Регионоведческий компонент содержания обучения иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Цель предмета «Иностранный язык»- формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как их способность и готовность общаться на английском языке. Смысл преподавания иностранного языка на современном этапе – введение учеников в мир родной и иноязычной культур, развитие мышления детей средствами языка. Речь идёт не только об усвоении иной культуры, но и об осмысленном понимании менталитета родного народа. Понимание родной культуры чрезвычайно важно в процессе становления личности, формирования мировоззрения в культурном развитии детей, расширении их кругозора, так же способствует воспитанию патриотизма, помогает детям поддерживать интерес к изучению истории, быта, традиций народов, населяющих край, город, учит человеколюбию и толерантности.

Если ребёнок обладает знаниями о традициях, обычаях, ритуалах, истории и быте своего региона, ему легче научиться представлять родную культуру на иностранном языке. Поэтому сегодня уделяется большое внимание изучению регионоведческого компонента на уроках иностранного языка.Опираясь на присущий детям интерес и любовь к природе, к родному городу, селу, регионоведение помогает воспитывать у них стремление жить и работать в своём крае. Этой цели и служит привлечение материала регионоведческого компонента при изучении иностранного языка. Я стараюсь научить школьников говорить о том, что их окружает, что им близко и дорого с детства. На уроках иностранного языка я стараюсь целенаправленно обучать умению рассказывать на английском языке о родной культуре. Местные материалы увязывают жизнь и быт любого населённого пункта страны с огромным понятием нашей великой Родины и существенно дополняют содержательную сторону речи. Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории, к героическому прошлому нашей Родины. Большое значение играет регионоведение в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Одним из принципов совершенствования отечественной системы образования является принцип региональности. Закон РФ "Об образовании" предусматривает включение в государственные образовательные стандарты национально-регионального компонента. Национально-региональный компонент позволяет строить процесс обучения и воспитания учащихся с учётом специфики региона и местных культурно-исторических традиций, региональных экономических программ, перспектив развития. Необходимо усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении иностранному языку с учетом регионоведческого компонента, т.е. использовать краеведческие материалы (факты истории, биографии известных людей, исторические очерки сибирских писателей). Главными задачами интегрирования регионоведения в учебный процесс являются развитие и совершенствование коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся, а также расширение содержательной основы обучения иностранному языку за счёт овладения учащимися определённым объёмом регионоведческих знаний. Анализ современных учебников и учебных пособий по иностранным языкам показал, что до недавнего времени региональный компонент был представлен главным образом в темах и проблемах, касающихся места проживания школьника, места учебы и проведения досуга. Регионоведческая составляющая в содержании обучения иностранным языкам является на сегодняшний день недостаточной. Таким образом, в настоящее время представляется актуальной проблема научно-методического обоснования использования краеведческого материала в обучении иностранному языку.

Регионоведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре. Использование регионоведческого материала отвечает принципам культурологического подхода в обучении иностранного языка. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся сравнивают ее с родной культурой.

Познание самого себя всегда начинается с познания окружающей действительности, обретения своего места в мире. Часто молодые люди знают о мировой культуре больше, чем о культуре своей родины. Не зная собственной культуры, молодежь не испытывает чувства гордости и ответственности за свою страну. Между тем в Стратегии модернизации образования в качестве главного результата рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и всего общества.

Поэтому в содержание образования включаю элементы регионоведения на каждом этапе обучения: географические, исторические, общественные, экономические. Значимость регионоведческих материалов высока при использовании их в среднем звене, когда происходит активное становление личности учащегося, формируется его мировоззрение, вырабатывается социальная позиция.

Овладев определённым объёмом знаний о культуре и истории родной страны и страны изучаемого языка на раннем этапе обучения иностранному языку и тем самым повысив свою коммуникативную и лингвострановедческую компетенцию, ученики средних классов и старшеклассники готовы к ознакомлению с культурой и историей двух стран на региональном уровне. Региональная проблематика приобретает всё большую актуальность в настоящее время, когда особенно возросла самостоятельность отдельных краёв и областей. Таким образом, речь идёт об интеграции в учебный процесс самостоятельной науки - регионоведения. В средней школе освоение основ регионоведения в сочетании с обучением иностранному языку может делиться на начальный общеобразовательный и продвинутый, профессионально ориентированный этапы.

