"Семья – любви великой царство…" Урок музыки в 8-м классе

Разделы: Музыка


Тип урока: урок-откровение.

Цель: формирование уважительного отношения детей к своим родителям, близким; формирование культурных традиций в обращении взрослых и детей. 

Задачи:

  • воспитывать любовь и уважение к семье, родителям, чувство дружбы;
  • воспитывать отношение к семейным ценностям;
  • формировать духовные и нравственные качества;
  • рассказать о Петре и Февронии, о том, как с ними связан День Семьи в России.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран;
  • чистые листочки в форме конверта (на каждого ребенка);
  • текст песни “Гимн семье” - К. Меладзе (на каждого ребенка);
  • семейные фотографии или рисунки детей (ими оформлена доска).

Музыкальный материал, литературный материал, видео:

  • “Родители” - К. Шедар (песня);
  • “Гимн семье” - К. Меладзе (песня);
  • “Гимн семье” - К. Меладзе (минус);
  • “Семь правил” - И. Молчанова (стихотворение);
  • “Дали жизнь и тебе, и мне…” - А. В. Сальникова (стихотворение);
  • “Не опоздайте…” - К. Симонова (видео);

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная; индивидуальная.

Методы:

  • метод соучастия – пение в хоре, ансамбле;
  • метод погружения – позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека;
  • словесные методы-беседа, рассказ;
  • наглядные методы-иллюстрации, картины;
  • метод самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Работа по теме урока. Вступительное слово учителя.
  3. Чтение ребятами стихотворения “Семь правил” И. Молчановой.
  4. Просмотр семейных портретов художников.
  5. Пословицы и поговорки о семье.
  6. Слушание песни “Родители” в исполнении Ксении Шедар. Обсуждение песни. Письмо родителям.
  7. Просмотр видео “Не опоздайте…” - К. Симонова.
  8. Разучивание и исполнение песни “Гимн семье” - К. Меладзе.
  9. Итог урока.

Мультимедийное сопровождение:

  • презентация “Пётр и Феврония”.
  • международный День Семьи – 15 мая и День Семьи в России – 8 июля.
  • при чтении стихотворения И. Молчановой “Семь правил” создается кластер. На экране появляется картина семьи с множеством вот таких картинок: .

За каждой из этих картинок спрятано слово – правило. По ходу чтения раскрываются все эти слова. И последним появляется слово “СЕМЬЯ” в середине слайда. У ребят возникает целостная картина “правил”, при соблюдении которых семья будет крепкой и надежной.

  • Просмотр семейных портретов, картин художников.
  • Пословицы и поговорки. Ребята должны продолжить высказывание.
  • Просмотр видео “Не опоздайте…” - К. Симоновой.

Итог урока: дети должны понять, что главной ценностью на все времена остается семья, а, что самые дорогие и родные люди – это родители (эти главные слова спрятаны, поэтому ребята должны их разгадать).

Ожидаемые результаты.

  • Ребята должны понять, что главной ценностью на все времена остается семья, что самые дорогие и родные люди, которые никогда не предадут и не оставят в беде – это родители.
  • Дети узнают историю о Петре и Февронии Муромских, и поймут, почему они являются покровителями любви, семьи.
  • Узнают, когда отмечается Международный День Семьи и День Семьи в России.
  • Познакомятся с картинами на тему “семья” известных художников, а так же узнают пословицы и поговорки о семье;

Источники, используемые при подготовке к уроку:

  • Затямина Т. А. Современный урок музыки (учебно-методическое пособие), М.:Глобус;
  • www.viki.rdf.ru;
  • http://festival.1september.ru.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята заходят в класс, рассаживаются на свои места. Звучит песня “Гимн семье” в исполнении группы “Инь-Ян”, комп. К. Меладзе (слайд №1).

2. Работа по теме урока. Вступительное слово учителя.

