Повторительно-обобщающий урок "История России. XVII век"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Урок разработан для учащихся колледжа музыкально-театрального искусства. С первого класса помимо общеобразовательных предметов ребята изучают рисунок и живопись (художественное отделение), классический и народный танцы (хореографическое отделение), классический вокал (вокальное отделение), классическую музыку (инструментальное отделение). Тема культуры и искусства им близка и знакома.

Кроме того, визуальное восприятие позволяет глубже понять и лучше запомнить историческое событие, обратить внимание на те детали, о которых невозможно рассказать в тексте (внешний облик людей, одежда, обстановка, эмоциональное состояние).

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Посредством визуализации создать эмоциональную основу для более полного усвоения знаний.
  2. Обобщить знания об историческом периоде XVII в.
  3. Развивать умения и навыки: делать выводы, находить причинно-следственные связи.

Оборудование:

  1. Репродукции картин русских художников.
  2. Историческая карта “Россия XVII в”.
  3. Историческая карта “Экономическое развитие России в XVII в”.

План урока:

  1. Целеполагание.
  2. Политическое устройство России XVII в.
  3. Экономическое развитие России XVII в.
  4. “Бунташный век”.
  5. Церковный раскол.
  6. Внешняя политика России в XVII в.

Технологическая карта урока

Комментарий хода урока

Вопросы

Понятия

№ рисунка

Время (мин.)

1. Целеполагание

     

3

2. Политическое устройство

роль Боярской думы; роль Земского собора; укрепление самодержавия;

Земский собор, Боярская Дума, местничество, самодержавие;

1

2

6

3.

Экономическое развитие

новые черты в развитии экономики;

барщинное хозяйство, мануфактура, специализация районов, товарное производство, всероссийский рынок;

3

4

5

8

4. “Бунташный век”

народные выступления в XVII в. (место, время, причины, программа, методы борьбы, результаты)

“прелестные письма”;

6

7

8

8

5. Церковный раскол

причины, сущность, последствия;

церковный раскол, старообрядчество;

9

10

11

12

6

6. Внешняя политика России в xviiв

внешнеполитические события на западном, восточном и южном направлениях;

землепроходцы,

колонизация,

остроги, ясак;

13

14

15

16

10

7. Подведение итогов

     

4

1. Целеполагание.

Учитель: Наша задача – повторение пройденного материала. Но урок необычный. В ходе повторения мы будем рассматривать репродукции картин великих русских художников, которых волновала судьба Отечества и которые донесли до потомков глубину, а подчас и трагизм исторических событий. Мы должны обратить внимание на то, как с помощью художественных средств живописцы показали нам то, что когда-то волновало наших предков, вовлекало их в гущу исторических событий. Только соприкоснувшись с искусством, можно понять всю глубину их чувств, ощутить себя их современниками.

И, конечно, не будем забывать о нашей главной задаче: повторение основных событий XVII в. и связанных с ними понятий, персоналий, дат.

2. Политическое устройство.

Учитель: Вспомним и изобразим на доске схему политического устройства России XVII в.

Ученики:

Учитель: Вспомним, как и при каких обстоятельствах первый царь династии Романовых оказался на престоле.

Ученики: 1613 год, был “не способнейший, а удобнейший”

Слайд №1 (А.П.Рябушкин “Сидение царя Михаила Федоровича с боярами”)

обращает внимание на членов Боярской думы, выражения их лиц, положение царя на картине, подводит к выводу о роли Боярской думы.

Учитель: зачитывает слова подъячего Котошихина: “Когда государь объяснит свою мысль и спрашивает совета у думных людей, тогда, кто из них поумнее говорит свое мнение, а иные бояре, брады свои уставя, ничего не отвечают, потому что царь многих жалует в бояре не по разуму их, а по великой породе, и многие из них грамоте не учены”,

О каком явлении в Российской истории идет речь?

Ученики: Местничество (назначение на должности в соответствии со знатностью)

Учитель подводит к выводу об изменении роли Боярской думы к середине XVII в.

Земский собор. Когда впервые созван? Для чего?

Ученики: 1549 г. Иваном IV. Для обеспечения поддержки населения в борьбе с боярством.

Слайд №2 (С.Иванов “Земский собор”)

Учитель: Что произошло с Земским собором к середине XVII в. Почему?

Ученики: Последний был созван в 1653 г. царская власть окрепла и не нуждалась в поддержке.

Учитель: Подводит к выводу об укреплении самодержавия в XVII в.

3. Экономическое развитие.

Учитель: Основа экономики – барщинное хозяйство. Назвать его основные черты.

Ученики: Натуральное хозяйство; земля – собственность феодала, за пользование наделом крестьянин платил оброк и отрабатывал барщину; личная зависимость крестьян медленное развитие.

Учитель: В XVII веке появляются и новые черты в развитии экономики.

