Комплексное повторение изученного в 4-м классе по разделам "Слово", "Предложение. Текст"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • обобщающее повторение и закрепление изученного материала о слове, предложении, тексте на краеведческом материале
  • тренинг умений:

- осуществлять выбор эффективных способов решения орфографических задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

  • формировать способность учащихся к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Ход урока

1. Оргмомент.

После сообщения темы урока, учащимися на полях выставляется "прогностическая оценка" своих знаний и умений по каждому из разделов (в баллах или на шкале)

Запись числа в тетради

2. Комплексное повторение материала:

2.1. Словарный диктант + чистописание (учитель диктует словарные слова блоками)

1 блок: Масса, багаж, тарелка, хозяин

После записи слов выполняются последовательно задания:

  • Определите и назовите принадлежность к части речи каждого слова.
  • Устно задайте к словам вопрос. Какое из имен существительных одушевленное?
  • Назовите грамматические признаки имен существительных.
  • Подберите и назовите подходящие признаки и действия (друг за другом цепочкой).
  • Замените имена существительные местоимениями. Назовите полученные пары
  • Определите и назовите род и лицо местоимений.
  • Как в изобразительном искусстве называется такое чередование элементов?
  • Какие словарные слова могли бы продолжить словесный орнамент?
  • Образуйте от имен существительных имена прилагательные, назовите их.
  • Назовите по порядку орфограммы в каждом слове.
  • Поставьте ударение. Назовите признак отличия первого слова от остальных.
  • Найдите и назовите согласные в слабой позиции в первом и втором словах.
  • Назовите способы проверки правописания орфограммы в слове.
  • Какая орфограмма объединяет второе и третье слова?
  • Придумайте ассоциации для запоминания написания слов.

(вывешивается на доске табличка или показывается кадр презентации)

  б         м
т а р е л к а
  г         с
  а         с
  ж         а
  • Деление записанных слов на слоги.
  • Назови слово, в котором букв, больше чем звуков. Почему так считаешь?
  • Назови слово, в котором букв, меньше чем звуков. Почему так считаешь?

Оставьте следующую строку свободной, она понадобится позже

Диктуется блок №2: галерея, вверх, кофе, долина, ромашка, винегрет, чувство

Выполняются последовательно задания:

  • Определите часть речи каждого слова, склонение имен существительных
  • Какое из слов не существительное? (вверх). Задайте вопрос к этому слову?
  • Назовите слово, в котором букв, больше чем звуков (галерея)
  • Назовите слово, в котором букв, меньше чем звуков (чувство)
  • Назовите слово с опасным парным согласным (винегрет, ромашка)
  • Назовите слово, которое нельзя переносить по слогам (галерея)
  • Найдите слова среди записанных, в которых "прячутся" имена (долина, ромашка)

Возвращение к словам блока №1.

Выпишите на оставленную свободную строку каллиграфически правильно буквы и соединения :

  • 2 слог 1 слова
  • 1 слог 2 слова
  • глухой согласный 3 слова
  • 3 слог 4 слова
  • Собери из слогов полученное слово + вспомни правило записи его, запиши (Сабакин)

Выпишите далее каллиграфически правильно буквы и соединения слов блока№2:

  • 2 слог 1 слова
  • удвоенный согласный 2 слова
  • 2 слог слова, называющего напиток
  • 1 слог слова долина. Значение слова?
  • 1 слог слова, называющего полевой цветок
  • 1 слог "вкусного" и "полезного" слова. В чем его польза?
  • Непарный глухой, всегда мягкий согласный последнего слова.

Сколько слов можно образовать ? Правила записи слов.

Запись фамилии, имени, отчества (Сабакин Лев Федорович)

Итог этапа урока:

  • Какие разделы мы повторили?
  • Какие знания и умения проверялись на данном этапе?
  • Можешь ли уже изменить свою прогностическую самооценку?
  • Почему так считаешь? (рассуждение желающих учащихся или мягкое подбадривание учителя для создания "ситуации успеха" у ребенка с низкой самооценкой)

2.2. Учащиеся вспоминают, что им известно об этом человеке ( по материалам посещенной в краеведческом музее экскурсии. Учитель или учащийся может обобщить все сказанное: Сабакин Лев Федорович - простой крестьянин, родился в Тверской губернии, талантливый изобретатель, учился в Англии после помощи Екатерины 2, узнавшей о его изобретениях и астрономических часах. Получил титул надворного советника, награжден царским орденом и послан механиком в главном правлении заводов в Екатеринбурге. В 60 лет по приглашению Дерябина приехал на Ижевский завод. На Воткинском заводе установлен первый на Урале листопрокатный стан, на Ижевском- шустовальная машина для обработки оружейных стволов. В 1812 году вновь приехал на оружейный завод. Умер в 1813 году, был похоронен на кладбище при Троицкой церкви. Могила не сохранилась.

