Урок "Сказка – ложь, да в ней намек…" (бытовая сказка "Как мужик гусей делил")

Разделы: Начальная школа


Цель: продолжить знакомство с понятием "сказка - цепочка".

Задачи:

Образовательная:

  • познакомить детей с русской народной сказкой "Как мужик гусей делил";
  • совершенствовать технику чтения;
  • пополнять словарный запас;
  • учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное;
  • прививать любовь к устному народному творчеству;
  • приобщить детей к творческой деятельности.

Развивающая:

  • развивать мышление, внимание, память, речь, наблюдательность к слову;
  • формировать у детей осознанное чтение целыми словами;
  • развивать речевые умения, творческие способности;
  • активизировать словарь детей.

Воспитательная:

  • воспитывать чувство коллективизма, трудолюбия, доброты, дружелюбия;
  • воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству;
  • выражать свое отношение к взаимодействию героев между собой, оценивать их поступки.

Оборудование:

Учебный класс с мультимедийным проектором, презентация к уроку, детские песни, дидактические материалы к учебному занятию: распечатки со сказкой, карточки для работы в группах, карточки для словарной работы, сундучок с сердечками.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой

Прозвенел звонок для вас,
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Будем вместе мы трудиться,
Не пристало нам лениться! 

Дыхательная и артикуляционная гимнастика

- Прежде, чем приступить к работе, я вам предлагаю сделать зарядку, но не совсем обычную. Зарядку для голоса и язычка.

- А сделаем мы эту зарядку, чтобы подготовиться к выразительному чтению.

1. Задуйте свечу.

- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух, задувая одну большую свечу.

- А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку.

- Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

2. В цветочном магазине.

- Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 - 3 раза).

3. Медвежата.

- Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы - медведицы кушать.

- Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук [м]. " Мам, меду бы нам, мам, молока бы нам".

4. В лифте.

- Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Ну, начнём урок, друзья!

II. Введение в тему

- Посмотрите, ребята, что это за предмет такой? (волшебный клубок)

- Кто догадался, в каких произведениях появляется волшебный клубочек? (в сказках)

- А какую роль он играет в сказках? (путеводитель)

- Ребята, кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (о сказках)

- Клубок будет путешествовать по сказкам, и мы вместе с ним.

- А так же учить вас, ребятки, но:. чему? (думать, рассуждать, читать выразительно).

III. Подготовка к основному этапу

- Давайте вспомним, что такое сказка?

- Посмотрите, куда покатился наш клубочек? (к электронному толковому словарю).

- Давайте проверим правильность ваших рассуждений.

(Читает хорошо читающий ученик со слайда)

- Сказки появились на Руси очень - очень давно, когда люди не умели писать и читать, их не записывали, а просто рассказывали друг другу, передавали из уст в уста.

- Какие три типа сказок вы знаете? (бытовая, о животных и волшебная)

- Наш клубочек поведёт вас по сказочному царству, а вы будьте внимательны, запоминайте сказки и попробуйте определить, к какому типу сказок они относятся?

(Фильм со сказками)

- Какие сказки вы увидели, запомнили и к какому типу они относятся?

IV. Физминутка "Колобок"

- Ребята, что за герой и из какой сказки появился на экране?

- С ним мы сейчас и отдохнём!

V. Изучение нового материала

Инсценировка

- Опять появился наш клубочек, значит, сейчас произойдёт что - то интересное. Он привёл к нам на урок из прошлого сказочных героев.

- Посмотрите внимательно на отрывок из сказки и попробуйте угадать, как она называется? (инсценировка отрывка - 4 класс)

Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину.

Барин говорит:

- Ну, что ж, спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочери - всех шестеро. Как бы нам поровну разделить твоих гусей?

Богатый мужик сразу замялся и говорит:

Нет, барин, мне не поделить будет вам гусей-то.

Послал барин за бедным мужиком и велел делить.

- Да, пожалуй, могу разделить и это, - отвечает бедный мужик.

- Кто догадался, из какой сказки прибыли наши герои?

Словарная работа.

а) В сказке вам встретится слово "барин". Что оно обозначает? (посмотреть на главного

героя и сравнить со взрослым сегодняшнего времени).

б) А так же встретится выражение "наградил деньгами и хлебом". Как его понимаете?

Просмотр электронной книги.

- Сейчас мы по электронной книге посмотрим и прочитаем эхом вполголоса сказку "Как мужик гусей делил".

- А что такое "эхо"? (ответы детей)

- Значит, вы тоже должны вполголоса повторять за чтецом, не забегая вперёд и не отставая. (Чтение сказки)

Анализ сказки.