Проведение интегрированных курсов предполагает, что в школе имеются:

  • группы учащихся с высоким уровнем обученности;
  • учителя, способные самостоятельно разработать региональный курс;
  • оснащённый разнообразными учебными средствами кабинет;
  • количество часов, позволяющее включить курс полностью или в виде спецкурса (мини курса) в школьную программу обучения иностранному языку в урочное или внеурочное время на протяжении учебного года».

Основу экстралингвистического содержания такого курса составляют знания учащихся о регионе, полученные ими в первую очередь в ходе изучения школьных учебных предметов гуманитарного и естественного циклов, а также в процессе самостоятельной работы. К ним относятся географические, исторические, литературоведческие, культуроведческие и другие сведения о своём крае. Интеграция регионоведения в обучение иностранному языку служит как средством повышения образовательного уровня, так и для совершенствования владением иностранным языком.

Важной особенностью гуманистической педагогики является возрастная и интеллектуальная доступность изучаемого материала для учащихся. Следуя возрастному принципу: младшие подростки (1-4 классы), средние подростки (5-7 классы) и старшие подростки (8-11 классы), различают три уровня усвоения регионоведческой информации на уроках иностранного языка – эмоционально-познавательный, познавательно-поиковый и социально-личностный.

Методика изучения родной культуры младшими подростками на уроках иностранного языка обусловлена их возрастной спецификой. Они привержены к ярким образам, событиям, обладают любознательностью, что позволяет широко использовать народные сказки, песни о родном крае и городе, декоративно-прикладное искусство. На первых порах изучения иностранного языка краеведческая информация носит занимательный характер. Новые яркие впечатления помогают пробудить у детей познавательный интерес, что, в свою очередь, повышает активность усвоения знаний и способствует созданию положительной мотивации учения.

В среднем подростковом возрасте активизируется познавательно-поисковая деятельность школьников. На данном возрастном этапе повышается мыслительная деятельность подростков. Так, большой интерес у них вызывает урок-защита собственных гипотез, создание семейных видеофильмов о памятных местах родного посёлка и области.

В старшем подростковом возрасте происходит ориентация сознания на самого себя. Старшеклассникам присущ повышенный интерес к своей личности, процесс самопознания происходит порой бурно, в конфликтах с окружающими. Вот почему наиболее приемлемыми для них педагогическими методами являются диспуты, обсуждения, споры, дикуссии.

Для построения занятий регионоведческого курса использую различные средства активизации речемыслительной деятельности школьников: привлекаю в качестве речевой зарядки песни, стихи, цитаты, пословицы и поговорки по региональной проблематике. При работе над новой лексикой составляю кроссворды, использую наглядность: фотографии, слайды, репродукции картин, книжные иллюстрации, видеоклипы и видеофильмы. В обобщающий урок включаю викторину, контрольные тесты, задания обобщающего характера, выполняемые в форме соревнования. В своей работе применяю проектную методику обучения и информационно-коммуникационные технологии. Я включаю регионоведческий аспект в учебный процесс. Чтобы не нарушать целостности занятий, сведения о регионе можно сообщать фрагментарно, в связи с изучаемой темой, отводя для этого 3-5 минут урока (или во внеурочное время). Опыт работы показывает, что наиболее распространённым сюжетом при работе с региональным материалом является посещение группой зарубежных граждан (туристов, студентов, школьников) нашего региона, района. Подобная макроситуация включает ряд микроситуаций, в рамках которых формулируются коммуникативные задачи. В выборе предметов речи опираюсь на основные сведения о родном крае. Позитивную роль здесь играет и приобщение и к проектной методике, которая подразумевает сбор информации и дальнейшее представление результатов своих поисков, и ИКТ. Так, например, при подготовке презентации учащиеся могут создать видеоролик по заданной теме. Именно культурный компонент содержания обучения будет создавать положительную мотивацию у школьников и способствовать более осознанному овладению языком как средством общения.