- Давным-давно жил-был в Муроме княжич по имени Петр. К несчастью, объявился в тех краях злой крылатый змей. Храбрый Петр не убоялся чудища, выступил против и убил его, но змеиная кровь брызнула на юношу, и все его тело покрылось струпьями и язвами. Никто из лекарей не мог вылечить княжича (слайды №2-3).

И тут прослышали, что в селе Ласково в Рязанской земле живет мудрая девушка Феврония. Она умеет исцелять от недугов, предсказывать будущее и творить многие чудеса (слайд №4).

Когда от Петра пожаловал посыльный, девушка так велела передать княжескому отпрыску: если не возьмет меня в жены, лечить его не стану. Петр удивился такому требованию, но, подумав, рассудил: пусть лечит, как умеет, а вылечит — женюсь. Тогда Феврония зачерпнула ковшом хлебную закваску, дунула на нее и вручила княжескому гонцу, напутствовав: мол, пусть истопят баню, вымоют больного и помажут этой закваской. Сказано — сделано (слайд №5).

Петр поправился. Велел передать девушке дары, а сам, позабыв об обещании, укатил в Муром. Феврония же подарки не приняла, и вскоре Петр заболел еще сильнее. Но на сей раз раскаялся и сам пришел к ней просить прощения. Она же без обид снова исцелила его — на этот раз окончательно и бесповоротно. Они поженились и зажили в мире и согласии (слайд №6).

Они неустанно молили Бога, чтоб умереть им в один день. Даже сделали себе заранее один гроб с тонкой перегородкой (слайд №7).

Однажды князь почувствовал приближение смерти и послал сказать Февронии/. Княгиня же в это время заканчивала вышивать покров для церковных сосудов. Справившись с ней, Феврония легла рядом с мужем, они вместе помолились и отдали свои души Богу 25 июня (по новому стилю 8 июля) (слайд №8).

С тех пор супружеская чета стала символом той самой большой и чистой любви, преодолевающей все преграды. День их памяти — 8 июля — с того времени перекочевал в разряд благоприятных для влюбленных и семейных людей. Поэтому к святым праведникам стали обращаться с молитвой все желающие, прося поддержки и помощи в любовных и семейных вопросах (слайд №9).

- Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (Ответы детей).

- До начала 20 века, семья состояла не из одного поколения - не случайно же слово такое образовалось – СЕМЬЯ (слайд №10). В ней были дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Ведь одному человеку нелегко прожить. И чтобы не говорили, а семья – это главное богатство в жизни.

- Международный день семьи отмечается 15 мая (слайд №11).

- А когда отмечают День Семьи в России? (ответы детей) Верно в России День Семьи отмечается 8 июля. Вы становитесь, год от года старше, и придёт время, когда вы тоже будете создавать семью.

- А как вы понимаете, что такое семья? Что значит для вас семья? (Ответы детей).

- Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы в семье было взаимопонимание и доверие?   (Ответы детей)

3. Чтение ребятами стихотворения “Семь правил” И. Молчановой.

- А вот так  говорит об этом И. Молчанова в стихотворении “Семь правил”. (Заранее подготовленные ребята выходят и читают стихи слайд №12):

1 ученик:

Что значит для меня моя семья?
Конечно – счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень – очень важных.

2 ученик:

Во-первых, это главное – любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно и каждый день по-разному.

3 ученик:

Второе – дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца – не напиться.
А дети – это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!

4 ученик:

Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережёт от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.

5 ученик:

Четвёртое – терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды…
И отогреет солнышком окно,
Что инеем заледенело белым.

6 ученик:

А пятое – ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.

7 ученик:

Шестое – уваженье. Только с ним
Приобретёшь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

8 ученик:

И, наконец, седьмое – чистота
Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива, где полностью.

При чтении стихотворения создаётся кластер (слайд №12):

счастье           уют             любовь            дети                        забота

чистота                                семья                      ответственность

дом                    терпение                 дом                  уваженье  

- При соблюдении всех этих правил, семья будет крепкая. А если каждая семья будет крепкая, то и всё государство, в котором мы живём, будет крепким, надёжным.

