Урок-викторина "Планета рыб" в 7-м классе по теме "Многообразие рыб"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Урок-викторина позволяет осуществить интегрированный подход к изучению предмета, помогает установить контакт с учащимися, стимулирует их самостоятельность, концентрирует внимание, создает ситуацию успеха, расширяет кругозор и любовь к природе, предмету, способствует формированию личностного опыта.

Данный урок предназначен для работы с учащимися 7-х классов; может быть использована так же для проведения: обобщающего урока, предметных недель биологии, вечеров. Ребята готовятся к уроку за 1-2 недели. Урок рассчитан на 45 мин.

Цель урока: Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме рыбы. Расширить представления о многообразие рыб. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать интерес к предмету. Учить детей пользоваться энциклопедическими источниками.(Слайд 1)

Оборудование: Таблицы “Внешнее и внутреннее строение рыб”. Раздаточный материал с заданиями по вариантам, экран, компьютерная презентация.

Ход урока

Класс делится на 3 группы (команды). Ребята придумывают название своей команде. Каждая группа (команда) получает одинаковые задания. Участникам предлагается ответить на 13 вопросов, используя справочную литературу. (Слайд 2)

I конкурс “Не родственники, а тезки”.

В этом конкурсе соревнуются команды между собой. За каждый правильный ответ 1 балл. После проверки подсчитывается количество баллов набранных командой и объявляется победитель в этом конкурсе.

Презентация (слайды 3-17)

  1. Какая рыба называется так же, как спортсмен – легкоатлет? (Прыгун-илистый)
  2. Какая морская рыба по форме напоминает шахматную фигуру? (Морской конек).
  3. Крупная хищная рыба с плоским телом и острым хвостом называется так же, как и пологий спуск, и автомобильная шина? (Скат).
  4. Какая аквариумная рыбка называется так же, как астрономический прибор? ( Рыба телескоп)
  5. Какая мелкая рыбка, которую можно встретить в реках Амазонки и в наших аквариумах, называется так же, как химический элемент? (Неон).
  6. Популярная аквариумная рыбка и обитающая в Америке певчая птица семейства Овсянковых с ярко–окрашенным оперением у самцов имеют одинаковое значение. Какое? (Кардинал).
  7. Эту рыбу зоологи, как только поймали, сразу же окрестили “живым ископаемым?”. (Латимерия)
  8. Какая рыба, живущая в Красном море, носит имя императора Франции? (Наполеон)
  9. Какая рыба называется так же, как и птица, которая служит нам “живым будильником?”. (Морской петух).
  10. Какая рыба называется так же, как цирковой артист? (Рыба клоун).
  11. Какая рыба называется так же, как инструмент портного? (Рыба-игла).
  12. Какая рыба называется так же, как щетка для мытья бутылок? (Рыба-Ерш).
  13. Какая рыба называется так же, как инструмент плотника? (Рыба-пила).
  14. Каким словом одинаково названы рыбы и продолговатый пшеничный хлебец? (Сайка).
  15. Название какой рыбы звучит так же, как ласковое имя мальчика? (Колюшка).

II. Конкурс географов “ Где-то на белом свете”.

Презентация (слайд 18-23)

В этом конкурсе участвуют капитаны команд. За каждый правильный ответ капитан команды может получить по 2 балла.

  1. Какая пресноводная рыба называется так же, как и река на Дальнем Востоке? (Амур).
  2. Название, какого итальянского города, превратится в название рыбы, если его прочитать наоборот? (Налим).
  3. Эта вкусная рыба названа в честь средиземноморского острова. Близ него образован и ее первый промысел? (Сардина)
  4. Где протекает река Осетр? (в Тульской и московской областях).
  5. Какой большой остров напоминает своими очертаниями рыбу? (Сахалин).
  6. Уберите три последние буквы – и горы в Европе превратятся в рыбу…(Карпаты, Карп).

III. Литературный конкурс.

Презентация (слайд 24-29). За каждый правильный ответ команда получает 1 баллл.

  1. Какой рыбой угощал Демьян соседа Фоку в басне И. Крылова “Демьянова уха?” (Лещ, Стерлядь)
  2. Как называется харчевня в сказке “Золотой ключик?” (Три пескаря).
  3. Какую рыбу пригласили в няньки к глупому мышонку в сказке С. Маршака? (Щука)
  4. Какая рыба названа “царем-рыбой” в одноименной книге русского писателя В. Астафьева? (Осетр).
  5. На какой рыбе ездит водяной в русских народных сказках? (Сом).
  6. Какая рыба нерестится в самые лютые морозы? Какой из русских писателей написал одноименный рассказ о ее ловле? (Налим); “Налим”– рассказ А.П. Чехова.

IV. Конкурс “Аквариум”.

Ребятам раздаются карточки с таблицей. В таблицу они вписывают цифры соответствующие отрядам рыб. См. Приложение 1.

Перед Вами 10 картинок с изображением рыб, относящихся к двум отрядам: Окунеобразные, Лососеобразные. Какая рыба, к какому отряду относится? Карточки с работами ребята сдают жюри. Жюри выбирает победителя в этом конкурсе от каждой команды и объявляет результат. Максимальная оценка 5 баллов. Презентация (слайд 30).

V. Конкурс кроссвордов. См. Приложение 2

Презентация (слайд 31,32)

Учащимся предлагается отгадать кроссворд “Исчезнувшие буквы” и “Рыбный треугольник”. Кроссворды раздаются по вариантам. См. Приложение 3. Ребята работают самостоятельно. В конце урока сдают работы на проверку учителю. Этот конкурс оценивается индивидуально каждого.

В конце урока жюри подводит итоги викторины и называет команду– победителя. Конкурс кроссвордов оценивает учитель и результат ребята получат на следующем уроке.(слайд 33)

Д/З. Выполнить рисунок любой понравившейся рыбы и подписать к рисунку: название рыбы, место обитания, обозначения внешнего строения.