Начало Великой Отечественной войны

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (32 МБ)


Представляю вниманию коллег урок-презентацию “Первый период Великой Отечественной войны”. Данный урок входит в блок-тему “СССР в 30-40– е годы XX века” рабочей программы по истории Отечества, предназначен для применения в учебном процессе, а также для самостоятельного использования учащимися. Работа с презентацией облегчает восприятие, понимание и запоминание информации, обеспечивает повышение интереса к предмету.

Основная цель урока: сосредоточить внимание обучаемых на человеческом факторе в истории победы на фронтах Великой Отечественной войны, заставить задуматься о своем поведении, о том достойны ли мы памяти погибших солдат, которые отдали свою жизнь, защищая свободу нашей страны. Это основная мысль, проходящая сквозь весь урок. Задачей учителя является заставить переосмыслить свои жизненные позиции по поводу вступления в ряды Российской Армии, защиты Родины, героических поступков.

Урок составлен в порядке плавного перехода от грандиозных битв к человеческим судьбам:

Анимационная презентация с описанием основных этапов (битв и сражений) > презентация учителя с видеоописанием подвигов советских солдат > подвигов героев-татарстанцев > основания родного учебного заведения в годы войны > биографии директора Б.Г.Макшанцева > выступление обучаемых со своими презентациями, в которых идет речь о их родных (прадедушках), участниках В.О.В.

Данный план урока составлен таким образом в целях формирования у обучаемых понимания, что война коснулась всех жителей Советского Союза, что участники битв наши близкие, родные люди. Обратить внимание на то, что сражались солдаты всех национальностей, входивших в состав СССР.

В состав данного урока входят различные компоненты. Это, прежде всего, визуальный ряд, который включает:

– Фотографии “Заключение Мюнхенского соглашения”, “Подписание пакта “Молотова-Риббентропа” (слайд презентации №3), “битва на Курской Дуге” (слайд №8), “Вперед, за Москву!” (слайд №6) http://www.renascentia.ru/;

http://go.mail.ru/;

– Фотографии директора Профессионального лицея №33 Бориса Григорьевича Макшанцева, участника В.О.В., народного учителя СССР (слайд 15,16,17) из архива музея Профессионального лицея №33;

– Фотографии участников В.О.В., прадедов обучаемых гр.№1.2. из личных фотоальбомов обучаемых.

Изображения сопровождаются краткими пояснительными текстами. Переход от слайда к следующему слайду осуществляется по “щелчку” по стрелочке в нижнем левом углу.

Анимации:

– интерактивная карта №23 “Начало Великой Отечественной войны” из образовательной программы комплекса “1С Школа. История, 10-11кл. Подготовка к ЕГЭ”, либо ЦОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов “Начало Великой Отечественной войны” http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/.

Видеоряд состоит из фрагментов исторических художественных фильмов и хроники, включаются автоматически при переходе к данным слайдам:

  • Видеофрагмент из художественного фильма “Брестская крепость”, демонстрирующий массовый героизм и мужество советских солдат (слайд №7) http://www.youtube.com.
  • Видеофрагмент из художественного фильма “В июне 1941…”, показан в целях демонстрации индивидуального подвига “И один в поле воин!”, направлен на переосмысление жизненных позиций “Что движет солдатом? Почему не спрятался, не убежал? Ведь все однополчане уже погибли…” (слайд №9) http://www.youtube.com
  • Документальная хроника “Блокада Ленинграда”, показан в целях демонстрации обучаемым о духовной стойкости нашего народа, несмотря на голод, бомбардировку, гибель жителей блокадного Ленинграда (слайд №11) http://www.youtube.com.
  • Видеофрагмент из художественного фильма “они сражались за Родину!”, демонстрирующий отвагу и мужество советского солдата, с целью проанализировать, подумать “а смог бы я так же как он?” (слайд№13) http://www.youtube.com.

Фрагмент музыкального произведения “Черная ночь” в исполнении Марка Бернеса из образовательной программы по предмету “МХК” (устанавливается с лицензионного диска на компьютер учителя), либо при отсутствии данной программы, можно использовать музыкальный видеофрагмент из кинофильма “Два бойца” источник: http://www.youtube.com во время выполнения самостоятельного задания по учебнику.

