Урок чтения и развития речи в 1-м классе

Разделы: Коррекционная педагогика


Тема: “Дифференциация Г-К”

Цель урока: учить детей дифференцировать звуки.

Задачи урока:

– учить находить буквы Гг, Кк в печатном тексте, читать слоги и слова с изученными буквами;
– обогащение словаря детей;
– развитие фонематического слуха, анализа и синтеза;
– развитие артикуляции звуков;
– развитие речи, внимания, мышления, наблюдательности, сообразительности ребёнка;
– развитие мелкой и общей моторики;
– содействие сохранению и укреплению здоровья учащихся;
– формирование положительной учебной мотивации.

Ход урока

1. Организационный момент.

Школьный прозвенел звонок Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем Ни минуты не теряем. Будем мы читать, писать, Главное здесь не лениться Наши гости посмотрят сейчас, Как ребята умеют трудиться.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, улыбнитесь мне и порадуйте всех хорошей активной работой.

– Когда вы шли в школу обратили ли вы внимание на то, какое сегодня чудесное утро? Что вы можете сказать про сегодняшний день? (работа с календарём природы).

2. Объявление темы и целей урока.

– Сегодня на урок к нам пришли дети. Они сейчас ходят в детский сад, а на следующий год станут,

как и вы, первоклассниками. Им очень интересно побывать в школе, и хотят узнать, чему же вы научились за это время в школе.

– А вам интересно узнать, как зовут наших гостей? На доске я записала их имена, но куда-то пропали первые буквы. Давайте найдем эти буквы, (на доске: .о-ша .и-ра)

Игра “Волшебный мешочек”. (В мешочке буквы: Г, К. Дети щупают предметы в мешочке.)

– Что находится в мешочке? Какие? А как вы думаете, почему именно эти буквы оказались в мешочке?

– Сегодня на уроке мы будем учиться различать буквы Г, К, звуки (г,к). Но прежде, чем учиться различать, давайте подготовим речевой аппарат к работе.

3. Фонетическая зарядка.

Дыхательные упражнения.

Подготовим язычок и губы. Игра “Потолок, пол, правая стеночка, левая стеночка” (2 раза).

Как гогочет гусь? (Га-га-га...)

Как кудахчет курочка? (Ко-ко-ко...)

Игра “Эхо”. Повторяйте за мной: ка-га, га-ка, ко-го-го, ги-ки-ки, ку-гу-ку, гу-ку-ку.

4. Дифференциация звуков (г), (к).

– А для чего нам нужно уметь различать звуки? Что вы знаете про эти звуки? Какие они гласные или согласные? Давайте сравним звуки:

– Положите ладошку на горло. Если чувствуется дрожание, это звонкий звук, если дрожания нет -глухой.

– Закройте уши ладошками и произнесите звонкий звук (г) и глухой (к). Назовите согласный звонкий звук, согласный глухой звук. Звук (г) соответствует букве г, (к) – к.

– Подставьте буквы в имена детей, и вы узнаете, как зовут мальчика и девочку. Прочитайте имена детей.
– Мы нашли буквы и узнали имена наших гостей.

– Чем занимаются ребятки в детском саду?

– И я вам предлагаю поиграть. Игра называется “Покажи телодвижением”. Покажите телодвижением букву Г, К.

– Игра “Покажи букву”, (класс разделён на 2 группы: 1-карточка с буквой г, 2-е буквой к) – – Послушайте слова. Когда услышите слово со звуком (г), поднимите карточку с буквой г, а если со звуком (к) – карточку с буквой к. Слова: кот, мак, газ, майка, голос, рога, гусь, санки, нога, гора, кожа, кит.

– Сейчас мы на слух учились определять в словах звуки (г), (к).

Работа в тетрадях.

– Давайте покажем Кире и Гоше как мы умеем красиво печатать в тетрадях. Но сначала поиграем в игру “Вышли пальчики гулять”. –

Сожмите пальчики в кулак и вместе со мной произносим слова

Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно разгибаются пальцы, начиная с большого)

Вышли пальчики гулять. (Шевеление пальцами)

Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно пальцы сжимаются в кулак, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять.

