Проблема нравственного выбора в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Разделы: Литература


Цели урока:

обучающие цели:

  • повторить знание художественного текста;
  • умение выбрать эпизод;
  • анализировать эпизод;
  • умение сделать вывод.

Развивающие цели:

  • развитие речи учащихся (обогащение словарного запаса, выразительность, убедительность, композиционная завершённость монологической речи);
  • развитие аналитического мышления (анализ деятельности литературного героя и своей деятельности);
  • умение выделить главное (в тексте, в своей работе);
  • умение работать с таблицей (выбирать ключевые слова, делать выводы);
  • обосновывать свой выбор.

Воспитывающие цели:

  • формирование нравственной сферы ученика с опорой на личный опыт и литературное произведение;
  • формирование культуры общения в группе.

Тип урока: комплексное применение знаний.

Этапы урока:

  • подготовительный;
  • основной (применение знаний);
  • итог на рефлексивной основе.

Оборудование: тексты повести “Капитанская дочка”, презентация, рабочие тетради.

Ход урока

1. Подготовительный этап

- Приветствие учителя.

- Сообщение темы урока, постановка целей урока.

Актуализация знаний, эмоциональный настрой.

Чтение стихотворения Ю. Левитанского.

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Строчки из этого стихотворения: “Дьяволу служить или пророку каждый выбирает для себя”, - возьмём эпиграфом к уроку.

1. Как вы понимаете смысл этих слов?

2. Часто ли вы стоите перед выбором в своей жизни?

3. Какие качества мы называем нравственными?

4. В каком слове эпиграфа заключено значение выбора?

2. Основной этап

Как не ошибиться в жизни? Не оступиться? Как выбрать правильный путь? Ответы на эти вопросы мы можем найти в литературе. Главный герой повести “Капитанская дочка” Пётр Гринёв тоже втянут в водоворот жизненных событий и очень часто оказывается перед выбором. Назовите такие эпизоды.

Для анализа возьмём 4 эпизода.

  1. Встреча с Зуриным (Глава 1. “Сержант гвардии”).
  2. Дуэль со Швабриным (Глава 4. “Поединок”).
  3. Присяга Пугачёву (Глава 7. “Приступ”).
  4. На военном совете у Пугачёва (Глава 8. “Незваный гость”).

Работа в группах. (Поставлены цели, ознакомлены с работой в группах).

Задание 1 группе

1. В главе “Сержант гвардии найдите эпизод, когда Гринёв встречается с Зуриным (со слов “В ту же ночь приехал я в Симбирск…”).

2. Ответьте на вопросы.

- При каких обстоятельствах Гринёв познакомился с Зурингым?

- Перед каким выбором оказался Гринёв?

- Как он поступил?

- Почему, по-вашему, он сделал такой выбор?

3. Представьте работу группы в виде развёрнутого ответа.

Задание группе 2

1. Откройте главу “Поединок”.

2. Найдите ответы на вопросы.

- Что стало причиной дуэли между Гринёвым и Швабриным?

- Перед каким выбором оказался Гринёв?

- Как он поступил?

-  Почему, по-вашему, он сделал такой выбор?

3. Представьте работу группы в виде развёрнутого ответа.

Задание группе 3

1. В главе 7 “Приступ” найдите эпизод, когда Гринёв оказался перед Пугачёвым, чтобы присягать ему (со слов “Пугачёв сидел в креслах на крыльце”).

2. Ответьте на вопросы.

- При каких обстоятельствах Гринёв оказался перед Пугачёвым?

- Какая участь ждала Гринёва?

- Перед каким выбором оказался Гринёв?

- Как он поступил?

- Почему, по-вашему, он сделал такой выбор?

3. Представьте работу группы в виде развёрнутого ответа.

Задание группе 4

1. В главе 8 “Незваный гость” найдите эпизод, когда Гринёв встречается с Пугачёвым на военном совете (со слов “Несколько минут состоялось обоюдное наше молчание…”).

2. Ответьте на вопросы.

- При каких обстоятельствах состоялась новая встреча с Пугачёвым?

- Что предлагает сделать Пугачёв Гринёву?

- Как он поступил?

- Почему, по-вашему, он сделал такой выбор?

3. Представьте работу группы в виде развёрнутого ответа.

На работу в группах – 5 минут.

Отчёт групп о проделанной работе.

Задание классу. После представления отчета группы должны заполнить соответствующую графу таблицы в рабочей тетради.

Проявление нравственных качеств Петра Гринёва в разных жизненных ситуациях.

Эпизоды Встреча с Зуриным Дуэль со Швабриным Присяга Пугачёву На военном совете Словарь качества личности
Перед каким выбором стоит Пётр Гринёв?         Совесть
Стыд
Честь
Сострадание
Как он поступает?         Расчётливость
Доброта
Какие качества личности проявляет в этой ситуации?         Любовь
Долг
Предательство
и т.д. …

Вывод: ____________________

  1. Как проявляются нравственные качества Гринёва в разных ситуациях и почему?
  2. Что происходит с Гринёвым?
  3. Где истоки таких поступков?
  4. Какие качества вынес из детства?
  5. Что наказывал отец? Как вы понимаете смысл наказов отца?

3. Итог на рефлексивной основе

Слова отца – это не просто кодекс чести офицера, это кодекс чести порядочного честного человека. Пётр Гринёв с достоинством проходить через все жизненные испытания, выбирая такие нравственные понятия, которые отличают честного человека.

Как пришли к выводу?

Работали по схеме (восстановили по ходу урока).

1. Назвали героя.

2. Выбрали эпизоды.

3. Дали оценку выбору героя.

4. Нашли истоки поступков.

5. Вернулись к теме урока.

- Справились ли с поставленными целями?

- Кто из героев повести ещё стоит перед выбором?

- Можем ли воспользоваться полученной схемой?

- Почему произведение изучают в 8 классе?

Восьмиклассник-подросток тоже стоит перед выбором, потому что взрослеет. Он должен быть готов к взрослой жизни.