4. Просмотр картин художников, семейных портретов.

- Тема семьи находила свое отражение не только в творчестве поэтов и писателей, но и в творчестве, конечно, же, художников. Давайте рассмотрим несколько картин разных живописцев с одинаковым названием “Семейный портрет” (дети рассматривают картины). И у нас сегодня с вами здесь оформлена своя галерея семейных портретов. После урока желающие могут лучше рассмотреть фотографии и рисунки (слайды № 13–21).

5. Пословицы и поговорки.

- Так же о семье очень много пословиц и поговорок, разных высказываний и афоризмов. И сейчас вам небольшое задание. Вы видите на экране начало фразы (синий цвет) и конец фразы (красный цвет). Вы должны найти соответствие. Итак, начнём! (Ребята выполняют задание – слайд №22).

- Молодцы! Хорошо справились с заданием! А, может быть, кто-то из вас знает другие пословицы или поговорки о семье? (Ответы детей).

6. Слушание песни “Родители” в исполнении Ксении Шедар. Обсуждение песни. Письмо родителям (слайд №23).

Дали жизнь и тебе, и мне
Эти славные два человека.
Они главные в нашей судьбе
Повелось так от века к веку.

И когда ты родился и рос,
Они были всегда с тобой рядом.
И они согревали ваш дом
Своим теплым и ласковым взглядом.

И семья без них не семья,
И, конечно, же, лето – не лето.
Ты запомни эти слова,
Навсегда ты запомни это.

Всё что в жизни есть у тебя,
Дорогое и самое милое,
Это родители! И их теплота!
Мама и папа любимые!!!

Звучит песня, после прослушивания проводится беседа.

- Как вы понимаете фразу из песни “Родители – икона из икон…”? (Ответы детей)

- Часто ли вы говорите своим родителям теплые слова? (Ответы детей)

- Сейчас у вас есть возможность рассказать о том, как вы любите своих родителей, как вы относитесь к ним, как вы благодарны им. У вас на парте лежат листочки в виде конверта. Разверните их и напишите теплые слова, слова благодарности – все, что хотите своим родителям. Не забудьте подписать конверт, для того, чтобы он нашел своего адресата (ребята пишут “письма” своим родителям, которые раздаются адресатам на классном часу).

- Мать и отец, папа и мама - это первые два авторитета, на которых для ребенка зиждется мир, зиждется вера в жизнь, в человека, во все честное, доброе и святое. (Г. Медынский).

7. Просмотр видео “Не опоздайте…” - К. Симонова.

- Мы никогда не должны забывать своих родителей. Мы всегда должны помнить о них. О том, что они сделали для нас. О том, что именно благодаря им мы живём на этом свете и дышим. Иногда мы не замечаем печали на их лицах, иногда не помогаем им и не говорим тёплые слова. Иногда, когда дети вырастают и разлетаются кто куда, они забывают просто позвонить своим родителям. Нет! Не со зла, а просто закрутившись, забыв за работой. А они очень ждут! Дети вспомнят, конечно, но может быть уже слишком поздно…

- И я предлагаю вам посмотреть видео, которое называется “Не опоздайте…” (просмотр видео).

8. Разучивание и исполнение песни “Гимн семье” - К. Меладзе.

- Итак, кто помнит название песни, с которой начался наш урок? (Ответы детей) Верно, песня под названием “Гимн семье”. Сейчас мы с вами её разучим и исполним.

9. Итог урока.

- Я благодарю всех участников нашего сегодняшнего урока (слайд №24). Я думаю, что вы поняли, что главной ценностью на все времена остается семья, что самые дорогие и родные люди, которые никогда не предадут и не оставят в беде – это ваши родители. Спасибо вам за то, что вы были сегодня так откровенны. И я надеюсь, что некоторые из вас придя сегодня домой, скажут родителям несколько тёплых и добрых слов. До свидания! (Слайд №25).

Музыкальные приложения (у автора)