Развитие опорно-двигательной системы и здоровье человека. 8-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (572,9 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Целеполагание ученика:

  1. Закрепить знания о строении опорно-двигательной системы;
  2. Научиться контролировать состояние своей опорно-двигательной системы;
  3. Узнать правила сохранения здоровья своей опорно-двигательной системы;

Задачи учителя:

  1. Научить школьников самостоятельно оценивать состояние своей опорно-двигательной системы, определять пути коррекции, изучив методики диагностики и теоретические материалы..
  2. Развивать – организационные компетенции: постановка цели исследования, планирование и осуществление своей деятельности; исследовательские компетенции: формулировать гипотезу исследования, выделять объект исследования, оформлять теоретические и экспериментальные результаты; коммуникативные компетенции: навыки сотрудничества, умение вести дискуссию, предъявлять результаты своей деятельности.
  3. Воспитывать уважительное отношение к своему здоровью, прививать навыки здорового образа жизни и соблюдения режима труда и отдыха.

Ход урока

1.Оргмомент.

2. Тема урока: развитие опорно-двигательной системы и здоровье человека. (на слайде).

Слайд 1

3.Слова учителя:

Знаменитый французский писатель Виктор Гюго в своем произведении “Человек, который смеется” описал очень жестокий обычай, имевший место в определенных кругах в Древнем Китае. “Двухлетнего или трехлетнего ребенка сажали в фарфоровую вазу более или менее причудливой формы, но без крышки и без дна. Голова и ноги ребенка проходили свободно. Днем вазу держали вертикально, а на ночь клали на бок, чтобы ребенок мог спать. Дитя росло, таким образом, в ширину, заполняя своим стиснутым телом и искривленными костями все полости внутри сосуда. Это выращивание в бутылке длилось несколько лет, по истечении которых жертва оказывалась изуродована непоправимо. Убедившись, что эксперимент удался и урод вполне готов, вазу разбивали, и из нее выходило человеческое существо, принявшее ее форму”.

4. Беседа:

Как соотнести рассказ с темой урока?

(Рост скелета и мышц особенно интенсивно происходит в детском и юношеском возрасте)

Что такое опорно-двигательная система? (это скелет и мышцы)

Что такое здоровье? (это нормальное функционирование организма, работа всех систем без отклонений)

Как связаны эти два понятия будет разбирать на уроке.

Слайд 2

5. Проблема:

Перед вами фотографии двух подростков с изменениями в опорно-двигательной системе. (Дать пояснения к слайду)

Почему они стали такими? (родились такими, изменить нельзя; родились с нормальным позвоночником, но не следили за изменениями и постепенно искривился)

Да, есть врожденные патологии скелета, а есть приобретенные.

Чтобы разобраться в причинах приобретенных нарушений, мы вспомним , что вы знаете об опорно – двигательной системе, которая подразделяется на скелет и мышцы.

Слайд 3

6. Актуализация знаний:

На партах лежат тексты, прочитайте задание и выполните его. (2 минуты – чтение и осмысливание)

Ответьте на вопросы, заданные к тексту – вызываются по 2 человека на каждый вариант.

Как предупредить нарушения опорно-двигательной системы? (Дети высказывают предположения)

Слайд 4

7. Гипотеза: Своевременный контроль изменений состояния опорно-двигательной системы позволит предупредить нарушения и сохранить здоровье.

8. Какая цель урока?

Слайд 5

Цель: Научиться контролировать изменения в опорно–двигательной системе.

9. Групповая работа:

Самодиагностика.

Сейчас научимся некоторым приемам самодиагностики.

Слайд 6

1.Определение правильной осанки.

Чтобы определить правильность осанки, надо встать у стены, прижав пятки, голени, бедра и лопатки. Проверить степень поясничного прогиба: если проходит только ладонь – то осанка не нарушена; если – кулак – есть нарушение осанки.

Практическая работа: вызывается один ученик и с ним проводится этот прием. Затем вызываются еще 2 ученика (желающие). Один контролирует второго.

2. Второй прием заключается в следующем: надо положить на голову книгу, пройти с ней и присесть. Если не упадет, то осанка во время ходьбы нормальная. 2 человека с книгами идут по проходам и приседают.

Слайд 7

3.Определение сутулости (картинки с последовательностью действий)

Перед вами инструкция, которая позволить определить сутулость. Расскажите, как вы будете действовать.