Разработала и апробировала тематическое планирование с использованием регионального компонента. Темы, изучаемые в процессе освое­ния программы, имеют ярко выраженную гражданственную направленность, способствуют формированию у учащихся представлений о менталитете и культуре края через культуру стран изучаемо­го языка. Знакомство с культурой стран изучаемого языка происходит путем сравнения имевшихся ранее знаний и понятий с вновь получаемыми зна­ниями о своей стране, о своём крае, о своём городе, о самих себе. Сравнивая зарубежного сверстника и себя, чужую страну и свою страну, свой край, учащиеся учатся выделять общее и специфическое, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране изучаемого языка, её людям и традициям, к своему краю, городу, к самим себе. Сравнение требует от учащихся проявления своего мнения, собственной активной жизненной позиции по любому вопросу в рамках изучаемой темы, что мотивирует и стимулирует стремление постоянно увеличивать объём и углублять знания о своём родном крае, районе. Процесс обучения по регионоведческому компоненту становится для учеников развивающим, требующим от них интеллектуальных поисковых усилий. И наши ученики учатся сами создавать себе условия для активного «добывания» информации. На своих уроках я использую следующие формы работы по изучению регионоведческого компонента: -составление писем описаний; составление диалогов-расспросов, диалогов - обмена мне­ниями; проектов по темам регионоведческого компонента в формах проспекта, рекламного объявления, слайдовой презентации, монологов-рассуждений, резуль­татов исследований по теме и так далее. Уроки и внеклассная деятельность в моей работе тесно переплетаются, таким образом используя регионоведческий компонент, я провожу конкурсы на лучший проект, слайдовую презентацию о нашем посёлке, районе, области, также провожу конкурс на лучший литературный перевод стихотворений наших местных поэтов. Исследовательская работа по культуре искусства родного края расширяет навыки самостоятельной работы по совершенствованию иностранного языка, вызывает желание знать и изучать культуру других народов. Регионоведческое образование на уроке иностранного языка предполагает сочетание воспитания с обучением. Воспитание в данном случае касается различных сфер культуры, таких, как художественная, юридическая, экологическая, производственная, потребительская, бытовая и коммуникативная. Кроме этого именно регионоведческое образование связано с воспитанием определенных черт характера, таких, как чувство собственного достоинства, уважение к своей и иной культуре. Так, на своих уроках, изучая тему «Искусство» я провожу работу по культуре искусства родного края. Эта работа расширяет навыки самостоятельной работы по совершенствованию иностранного языка, вызывает желание знать и изучать культуру других народов. На своих уроках я применяю разработанные мною дидактические материалы о нашем регионе. Цель проекта - проследить насколько эффективна передача учащимся иноязычной культуры и истории на регионоведческом уровне, и насколько это способствует повышению эффективности обучения иностранному языку. В процессе обучения иностранному языку в нашей школе проводится большая работа по использованию регионоведческого компонента, уделяется большое внимание изучению регионоведческого материала. Например, при изучении темы «Экология», мы с ребятами обсуждаем вопросы экологии родного края. Мною разработаны авторские педагогические разработки: адаптационные образовательные программы «Английский с удовольствием!» (учебная программа кружка по английскому языку для обучающихся 1 класса); «Счастливый английский» (учебная программа факультатива по английскому языку для обучающихся 2 класса); «Традиции и обычаи» (учебная программа элективного курса по английскому языку для обучающихся 8-9 классов). Во всех этих разработках уделяется внимание регионоведческому компоненту(он представлен отдельным блоком). Целями и задачами элективного курса для обучающихся 8-9 классов являются: развитие и образование учащихся средствами иностранного языка через осознание ими роли родного языка и родной культуры в сравнении с культурой других народов и привитие уважения и любви к родной культуре; формирование понимания важности изучения иностранного языка как средства достижения взаимопонимания между людьми, формирование социокультурной компетенции учащихся, формировать умения представлять свою Родину, изучение традиций и обычаев родного края. Курс построен в русле задач развития и воспитания коммуникативной культуры школьников, расширения и обогащения их коммуникативного и жизненного опыта в новом контексте общения, расширение кругозора учащихся по знакомой теме «Родной край». Курс ориентирован на развитие у учащихся взаимопонимания, толерантности к различиям между людьми, стремления решать проблемы через сотрудничество, путём взаимодействия. Используются различные формы работы: групповая, индивидуальная, парная, создаётся коммуникативная атмосфера в классе, стимулируется общение на предложенную тему. На занятиях элективного курса рассматриваются природные и климатические условия региона, экологическая обстановка, экономическое положение, областной центр и основные города, достопримечательности, популярные блюда местной кухни, Байкал. Ребята выступают с докладами на школьной научно-практической конференции «Край тайги, легенд и песен». В прошлом году наш район отмечал 85-летие. Мы решили посвятить Декаду иностранных языков этой дате. Для ребят были проведены уроки, посвящённые юбилею нашего района. Используя информационные технологии, подготовили и провели урок английского языка по теме «Виртуальная экскурсия по Иркутской области». Слайд-фильм с достопримечательностями наглядно показал красоту родного края. Ученики готовились к викторине «Знатоки истории», читали книги об Иркутской области и лучше узнали свою малую Родину, открыли для себя много нового. После проведения урока с мультимедийным сопровождением ребята поняли, что ещё очень мало знают о своём родном районе и области и захотели пополнить свои знания. Очень понравился ребятам урок, посвящённый Байкалу. Ребятам очень нравится разработка и проведение экскурсий (с записью на видеокамеру) по своей местности, виртуальная экскурсия по региональному центру для иностранных гостей, учащихся, ролевая игра "Совет экскурсоводов", в ходе которой школьники предлагают свои варианты маршрутов экскурсий, а совет экскурсоводов, возглавляемый учителем и состоящий из наиболее подготовленных учеников, оценивает представленное и определяет лучшие работы, "заочная" экскурсия по родным местам. Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция регионоведения и иностранного языка создаёт положительную мотивацию и способствует осознанному овладению языком.

