройкой слов, где меньше всего звонких согласных звуков. Подчеркнём главные члены предложения.

Уч-к: В тройке слов: медведь, косолапый, спит меньше всего звонких согласных звуков – 5. Составлю предложение: Косолапый медведь спит. Подчеркну главные члены предложения: медведь, спит.

V. Закрепление изученного материала

Уч-ль: В учебнике на странице 75 прочитаем текст упражнения 7. Определим вид текста.

Уч-к: Данный текст-описание.

Уч-ль: Подберём заглавие к этому тексту.

Уч-к: Считаю, что данный текст можно озаглавить – Летний луг.

Уч-ль: Составим его цветную диаграмму, пользуясь кодом на доске:

 

что обозначает  цвет
предмет красный
признак предмета синий
действие предмета зелёный
предлог коричневый

ТЕКСТ. Запестрел летний луг яркими цветами. Покачиваются на ветру лиловые колокольчики. Алеют пышные маки. Белеет скромная ромашка.

Уч-ль: Расскажите, как будете работать.

Уч-к: У каждого слова выясняю, что оно обозначает при помощи вопроса, и по цветовому коду рисую кружок. Например, запестрел – действие предмета, т.к. отвечает на вопрос что сделал?, по коду зелёный кружок; летний – признак предмета, т.к. отвечает на вопрос какой?, по коду синий кружок; луг – предмет, т.к. отвечает на вопрос что?, по коду красный кружок; яркими – признак предмета, т.к. отвечает на вопрос какими?, по коду синий кружок; цветами – предмет, т.к. отвечает на вопрос чем?, по коду красный кружок.

Уч-ль: Что заметили в цветной диаграмме?

Уч-к: Все предложения начинаются со слова, обозначающего действие предмета, а третьим словом является слово – предмет.

Уч-ль: Найдите устно в тексте слово, где все согласные мягкие.

Уч-к: В слове «летний» все согласные мягкие.

Уч-ль: Найдите в тексте слова – действия с орфограммой как в слове ПОЛЯХ.

Уч-к: В слове «полях» проверяемая безударная гласная, поэтому в тексте с такой же орфограммой имеются слова – действия: «запестрел» – Е проверяю словом «пёстрый», «алеют» – А проверяю словом «алый», «белеет» – Е проверяю словом «белый».

Уч-ль: На карточках вам предложен текст К.Д. Ушинского. Прочитаем его.

Уч-ки читают текст на карточках:

Красноватые сосны развесили свои иглистые вершины зелёные ёлочки выгибают колючие ветки красуется кудреватая берёзка дрожит серая осина коренастый дуб раскинул шатром свои резные листья.

Уч-ль: Что заметили при чтении?

Уч-к: Текст не разделён на предложения. В тексте не поставлены точки.

Уч-ль: Спишите текст, правильно обозначая начало и конец предложений.

Ученики выполняют задание, которое затем проверяется. Должен получится следующий текст:

Красноватые сосны развесили свои иглистые вершины. Зелёные ёлочки выгибают колючие ветки. Красуется кудреватая берёзка, Дрожит серая осина. Коренастый дуб раскинул шатром свои резные листья.

Уч-ль: Подсчитайте и запишите цифрой, сколько в тексте встретилось слов, обозначающих:

  • 1 вариант – предметы – … (9)
  • 2 вариант – признаки предметов – … (8) Слово «свои» не учитывайте.
  • 3 вариант – действия предметов – … (5)

Уч-ль: Объясните, как определяли.

Уч-к: Я задавал вопрос к слову: если кто? что? – это слова моего варианта, я его считал; если другие вопросы – значит, слова не моего варианта. (Ученики других вариантов проводят объяснение по такой же схеме.)

VI. Итог урока

Уч-ль: Чему сегодня учились на уроке?

Уч-к: Мы учились различать слова по их значению и вопросу.

Уч-ль: Какие личные достижения отметите? Какие личные трудности испытали?

(Учитель опрашивает 4-5 человек.)

VII. Домашнее задание

Уч-ль: Дома выполните со страницы 75 упражнение 5.