– Подготовили пальчики к работе:

Один ученик у доски

– Напечатайте: букву, которая состоит из двух элементов: длинной и короткой палочек. Какая это буква?

– Эта буква состоит из трёх элементов: одной длинной и двух коротких палочек. Какая это буква? Подчеркните букву к – одной линией, г – двумя линиями, (на листочках небольшой текст).

– Давайте составим схемы к словам ГОША, КИРА. (Один ученик у доски, второй на магнитной доске, остальные в тетрадях).

Произнесите слово – Гоша. Сколько в этом слове слогов? Назовите 1 слог, 2 слог, поставьте ударение. Произнесите это слово ещё раз по слогам. Назовите 1 звук в 1 слоге. Какой он? Каким цветом обозначаем? Назовите 2 звук в 1 слоге. Какой он? Каким цветом обозначаем? Назовите 1 звук во 2 слоге. Какой он? Каким цветом обозначаем? Назовите 2 звук во 2 слоге. Какой он? Каким цветом обозначаем? Еще раз прочитайте слово.

Аналогично проводится работа со словом КИРА. В: Какую мы сейчас выполняли работу?

5. Зарядка для глаз.

– Я предлагаю подготовить наши глазки к чтению. Сначала посмотрите вверх, затем вниз, вдаль, вправо, влево, на кончик носа.

6. Дифференциация звуков в слогах.

– Прочитайте слоги парами

га го гу
ка ко ку

  • Прочитайте слоги с буквой г, прочитайте слоги с буквой к.
  • А что образуется из слогов? (Слова).

7. Дифференциация звуков в словах.

Чтение слов с доски

го-pa гос-ти го-лос у-гол иг-руш-ка

ко-ра кос-ти ко-лос у-кол ку-куш-ка

Игра “Не подведи класс”.

– Вам нужно подчеркнуть в словах буквы г – двумя линиями, к – одной линией (один ученик – пара слов).

– Что мы сейчас делали?

Игра “Найди кубик!” Вам надо найти в емкости с крупами кубик, составить слово из слогов и записать это слово на дощечках. Проверка: один ученик читает, затем хором. (Слова: ку-би-ки, га-раж, кук-ла, ма-лы-ши)

В: Как вы думаете, чему учились сейчас Гоша и Кира?

8. Физминутка.

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнем. Встали, вздохнули.
Руки в стороны, вперёд. Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли, Шагают.
За природой наблюдали.
Вверх на Солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
По лесной тропинке шли. Шагают.
Вдруг грибочки мы нашли.
Присели, собрали Присели и собирают.
И дальше пошли. Шагают.
Дружно хлопаем, Хлопают.
Ногами топаем. Топают.
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали! Садятся на места.

9. Работа по учебнику.

– Откройте учебники на стр.90. Посмотрите на картинку. (Составление рассказа по картинке). – Кого вы видите на картинке? Что делают дети? А так ли это мы узнаем, прочитав текст.

Чтение учителем рассказа.

– О ком этот рассказ? Что делали Гоша и Кира?

Чтение рассказа “цепочкой”.

– Что сейчас прочитали? О ком рассказ? Что делали дети? Какие игрушки у Гоши? А у Киры?

Найдите и прочитайте слова с буквой К, с буквой Г.

– Что мы сейчас делали?

10. Итог занятия.

– Как вы думаете, понравилось ли Гоше и Кире у нас на уроке? Чему мы учились?

– Какие звуки учились различать?

– Дайте краткую характеристику этих звуков? (к– согласный, глухой, произносится без участия голоса, к– согласный, звонкий, в произношении участвует голос.)

– Для чего мы учились различать эти звуки? Чтобы писать без ошибок.

11. Оценивание.

12. Дом. зад. стр.90 читать.