Цели использования регионоведческого компонента:

  • социальная адаптация учащихся в условиях быстрого социально-экономического развития региона;
  • формирование творческой индивидуальности личности, усвоившей духовные ценности и традиции малой родины, способной проектировать и строить свою жизнь на основе ценностей родного края.
  • воспитание гуманизма, патриотизма, бережного отношения к традициям и культуре родного края;
  • пробуждение интереса молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям;
  • расширение кругозора учащихся;
  • формирование умений и навыков ведения поисковой и исследовательской работы в походах, экскурсиях, музеях;
  • пробуждение интереса к изучению жизни и природы своего края;
  • интеграция различных образовательных областей;
  • развитие умения получать информацию из различных источников и самостоятельно ориентироваться в ней.
  • становление социальной ответственности личности через отношение к конкретным проблемам развития региона как части России;

 В результате изучения регионоведческого материала учащиеся

Должны знать:

  • основные этапы развития и события истории области;
  • личности знаменитых земляков;
  • достижения культуры;
  • виды исторических, литературных и природных источников;
  • виды ландшафтных памятников и памятников природы;
  • связь региональной культуры с культурой России и мира;
  • географические и экономические особенности области;
  • наиболее значимые памятники литературы, фольклора края.

Приобрести умения:

  • соотносить события отечественной, региональной и мировой истории;
  • рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках;
  •  давать описание исторических событий и памятников истории, литературы и культуры;
  • объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории области, культурным достижениям;
  • проводить очные и заочные экскурсии по родному краю.

Использование регионоведческого компонента позволяет решать одновременно две взаимосвязанные задачи:

  • повысить эффективность изучения основного содержания предмета;
  • поднять уровень владения иностранного языка у школьников, опираясь на личностно-ориентированный подход к организации работы учащихся со значимым для них местным материалом.

Типы занятий, методы обучения:

Работа с регионоведческим материалом предусматривает разнообразные типы занятий:

  •  самостоятельную работу с книгой и документом
  • экскурсии;
  • осмотр памятников истории культуры;
  • экспедиции по родному краю;
  • ученические исследования;
  • проектную деятельность;
  • работу предметного кружка;
  • беседы и встречи с интересными людьми;
  • выступления с сообщениями, докладами на уроках,
  • научно-практические конференции;
  • краеведческие исследования природы;
  • создание видеофильма;
  • фольклорные праздники;
  • публикации в школьной газете «Школьная волна».

При работе над регионоведческим компонентом я использую современные эффективные методы обучения: метод проектов, ролевые игры, информационно-коммуникационные, поисковые, исследовательские технологии.

Большое внимание уделяю согласованию регионоведческого материала с программой. Отбираю материал, который отражает уникальность региона, его неповторимый характер, и в то же время обладает общечеловеческой ценностью, приобщение к которой оказывает положительное влияние на повышение общекультурного уровня учащихся. Обучаю школьников умению извлекать и применять на уроке иностранного языка информацию, получаемую при изучении географии, истории, литературы, биологии и других предметов. Учащиеся пользуются литературой по краеведению, рекламными изданиями, прессой, различными картами: физической, климатической, Интернетом. Работа с регионоведческим материалом может быть частью, этапом урока, отдельным уроком. Результаты работы могут быть представлены в своём классе, показаны в младших классах, могут быть адресованы родителям.

Работу над регионоведческим материалом начинаю уже с подготовительной группы детского сада. Использование регионоведческого материала активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание конкретность и убедительность, обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям, способствует развитию самостоятельного творческого мышления, умений практического применения полученных знаний в жизни, создаёт благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников. Регионоведение открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний.