Час мужества "История войны глазами детей"

Разделы: Внеклассная работа


Патриотизм - это не значит только одна любовь к родине. Это гораздо больше.
Это сознание своей неотъемлемости от родины, переживание вместе с ней ее
счастливых и ее несчастных дней.
Л.Н.Толстой

С чего начинается любовь к Родине? Как привить современным школьникам чувство гордости за свою страну, город, дом? Как воспитать уважение к истории, культуре? На разрешение этих проблем мы направляем весь учебно-воспитательный процесс.

Любовь ребенка к родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью. Понимание и чувственное влечение к могуществу Родины приходят к человеку постепенно: преклонение перед памятью тех, кто отдал за нее жизнь, не возникает само по себе в сердцах наших детей, это чувство надо пробуждать.

Проведение линейки Славы, посвященной 70-летию битвы под Москвой, несомненно, является одним из эффективных средств, служащих воспитанию у детей патриотических чувств. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство ребенка. "Пусть маленький ребенок, - писал В.А. Сухомлинский, - задумается над судьбой родной земли: Пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего". Ведь нельзя облагородить детское сердце, если оно не прочувствовало, не пережило величайшего горя нашей Родины.

Сценарий линейки "ЭТА память о победе бесконечна" написан для чтецов в стихотворной форме, и это позволяет усилить эмоциональные переживания. Стихотворные строки легко запоминаются, что ускоряет подготовку праздника. Ценно и то, что основную часть стихотворений создали сами дети, занимающиеся в литературном кружке "От слова к словесности".

Материал предназначен для исполнения в школьном дворе (в хорошую погоду) или в актовом зале (в плохую погоду). Песни, предлагаемые в композиции, возможно заменить на свои варианты. Очень трогательны цветные ладошки, изготовленные на уроках труда из цветной бумаги - по контуру собственной ладошки.

Возрастные группы участников: линейка проводится для параллелей пятых классов. Новизна данной работы заключается в том, что линейке Славы предшествует большая совместная работа и детей, и взрослых, используются индивидуальные и групповые методы: работа учителей музыки, истории, русского языка и литературы, изобразительного искусства, учащихся старших классов. На уроках музыки учащиеся слушают музыкальные произведения, разучивают песни, на уроках истории знакомятся с военной историей, на уроках литературы - разучивают стихи. Это способствует решению одной из главных задач - единению общества: именно тогда ребенок осознает свою "неотъемлемость от родины" и "переживает вместе с ней".

Лейтмотивом всей композиции являются слова благодарности ветеранам. Учащиеся обращаются к "спасителям Отчизны" и признаются, что подвиг дедов в их сердце навсегда. Кульминационным моментом поэтических признаний пятиклассников являются слова-обращения:

Жить в мире без войн сегодня хотим мы
Планету ладошками мы защитим
От бед и от слез, от бомб и террора,
Вот наши ладошки - взрослым опора.

Целями мероприятия являются:

  • Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения.
  • Формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы Великой Отечественной войны.
  • Формирование гуманистического мировоззрения, способности к нравственному саморазвитию.

Задачи:

  • Донести мысль о необходимости преемственности поколений.
  • Пробудить интерес учащихся к изучению истории Отечества, к истории своего народа.
  • Воспитать уважительное отношение к участникам Великой Отечественной, к истории культуры своей страны.

Для проведения линейки используются:

  • Плакаты о героях, фотографии, детские рисунки на тему Великой Отечественной войны, стенгазеты.
  • Тексты песен, литературно-музыкальная композиция.
  • Музыкальный центр, диски, гелиевые шары, свечи.

Ход мероприятия

Звучат военные песни, учащиеся строятся на линейку в школьном дворе.

Раздаются фанфары, призывающие к началу линейки.

Ведущие (чтецы 18 человек) выступают по запланированной схеме:

Мы не должны с годами забывать
Сражений знаменательные даты,
В которых Русь сумели отстоять
Сыны её - российские солдаты.

Эта память в веках - незажившие раны,
От беды, от войны край родной сбережёт,
Наши дедушки, бабушки - войн ветераны,
Благодарен вам весь народ!

Наши бабушки, дедушки, милые люди,
Седина Вам к лицу и улыбка светла!
Мы с поклоном цветами Вас чествовать будем
В это майское утро любви и добра.

Звучит песня из к\ф "Белорусский вокзал" "Нам нужна одна победа".

Через всё построение под аплодисменты учащихся ветераны Великой Отечественной войны проходят к трибуне. Мы помним о героях этих славных

И чтим отцов, стеревших в пыль врага.
Они - спасители Отчизны,
Их подвиг в нашем сердце навсегда.

Линейка, к выносу флага - смирно! Флаг Победы вынести!

Звучит музыка "Президентский марш", флаговая группа выносит знамя Победы. Чётко чеканя шаг,

Юность выносит флаг!
Знамя Победы,
Кровью залитое,
Знамя Победы,
Славой омытое!
Знамя нам дали, как эстафету -
Пусть о Победе помнит планета!

Когда планета будет отмечать
В сраженьях обретённую Свободу,
То суждено потомкам вспоминать
Величие Солдата и Народа.

Учащиеся исполняют гимн Москвы.

Слово предоставляется ветерану Великой Отечественной войны

Фонограмма "У деревни Крюкова", дети вручают цветы ветеранам.

Звучит "Реквием" Р.Вагнера, читаются стихи на фоне музыки. Преклоняясь пред подвигом ратным

Ветеранов, прошедших войну,
Мы храним эту горькую славу
И у братских могил тишину.

Все ведущие одновременно склоняют головы, на линейку входят дети, несущие в руках горящие плавающие в воде свечи. Строятся в центре линейки. Помолчим над памятью друзей,

Тех, кого мы больше не услышим,
Не увидим тех, кто жизнью всей
Вместе с нами в день грядущий вышел.

Помолчим, чтобы сказать о них
Не холодным равнодушным словом,
Чтоб они воскресли хоть на миг
Всем звучаньем голоса живого.
Всем живым биением сердец.
А пока ни слова. Помолчим,
Затаив потери, боль и горе

Минута молчания. Стук метронома. И пускай пронесутся века,

Никогда не забудет планета
Это страшное слово - война
И прекрасное слово - Победа!

Учащиеся танцевальной студии исполняют "Польку" (Эх, путь - дорожка)

У войны суровые законы,
Но не смолкнут отзвуки тех дней,
Потому что подвиги народа
Вечно будут в памяти людей!

Президенты, политики, лидеры, главы,
Вы правите странами не для забавы!
Ведь главный вопрос - Это МИР во всём мире.
Откройте границы для дружбы пошире.

Жить в мире без войн сегодня хотим
Планету ладошками мы защитим
От бед и слёз, от бомб и террора,
Вот наши ладошки - взрослым опора.

Запустим их в небо и пусть полетят
От бомб и снарядов планету хранят.

Учащиеся под музыку отпускают в небо наполненные гелием воздушные шары с прикрепленными к ним цветными ладошками (заранее изготовленными на уроках труда из цветной бумаги - по контуру собственной ладошки).

Линейка, смирно, флаг Победы вынести!

Звучит музыка "Президентский марш", флаговая группа уносит знамя Победы.

Пусть этот праздник с нами остаётся вечно,
Эта память о победе бесконечна.
Пусть живут в сердцах и бронзе,
Кто на полях сражений пал,
Кто воевал,
Кто защищал,
Кто помогал,
Мир отстоял,
Победу ковал,
Верил и знал,
Кто подарил эту победу нам!

Под песню Д. Тухманова "День Победы" учащиеся и гости покидают линейку.