- К какому типу сказок она относится?

- Назовите главных героев сказки (герой встаёт, кланяется и подходит к учителю).

- Кто из этих героев вам понравился больше? Почему?

- Ребята, есть в сказке главные герои, а ещё какие? (нейтральные)

- Это какие герои? Назовите их.

Работа с текстом (распечатка)

А. Чтение текста в парах "ученик - учитель, учитель - ученик" по абзацам (по цветовым меткам). Приложение2.

Как мужик гусей делил

У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем ему идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понёс.

Барин принял гуся и говорит мужику:
- Спасибо, мужик, спасибо тебе за гуся; только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына и две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?
Мужик говорит:
- Я разделю.
Взял ножик, отрезал голову и говорит барину:
- Ты всему дому голова - тебе голову.
Потом отрезал задок, подает барыне.
- Тебе, - говорит, - дома сидеть, за домом смотреть - тебе задок.
Потом отрезал лапки и подает сыновьям.
- Вам, - говорит, - ножки - топтать отцовские дорожки.
А дочерям дал крылья.
- Вы, - говорит, - скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!
И взял себе всего гуся. Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.
Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину.
Барин говорит:
- Ну, что ж, спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочери - всех шестеро. Как бы нам поровну разделить твоих гусей?
Стал богатый мужик думать и ничего не придумал.
Послал барин за бедным мужиком и велел делить.
Бедный мужик взял одного гуся, дал барину с барыней и говорит:
- Вот вас трое с гусём.
Одного дал сыновьям:
- И вас, - говорит, - трое.
Одного дал дочерям:
- И вас трое.
А себе взял двух гусей:
- Вот, - говорит, - и нас трое с гусями, всё поровну.
Барин посмеялся и дал бедному мужику еще денег и хлеба, а богатого прогнал.

Б. Анализ текста (игра "Журналисты").

- А теперь, ребята, давайте проверим, как вы поняли текст. Поиграем с вами в игру "Журналисты".

- Как вы понимаете это слово?

- Вы сейчас представляетесь, как это делают журналисты, и задаёте нашим героям вопросы, какие вас интересуют по данной сказке. Приложение 1.

VI. Работа в группах

- Вот и опять появился наш путеводитель, который поведёт нас в мир знаний и открытий.

- Сейчас поработаем в группах и попробуем изменить сказку так, чтобы богатый мужик не оказался в следующий раз в глупой ситуации, а главные герои вам в этом обязательно помогут.

Проблемный вопрос Задания
Качества характера какого героя вам бы могли пригодиться в жизни? Сравните качества характера, поступки бедного и богатого мужиков (сходства и различия)?

Выберите из перечисленных вами качеств те, которые вам пригодятся в жизни.

Как можно было бы уговорить богатого мужика не ходить к барину? Придумайте слова и действия, которые смогли бы убедить богатого мужика не ходить к барину.

Выберите нужные предложения из перечисленных, которые помогут сделать ваши высказывания более убедительными.

Как можно изменить сказку, чтобы богатый мужик не оказался больше в глупой ситуации? Переделайте сказку так, чтобы оба героя стали положительными.

Выберите из данных (или свои) пословицы и поговорки, которые подходят к вашей новой сказке.

- 1 группа, ваш проблемный вопрос?

- Чтобы решить эту проблему, вам нужно было выполнить 2 задания (Дети отвечают на вопросы).

Вывод 1 группы: Какие же качества характера вам могли бы пригодиться в жизни? И т. д. (подобная проверка всех групп).

VII. Итог урока

- Клубочек очень устал и предлагает нам сделать выводы по увиденному и прочитанному.

- С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?

- А к какому типу сказок относится?

- Клубочек вернул нас в начало темы, прочитайте её ещё раз и скажите, какой урок вы получили из этой сказки?

- Какая же пословица очень хорошо подходит к данной сказке? Почему?

- В вашей новой сказке со счастливым концом барин и богатый мужик спасают от голода и нищеты бедного мужика и его семью.

- Значит, какими качествами обладал богатый мужик? (доброта, дружба, понимание, сердечность).

- Доброе слово, доброе сердце - это цветы человеческой души. Так не будем же скупиться, давайте будем щедро каждый день дарить их окружающим!

- И давайте начнём прямо сегодня?!

- Посмотрите, что лежит в нашем сундучке? (Сердце)

- Значит, где находится вежливость и доброта? (В нашем сердце)

- А чтобы нам стало сегодня чуточку теплее, подарим наши тёплые добрые сердца друг другу.