Как могла быть образована фамилия этого человека?( рассказать о дворянском роде Собакиных, способе отличия фамилии предка-дворянина и крепостного крестьянина.)

- Назовите, какой тип текста использован (повествование)

- Используются ли элементы описания?

- Используются ли элементы рассуждения?

- Попробуйте устно построить отдельные предложения, используя элементы описания или рассуждения (можно ввести описание астрономических часов; листопрокатного стана или шустовальной машины; различия в результатах обработки оружейных стволов до и после изобретения Сабакиным специальной машины; рассуждение о том, почему был послан на учебу простой крестьянин; как он стал известной личностью).

2.3. Комментированное письмо:

Сабакин Лев Федорович родился в семье простого крестьянина и жил в Тверской губернии. Он получил титул надворного советника от Екатерины Великой за свои изобретения, награжден царским орденом и послан служить механиком в главном управлении заводов Екатеринбурга.

2.4. После самопроверки записи предлагается фронтальное выполнение заданий:

- выделение и объяснение правописания орфограмм;

- сгруппировать виды орфограмм ,назвать группы и способ проверки написания

- назовите слова с безударными окончаниями в именах существительных, именах прилагательных. Как проверить и доказать правописание окончаний?

- назовите слова с мягким знаком после шипящих (нет таких слов)

- роль мягкого знака в словах: семье, крестьянина, служить

- составление схемы предложения, синтаксический разбор

- разбор по составу: надворного, царским, управлении

- упражнение в образовании новых слов с помощью приставок и суффиксов;

- назовите слова, в которых наблюдается несовпадение количества звуков и букв, объясните причину

- Почему народ прозвал царицу Екатерину II "Великой"?

- назовите грамматические признаки существительных во втором предложении

- обозначьте склонение и падеж существительных в первом предложении, выполните устную постановку существительного в разные падежные формы

- назовите грамматические признаки глаголов, встречающихся в предложении

- изменение времени, числа и лица глаголов

- определение типа спряжения глагола + измените спряжение*(это сделать невозможно!)

- Образование неопределенной формы глаголов , замена глаголов синонимами

- назовите местоимение, его грамматические признаки

- вычлените словосочетания из предложений

- Введение в предложения слов, в которых пишется Ь после шипящих (в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа) , (существительных 3 склонения)

- определите роль слов разных частей речи в предложении

Итог этапа урока:

  • Какие разделы мы повторили?
  • Какие знания и умения проверялись на данном этапе?
  • Можем ли мы уже изменить прогностическую самооценку?
  • Почему так считаешь? (рассуждение желающих учащихся или мягкое подбадривание учителя для создания "ситуации успеха" у ребенка с низкой самооценкой)

3. Итог урока:

Рефлексия

  • Хочу похвалить..за:
  • Самооценка : материал темы я знаю
  • + - очень хорошо
  • v - бывают трудности
  • - - пока еще сложно выполнить ( на полях строки с соответствующим заданием)
  • Остались сомнения

Сравнение "прогностической оценки" в начале и в конце урока (оценка своих возможностей).

Самопроверка записи работы в тетради, обнаружение причин ошибок ( путь их ликвидации)

"Аукцион" (для выставления итоговой оценки за урок):

  • Что я знаю о слове? (фонетический, орфографический морфемный анализ, лексическое значение; морфологические признаки слов разных частей речи)
  • Что я знаю о предложении?
  • Что я знаю о тексте?

Оценки.

Рассуждение (по желанию): Я заслуживаю за работу на уроке оценку:, т.к.( можно просто поставить на полях работы в тетради)

Комментирование оценок за работу на уроке учителем (выставляются в журнал)

Домашнее задание:

1. Составьте арифметический диктант или задание для устного счета (выражения, имеющие ответ, равный каждому числу в шифровке).

2. Составьте подобное задание о другом малоизвестном, но значимом в истории города человеке, творческие работы по теме "Значимые люди в истории Ижевска" (викторины, кроссворды, шифровки)

3. Индивидуальный самостоятельный выбор задания на повторение для устранения пробелов в знаниях (учителем даются номера страниц учебника с теоретическим материалом, а учащиеся после повторного мотивирования записывают на свой выбор).