Урок внеклассного чтения "Жизнь дана на добрые дела"

Разделы: Начальная школа


Цель: развитие духовно-нравственной основы личности обучающихся.

Задачи:

  • образовательная: формировать умение анализировать прочитанное, выявлять сходство и различие героев, делать выводы
  • развивающая: создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого обучающегося
  • воспитывающая: способствовать формированию духовно-нравственной позиции школьников
  • здоровьесберегающая: способствовать сохранению здоровья ребёнка через проведение физкультурной паузы, соблюдение правил посадки

Оборудование: наглядный и раздаточный материал, магнитофон.

Ход урока

1. Организационный момент. (см. презентацию)

- Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.

- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего занятия.

2. Вводная беседа.

- Ребята, тема нашего урока звучит так: " Жизнь дана на добрые дела" (слайд 2).

- Как вы понимаете эту пословицу? О чем мы сегодня будем говорить?

- Мы будем говорить о том, как нужно жить, какие нужно совершать поступки.

- Мы подумаем, порассуждаем и решим, что для каждого из нас значит слово - " жить". Это трудный вопрос. А поможет нам найти на него ответ сказка. Сказка необычная - сказка-притча.

- Как вы понимаете, что значит притча? Где можно найти толкование этого слова?

- Притча - правдивая поучительная история, в которой заключена жизненная мудрость.

- Готовы ли вы начать размышлять о том, что же значит - жить? (слайд 3)

- И так слушайте. Притча называется " Чаша жизни", автор Т. Г. Григорьева (у каждого текст сказки ).

3. Чтение притчи учителем. (Звучит тихая музыка . Учитель читает притчу.)

- Скольким людям раздал Господь чаши? (слайд 4)

- Чем они были наполнены?

- Что вас удивило, когда слушали притчу?

- Люди к Божьему дару отнеслись по-разному.

- О чем заставила задуматься сказка?

- Как надо поступать, как надо жить.

4. Чтение про себя.

- Найдите в тексте слова, как каждый человек распорядился своей чашей и что ответил на это Господь.

5. Обсуждение притчи.

а) - Как поступил со своей чашей первый человек?

- Он её спрятал.

- Почему?

- Чтобы не потерять ни одной капли, так как содержимое было бесценно.

- Что ответил ему Господь?

- Всю жизнь ты прожил без любви. Что с того, что чаша твоя полна, если ты не смог подарить никому и капли любви.

Итак: без чего человек прожил жизнь?

- Без любви. (слайд 4)

(под первой фигурой появляется табличка "без любви")

б) - Как поступил со своей чашей второй человек?

- Он показывал её всем, хвалился.

- Что ответил ему Господь? (прочитать).

(Многим ты похвалялся своей любовью, многие хотели увидеть твою чашу. Всем без разбора ты показывал свою чашу, а люди, посмотрев, как ты не ценишь её, тоже отнеслись к ней небрежно. Насмотревшись, они оставляли в ней сор).

Итак: содержимое чаши было бесценно, а человек этого не ценил. (под второй фигурой появляется табличка " не ценил любовь"), (слайд 4).

в) Что сделал 3 человек со своей чашей? (прочитать)

- Он весело и беспечно нес свою чашу по жизни, разбрызгивая ее содержимое.

- И что ответил Господь ему? (Что же с того, что чаша твоя пуста? Ты расплескал её до дна, даже не замечая куда летят капли.)

Итак: человек расплескал все до дна, и чаша оказалась пустой. (под третьей фигурой появляется табличка "растерял любовь"), (слайд 4).

г) Как четвёртый человек поступил со своей чашей?

- Он давал напиться из неё только тем людям, которые ему были нужны, да и то, сожалея об этом.

- Вспомните, как называется человек, который во всем ищет для себя выгоду?

- Корыстный человек.

- Какой любовью была наполнена его чаша?

- Корыстной любовью. (под четвёртой фигурой появляется табличка "корыстная любовь",(слайд 4).

д) - Почему чаша последнего человека была переполнена любовью?

- Он совершил много добрых дел, помогал всем.

- И каков был итог его жизни?

- Он прожил свою жизнь так, будто вырастил сад, который дал плоды.

- Такая любовь называется самоотверженной и благодарной.

Итак: Какой любовью была наполнена чаша пятого человека? (под пятой фигурой появляется табличка "благодарная любовь"), (слайд 4).

Обобщение:

- Ребята, подумайте, что объединяет этих людей?

- Получили одинаковые чаши.

- Как отнеслись люди к Божьему дару?

- По-разному.

- С каким человеком вам бы хотелось пройти по жизни? Почему?

- С пятым человеком. Он достойно прожил свою жизнь. (убрать четыре фигуры)

- Ну, а теперь настало время вам ответить на столь важный вопрос, а что же для вас значит - жить?

- Давайте вернемся к последнему человеку. Каков был итог его жизни? (прочитать)

- Давайте и мы с вами тоже посадим свой сад доброты.

- Думаю, вы согласитесь со мной - если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, своей добротой.

- Что мы можем подарить друг другу на уроке?

- Улыбку.

Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней и хочу, чтобы и вы подружились с улыбкой. Я сейчас подойду к одному из вас и передам ему свою улыбку. После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу и гостям. Последний должен передать улыбку мне. ( музыка В. Шаинского "Улыбка").

- Ребята, что мы подарили друг другу?

- Улыбку.

- Какое дерево посадим?

- Посадим первое дерево "Улыбка доброты". (слайд 5)

И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живешь ты не зря.

- Ребята, у каждого из вас есть тетрадь "Добрых поступков", в которую вы записываете свои добрые дела и рисуете рисунки. Расскажите, какие добрые поступки вы совершили за прошедшее время. (зачитывают)

- Ученые считают, что осознание сделанного добра - уже награда для человека. Делая доброе дело не надо ждать благодарности.

- Какое второе дерево мы посадим? Дерево назовем:

- Копилка добрых поступков.

- Ребята, у какого человека больше друзей, у доброго или злого?

- А вы хотите, чтобы у вас был много друзей? Какое дерево надо посадить в нашем саду?

-  Дерево "Дружбы".

- Пройдут года и этот сад тоже даст свои плоды, а вот какими будут эти плоды будет зависеть только от вас. Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Стихотворение читает ученик.

Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит.
Радуются взрослые и дети.

Итог:

(на доске записано) Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро.

- Пусть эти слова будут девизом на всю вашу оставшуюся жизнь.

- Солнышко - источник света и тепла. Солнышко - это жизнь. Оно посылает нам свои лучики тепла, добра, радости. (слайд 6)

- Поделитесь своим теплом и радостью с нашими гостями. (вручение гостям лучиков, на которых написаны слова: радости, счастья, любви, добра, милосердия).