Под музыку дети дарят друг другу и нашим гостям сердечки

- А закончить сегодняшний урок я хотела бы такими словами:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то когда-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!

VIII. Рефлексия

- Ну, а сейчас, ребята, герои нашей сказки, я хочу, чтоб каждый из вас дал оценку своей работе.

- Перед вами два конверта, на них написаны следующие выражения:

1 к. - На уроке я считал ворон (заставлял себя работать).

2 к. - Слушал и запоминал, ни минуты не терял (получил удовольствие от работы на уроке)

- Приклейте стикер - "ладошка" рядом с тем конвертом, с каким выражением вы согласны.

- Вы все получили удовольствие от этого урока. Я очень этому рада!

Спасибо за работу, за участие!

IX. Домашнее задание

  • 1 группа рисует зачин сказки
  • 2 группа - основную часть
  • 3 группа - концовку

Презентация.


Приложение 1

Примерные вопросы к игре "Журналисты":

Здравствуйте! Я, Богдан Анатольевич, из журнала " :", хочу обратиться с вопросом к бедному мужику: зачем Вы принесли барину последнего гуся? Вам же и так нечего было есть?" Заранее благодарен.

Здравствуйте, меня зовут Полина Алексеевна, я из программы ":", у меня следующий вопрос к барину: скажите, пожалуйста, барин, а как бы вы поступили, если бы бедный мужик Вам гуся не разделил?" Спасибо.

Здравствуйте! Меня зовут Виктория Денисовна, я из программы ":", у меня созрел вопрос к многоуважаемому бедному мужику: как понимать ваши следующие выражения: барину голову - он всему дому голова, жене задок - ей дома сидеть и за домом глядеть, сыновьям ножки - топтать отцовские дорожки, дочерям крылышки - скоро из дома улетят? Спасибо.

Я из программы " :", зовут меня Данил Максимович. У меня вопрос не к главным героям, а к рассказчице: Анастасия, с каких слов начинается зачин сказки (т.е. начало сказки) и какова её концовка. Зачитайте, пожалуйста. Очень Вам благодарен за ответ.

А я, Диана Максимовна, из программы ":", хочу обратиться к Вам, богатый мужик. Вот бедный мужик ясно и понятно хотел поправить своё материальное положение , ему хотелось хотя бы хлеба получить, а зачем вы принесли этот гостинец, вам тоже нечего есть?" Спасибо.

Здравствуйте, уважаемые гости из прошлого! Я, Анастасия Петровна, из журнала ":" и у меня вопрос следующего плана к бедному мужику: что помогло вам принять такие мудрые решения при делёжке гусей? Спасибо (и боязнь остаться без хлеба и денег, и русская смекалка).

Здравствуйте, я, Елизавета Николаевна, из программы ":", хочу поинтересоваться у доброго барина: почему Вы не рассердились на бедного мужика, ведь он два раза забирал себе большую часть гусей, а Вас обманывал? Спасибо.

Здравствуйте! Я, Владимир Андреевич, из программы ":", хотел бы тут же поинтересоваться у барина: за что же Вы наказали тогда богатого мужика, он Вас даже ни разу не обманул, а просто не смог разделить гусей? Спасибо.

Приложение2

Как мужик гусей делил

У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем ему идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понёс.

Барин принял гуся и говорит мужику:
- Спасибо, мужик, спасибо тебе за гуся; только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына и две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?
Мужик говорит:
- Я разделю.
Взял ножик, отрезал голову и говорит барину:
- Ты всему дому голова - тебе голову.
Потом отрезал задок, подает барыне.
- Тебе, - говорит, - дома сидеть, за домом смотреть - тебе задок.
Потом отрезал лапки и подает сыновьям.
- Вам, - говорит, - ножки - топтать отцовские дорожки.
А дочерям дал крылья.
- Вы, - говорит, - скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!
И взял себе всего гуся. Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.
Услышал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину.
Барин говорит:
- Ну, что ж, спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочери - всех шестеро. Как бы нам поровну разделить твоих гусей?
Стал богатый мужик думать и ничего не придумал.Послал барин за бедным мужиком и велел делить.
Бедный мужик взял одного гуся, дал барину с барыней и говорит:
- Вот вас трое с гусём.
Одного дал сыновьям:
- И вас, - говорит, - трое.
Одного дал дочерям:
- И вас трое.
А себе взял двух гусей:
- Вот, - говорит, - и нас трое с гусями, всё поровну.
Барин посмеялся и дал бедному мужику еще денег и хлеба, а богатого прогнал.