Работа с интерактивной доской на этапе закрепления нового материала. Обучаемые после прочтения текста в учебнике должны на интерактивной доске изобразить схемы сражений “Сталинградская битва” и “Сражение на Курской Дуге”. При этом соблюдается соревновательная форма урока, на “оценку” (см.папку “работа обучаемых”).

Так же соревновательный характер носит заключительная часть этапа 4 усвоения новых знаний слайд №14 “Герои-Татарстанцы”, где обучаемые должны описывать подвиги, совершенные нашими земляками. Данное задание обучаемые получили на предыдущем уроке, таким образом поверяется выполнение домашнего задания. Для проверки правильности ответов, учитель по “щелчку” открывает информацию о герое, зашифрованную при помощи гиперссылок.

Такая многофункциональность данного урока дает возможность обучаемому проявить большую самостоятельность и творческий подход при изучении курса отечественной истории.

Практика применения презентаций, анимированных карт образовательных программ в учебном процессе показывает, что данное техническое средство обучения вносит существенную корректировку в систему приемов, применяемых преподавателем. Это объясняется и несопоставимо большим объемом визуальной информации, и интересом современных школьников к мультимедийным технологиям, и возможностью для учителя принимать новые методические решения, уделяя больше времени развитию творческих способностей учеников.

Данный урок может быть использован как на уроках в 7-8 классах (первый концентр), так и в старшей школе (второй концентр) и, соответственно в учреждения начального профессионального образования на 1 и 2 курсах.

Традиционный урок, как известно, состоит из трех основных частей: опрос, объяснение нового материала, закрепление нового материала. Данная презентация может быть использовано на каждом из этих этапов, но при этом его использование имеет свою специфику.

1. На этапе опроса (проверки домашнего задания) учащимся предъявляются изображения (слайд №3,4), знакомые им в процессе изучения темы, посвященные важным, узловым событиям и способные вызвать “эффект узнавания”. Этот способ является оптимальным, ибо помогает достаточно точно определить способность учащихся свободно ориентироваться в историческом материале. Изображения при работе на данном этапе урока презентуются без сопроводительных подписей, в хронологическом порядке (опыт показывает, что нарушение хронологического порядка чрезмерно усложняет задание и делает его непосильным для большинства школьников, однако и такой вариант может использоваться в сильных классах, а также на различных исторических вечерах, викторинах и т.п.). Задача учеников – определить, чему посвящено изображение. Работа выполняется устно.

№ слайда, описание ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность обучаемых

слайд №1; Тема урока

сообщение темы и целей для обучаемых, которые они должны достичь на уроке

Записывают тему урока в тетрадь

Слайд№2 перечень вопросов по пройденному материалу

учитель: для достижения поставленных на данном уроке целей нам необходимо вспомнить информацию, полученную на прошлом уроке.

Обучаемые повторяют записи в тетради прошлой темы.

Слайд № 3;

Фотографии “Заключение Мюнхенского соглашения”, “Подписание пакта “Молотова-Риббентропа” источник: интернет

http://www.renascentia.ru/

Учитель задает вопросы актуализация пройденного материала:

  1. Проанализируйте внешнеполитическую деятельность СССР, Германии и стран Западной Европы в конце 30-х годов. В какой мере каждая из стран , на ваш взгляд, виновен в развязывании войны?
  2. В чем суть пакта “Молотова-Риббентропа” На что рассчитывали Сталин и Гитлер, подписывая его?

Обучаемые отвечают на вопросы, зарабатывают оценки.

Слайд №4 “треугольник обороноспособности”, источник: самостоятельное изготовление слайда учителем.

Учитель задает вопросы:

1. Какие меры были предприняты руководством страны по укреплению обороноспособности нашей страны в 1939-1941гг.?

2. Какой можно сделать вывод о готовности страны к лету 1941г. отразить фашистскую агрессию?

Обучаемые отвечают на вопросы, зарабатывают оценки.

Свернуть презентацию учителя.

   

2. На этапе объяснения нового материала изобразительный ряд, видеофрагменты и рассказ учителя взаимно дополняют друг друга, способствуя усвоению знаний (подробная структура и алгоритм презентации изложены в развернутом плане-конспекте урока)

№ слайда, описание ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность обучаемых

Открыть интерактивную карту боевых действий №23 “Начало Великой Отечественной войны” из образовательного комплекса “1С Школа. История, 10-11кл. Подготовка к ЕГЭ” (программа устанавливается с лицензионного диска на компьютер учителя); В случае если отсутствует у учителя диск с данной программой, то можно использовать ЦОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов “Начало Великой Отечественной войны” http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/

Останавливаться на всех ключевых кадрах презентации, комментировать и задавать вопросы с целью проверки понимания обучаемыми получаемой информации:

1-й пункт: На какие части делилась фашистская армия? Какие государства являлись союзниками Германии?