Слайд №3 (А.Васнецов “Пушечно-литейный двор на реке Неглинной”)

Обращает внимание на то, как художник передал особенности мануфактурного производства.

Ученики: Называет признаки (крупное производство, ручной труд, наемный труд, разделение труда).

Учитель: Какие особенности российских мануфактур вам известны?

Ученики: Принудительный труд по причине закрепощения крестьян к середине XVIIв.

Учитель: Какие еще новые явление в экономике вам известны?

Ученики: Товарное производство (форма производства, при которой продукты изготавливаются для продажи), специализация районов (производство в отдельных районах определенных товаров), всероссийский рынок (система торговых связей между отдельными районами страны)

Слайд №4 (А.Васнецов “Красная площадь во 2 пл. XVII в)

Слайд №5 (А.П.Рябушкин “Семья купца в XVII в”)

Учитель обращает внимание типичные черты купца, выделенные художником.

4. “Бунташный век”

Учитель: Какого было положение народа в XVII в? В чем проявилось ухудшение его положения?

Ученики: Соборным Уложением 1649 г вводится бессрочный сыск беглых крестьян, упраздняются белопоместные слободы, власть ведет наступление на казачьи вольности.

Слайд №6 (Э.Лесснер “Соляной бунт”)

Учитель, анализируя содержание картины, спрашивает учеников о времени и месте, причинах бунта, социальном составе, методах борьбы и результатах.

Слайд № 7 (Лесснер “Медный бунт)

Рассматривая иллюстрацию, учащиеся вспоминают сведения о Медном бунте – время, место, причина, социальный состав участников, методы борьбы, результаты

Слайд №8 (В.Суриков “Степан Разин)

Учитель, обращая внимание на образ, спрашивает (или рассказывает) о чертах характера Степана Разина.

(Домовитый казак, не простивший правительству казнь брата. Деятельный, волевой, решительный, в тоже время обладающий свирепым и неукротимым нравом, был жесток, чужд великодушия и сострадания).

Ученики вспоминают сведения о восстании по тому же плану: причины, место и время действия, программа восставших, социальный состав, методы борьбы, результаты. В ходе ответа ученики обращаются к карте.

5. Церковный раскол

Учитель: Русское общество в XVII в был потрясено, расколото на два лагеря. Какое событие к этому привело?

Ученики: Реформа патриарха Никона 1653 г.

Слайд №9 (В.Шварц “Патриарх Никон в Новом Иерусалиме”)

Обращается внимание на облик Никона – суровый, решительный, целеустремленный. Сведения о строительстве Нового Иерусалима.

Учитель: В чем сущность реформы?

Ученики: Исправление богослужебных книг, введение новых обрядов (троеперстие, поясный поклон и т.д.)

Слайд №10 (А.Кившенко “Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги”)

Учитель: Кто противостоял?

Ученики: старообрядцы, протопоп Аввакум, боярыня Морозова.

Слайд №11 (В.Суриков “Боярыня Морозова”)

Слайд №12 (С.Иванов “Во времена раскола”)

Обращается внимание на социальный состав старообрядцев, их религиозный фанатизм.

Учитель: В чем проявлялось сопротивление старообрядцев?

Ученики: Уход в скиты, самосожжение, восстание Соловецкого монастыря.

6. Внешняя политика России XVII в.

Учитель: Вспомним основные направления внешней политики.

Ученики: Западное, южное, восточное.

Учитель: Как развивались взаимоотношения с Речью Посполитой?

Ученики: 1632-1634 Смоленская война, сущность Запорожской Сечи, Земский собор 1653 г., Переяславская Рада 1654г., русско-польская война 1654-1667 гг, Андрусовское перемирие 1667 г., “Вечный мир” с Речью Посполитой 1686г.

В ходе ответов учеников используется карта.

Слайд №13 (И.Репин “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”)

Слайд №14 (М.Хмелько “Переяславская Рада”)

Слайд № 15 (М.Дерегус “Воссоединение Украины с Россией”)

Учитель: Восточное направление внешней политики – колонизация Сибири и Дальнего Востока, выделить причины, методы колонизации, сравнить с созданием западных колониальных империй.

Слайд №16 (К.Лебедев “Освоение русскими новых земель”)

Ученики: Заселение и хозяйственное освоение территорий, предприимчивость; строительство острогов, обложение населения ясаком – налогом пушниной; колонизация внутренняя; руководители отрядов землепроходцев – С.Дежнев, В.Поярков, Е.Хабаров.

Во время ответа используется карта.

Учитель: На юге Россия часто сталкивалась с Крымским ханством, а также с усиливающейся Османской империей. Какие события вы можете назвать?

Ученики: 1637-1642 г.г. “ Азовское сидение казаков”, русско-турецкая война 1677-78 г.г.

Во время ответа используется карта.

7. Подведение итогов, выставление оценок

Рисунки