Попробуйте применить этот прием. (Вызываются 2 человека, который определяют, есть сутулость или нет.

В оценочных листах произведите вычисления и узнайте, есть у вашего товарища сутулость или нет. Все считают и делают вывод.

10. Рекомендации:

Если обнаружились изменения в скелете, каковы будут ваши рекомендации? (Дети говорят о физических упражнениях и укреплении мышц.)

Слайд 8

Укрепление мышц спины

Какие мышцы поддерживают наш скелет в прямом состоянии? (Мышцы спины, туловища, ног)

Можно путем самонаблюдения проверить, какие мышцы работают и развиваются, когда мы выполняем простейшие упражнения?

Проверим, сделаем некоторые упражнения:

  1. Встаньте прямо, медленно наклоняйте голову вправо и влево – раз-два-три-четыре, вперед-назад – раз-два-три-четыре.

  2. Для укрепления мышц спины и груди – сводим руки вперед-назад на счет раз-два-три-четыре.

  3. Наклоны туловища очень важны для укрепления мышечного корсета, который поддерживает позвоночник: наклоны вправо-влево (2раза), вперед-назад.

  4. Косые мышцы туловища развиваются и укрепляются в результате поворотов вправо-влево.

Опишите ваши ощущения после физической нагрузки. Была ли у вас другая реакция на физическую нагрузку? (Да в походе, на даче и т.д.)

Экспериментально доказано, что для укрепления мышц наиболее приемлем средний темп физической нагрузки. В этом случае поочередная работа сгибателей и разгибателей позволяет мышце восстановить свою работоспособность.

Какие еще факторы влияют на формирование опорно-двигательной системы? (Массаж, питание)

Слайд 9

Питание, где есть белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины называется сбалансированным. Именно такое питание предлагается в школьных столовых. Поэтому нельзя пренебрегать теми блюдами, которые готовят для вас.

Слайд 10

11. Вывод:

Какой вывод вы можете сделать после проделанной на уроке работы?

(Нужно следить за развитием и состоянием опорно-двигательной системы: Следить за своей осанкой сидя за столом, во время ходьбы, не допускать искривления позвоночника;

Развивать и укреплять мышцы физической нагрузкой. Правильное сбалансированное питание необходимо для развития мышц и костей.)

12. Для закрепления знаний выполним тест.

1) Прочитайте вопрос.

2) Выберите нужный ответ.

3) Запишите соответствующую букву в бланк для ответов.

Слайд11

Тест из 5 вопросов.

Проведите взаимопроверку в парах – ключ ответов на экране.

Сдайте бланки ответов.

13. Опережающая информация:

Причина усталости мышц – в молекулярных изменениях, происходящих в клетках мышц. Подробно будем говорить об этом в 9 классе. Почему мышцы устают, что надо делать, чтобы утомление дольше не наступало?

Мышца, сокращаясь, тратит энергию, получает которую при окислении глюкозы. Для окисления нужен кислород. Значит, нужно эффективно обеспечивать организм кислородом во время нагрузки.

Как правильно дышать при спортивных нагрузках?

Во время нагрузки (например, бег) – на 4 шага делать вдох и на 4 шага делать выдох.

14. Домашнее задание:

Посчитать формулу сутулости у родителей, у себя, проверьте свою осанку, уходя возьмите памятку по самодиагностике.

Памятка.

Чтобы проверить степень сутулости измерением сантиметровой лентой. А – В это расстояние между плечами впереди, С – Д расстояние со спины;

Если разность между (А – В) и ( С– Д ) будет единица или больше – сутулости нет; а если результат меньше единицы – сутулость.

Чтобы проверить гибкость позвоночника наклоняемся медленно не сгибая колен. Если не достаем до пола – результат плохой, если касаемся пальцами – средний уровень гибкости, если касаемся ладонью – хорошая гибкость, если можем гнуться еще – очень хорошая гибкость.

Чтобы проверить свою осанку проводят наблюдения: стоя у стены проверяют расстояние между поясницей и стеной – если проходит кулак то нарушение есть, если проходит ладонь – норма. Искривления позвоночника боковые – сколиозы, вперед – лордоз, назад – кифозы. Чтобы проверить, есть ли у вас искривление позвоночника, нужно встать прямо и попросить товарища посмотреть, на одном ли уровне находятся нижние углы лопаток. Если да, искривления нет.