2-й, 3-й пункты: Какие территории попали под фашистскую оккупацию в 1-е дни войны?

4-й пункт: Почему считается, что именно под Смоленском был сорван план “Барбаросса”?

5-й пункт: Какие территории были заняты к осени 1941 года?

6-й пункт: Какие территории оказались под фашистской оккупацией к концу 1941 года?

Обучаемые внимательно слушают и отвечают на задаваемые учителем вопросы

слайд № 5: отрывок текста из романа Л.Н.Толстого “Война и мир”

Обсуждение: в чем же сила советского народа? Почему, несмотря на то, что наша страна была не готова к войне, наши войска все же одержали победу над фашистскими захватчиками?

Предположения обучаемых на заданную тему

слайд №6: Фотография “Вперед, за Москву!” источник: интернет

http://go.mail.ru/и текст из учебника “Россия в XX веке”10-11класс, А.А.Левандовский,Ю.А.Щетинин, издательство М.: “Просвещение”, 2002.

Вопрос: “Сравните боевые силы фашистской армии и защитников советской границы? На чьей стороне был численный перевес?”

Прочтение текста и сравнительная характеристика боеготовности фашистских и советских войск, устно.

слайд №7: Просмотр видеофрагмента из кинофильма “Брестская крепость” (1 мин.30 сек.) включается автоматически при переходе на данный слайд; источник: сайт YouTube

http://www.youtube.com

Обсуждение: В чем заключался подвиг защитников Брестской крепости?

– Почему правда о героях – пограничниках стала известна лишь только после 1956 года?

Обучаемые высказывают собственные предположения на заданные вопросы, устно.

слайд №8: Фотография “битва на Курской Дуге” источник интернет http://go.mail.ru/

и текст учебника “Россия в XX веке”10-11класс,

А.А.Левандовский,Ю.А.Щетинин, издательство М.: “Просвещение”, 2002.

Вопрос: “В чем заключалась ошибка первых приказов главного командования Советских войск?”

Обучаемые высказывают собственные предположения на заданные вопросы, устно

слайд №9: Просмотр видеофрагмента из кинофильма “В июне 1941года…” (3.мин.20 сек.) включается автоматически при переходе на данный слайд; источник: сайт YouTube

http://www.youtube.com

Вопрос: “Как вы думаете, что двигало нашим солдатом, когда он один остался в живых “на поле боя”? Как поступили бы вы в подобной ситуации?”

Обучаемые высказывают собственные предположения на заданные вопросы, устно

слайд №10: текст из учебника текст учебника “Россия в XX веке”10-11класс,

А.А.Левандовский,Ю.А.Щетинин, издательство М.: “Просвещение”, 2002.

Комментирование текста

Внимательно слушают

слайд №11: Просмотр документальной кинохроники “Блокадный Ленинград” (30 сек.); источник: сайтYouTube http://www.youtube.com

Вопросы по просмотренному материалу:

Как вы считаете, можно ли назвать жителей “Блокадного Ленинграда” – героями? Почему?

Ответы обучаемых, устно.

слайд №12: текст “Основные этапы войны 1941-1943гг.” источник информации учебник “История Отечества” (В.П. Дмитренко, В.Д. Есаков, В.А. Шестаков) М.1995г

Учитель раздает индивидуально распечатку текста данного слайда

Обучаемые должны дома переписать данный текст в тетрадь и выучить его.

3. На этапе закрепления нового материала использованы разнообразные формы работы, но опыт показывает, что наиболее эффективно самостоятельные творческие задания и выступления обучаемых. На данном уроке предложены два варианта: задание по учебнику с дальнейшим переходом к работе с интерактивной доской и самостоятельные выступления обучаемых с собственными презентациями.

№ слайда, описание ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность обучаемых

программа Star Board (для работы с интерактивной доской);

во время выполнения самостоятельного задания, рекомендуется включить фрагмент музыкального произведения “Черная ночь” в исполнении Марка Бернеса из образовательной программы по предмету “МХК”, либо музыкальный видеофрагмент из кинофильма “Два бойца” источник: http://www.youtube.com

Самостоятельные задания обучаемым (10 мин.) по тексту учебника “История Отечества” (В.П. Дмитренко, В.Д. Есаков, В.А. Шестаков) М.1995г.,

предварительно обучаемые делятся на команды.

Представители от команд (подгрупп) выходят к интерактивной доске, где должны изобразить заданные учителем схемы. Побеждает та команда, чей представитель правильнее и быстрее выполнит задание.

слайд №13: Просмотр фрагмента из кинофильма “Они сражались за Родину” (танковое сражение) (1 мин.30 сек.) источник:

http://www.youtube.com

Обсуждение подвига советского солдата.

 

Обучаемые высказывают свои впечатления.

Учитель сворачивает свою презентацию, обучаемые открывают по очереди свои подготовленные заранее презентации (см. папку “презентации обучаемых”)

Вопрос: Затронула ли Великая Отечественная война вашу семью? На прошлом уроке было дано задание: подготовить информацию (презентацию) на тему: “В.О.В. в моей семье”;

Выступление обучаемых со своими презентациями, далее обсуждение. (10 мин.)

Презентация учителя слайд №14 “Герои В.О.В. – татарстанцы”, (см.папку “гиперссылки”) источник: учебник “История Татарстана” под ред. Б.Ф.Султанбекова.

Учебное пособие для основной школы, Казань: Татарское Республиканское издательство ТаРИХ, 2001.

Обучаемые должны вспомнить из школьного курса фамилии и имена героев – татарстанцев. Разделенные на те, же подгруппы, обучаемые соревнуются в знании подвигов своих земляков. При затруднении данного задания, учитель открывает через “гиперссылку” описание подвига, указанного в тексте презентации героя. (10 мин.)

Обучаемые в соревновательной форме рассказывают о подвигах своих земляков.

слайд №15, 16, 17: фотографии Б.Г.Макшанцева, директора ПЛ№33, архив музея ПЛ №33.

Комментарий учителя

Обсуждение с обучаемыми (1 мин.)

слайд № 18 текст

Вопросы: Почему советским войскам удалось остановить фашистских захватчиков, в чем сила нашего народа?

Завершающее слово учителя: “Никогда не забывайте о подвиге нашего народа! Помните, мы живем только потому, что они тогда погибли! Любите и уважайте своих отца и мать! Берегите свое здоровье, иначе если наша молодежь будет активно употреблять алкоголь и наркотики, то зачем тогда отдавали свои жизни наши прадеды, зачем боролись с врагом? Думайте об этом, будьте достойными памяти своих предков. Как показала история нашего государства, в каждом нашем мужчине есть та “неуловимая сила” и они сумеют всегда защитить свой дом, свою маму своих детей. Война коснулась всего нашего народа, представители всех национальностей Советского Союза плечом к плечу встали на защиту нашей Родины! Не забывайте об этом! Я горжусь, что живу в этой стране, рядом с такими мужчинами как вы, ребята!”

Обучаемые высказывают собственные предположения на заданный вопрос, устно.

Подведение итогов.

слайд №19 текст с информацией о домашнем задании

Определение формы и сроков выполнения домашнего задания.

  • Подготовить презентацию или доклад о подвиге В.О.В. – это задание на выбор, срок выполнения 2 недели..
  • Переписать основные этапы В.О.В. в тетрадь, выучить даты сражений – выполнить к следующему уроку для всех обязательно.

Написать эссе “Дух войны, есть ли он у меня?”, “Существуют ли герои в современном мире?” – это творческое задание на усмотрение обучаемых, на дополнительную оценку, срок не устанавливается.

Обучаемые записывают д/з в тетрадь.

В настоящее время наряду с традиционными всё большее распространение получают проблемные уроки. Такие уроки также состоят из трех основных частей, но это другие части:

  • 1.постановка учебной задачи (проблемы) урока слайд №5 “В чем сила нашего народа, в чем заключается наша непобедимость?”;
  • 2. самостоятельная деятельность учеников по решению данной задачи, при помощи презентации и постановки проблемных вопросов со стороны учителя;
  • 3.контроль и коррекция полученного результата.

Развернутый план-конспект урока к конкурсу “презентация к уроку”

Схемы битв - самостоятельная работа обучаемых с интерактивной доской

Презентации обучаемых к уроку

Гиперссылки