Урок обучения грамоте "Играем в театр" (развивающая система обучения Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель: знакомство с видами театров: кукольный, драматический, настольный, театр “Петрушка”.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Задачи урока:

  1. Образовательная – расширение словарного запаса, развитие связанной монологической речи.
  2. Развивающая – развитие творческих способностей учащихся, творческой активности, мышления, воображения, памяти, внимания.
  3. Воспитательная – воспитание любви к родному краю (на краеведческом материале), формирование умения работать в группе.

Метод обучения: урок-проект.

Форма организации деятельности:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Средства обучения: компьютер, экран, проектор, набор букв для составления названий театров, карточки с новыми словами, куклы, костюмы, бейджи с названиями театральных профессий, толковый словарь С.И. Ожегова.

Приложения: презентации я к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

  • Чем занимались на прошлом уроке?
  • С какой темой познакомились?

III. Сообщение темы и цели урока.

Тема сегодняшнего урока “играем в театр”. Цель: побывать в театрах Саратова, почувствовать себя артистами. Мы разделимся на группы, у каждой группы будет свое задание – разыграть сказку.

IV. Путешествие по театрам Саратова. [Слайд 1]

Вступительное слово учителя о театрах Саратова. (Показ слайд шоу сопровождает слово учителя): Саратов – город театральный. В нашем городе много театров - это известные театры России.

В 1860 году в Саратове построили летний театр, который стал гастрольной площадкой для заезжих трупп и именитых исполнителей. А на его базе был основан в 1875 году Саратовский академический театр оперы и балета. [Слайд 2, 3]

Саратовский академический драматический театр имени И. А. Слонова — один из старейших театров в России. Он был образован в 1859 году купцом 1 гильдии Францем Осиповичем Шехтелем. До настоящих дней является одним из ведущих театров России. [Слайд 4, 5]

ТЮЗ Киселева - уникальное явление Российской культуры. Это первый профессиональный детский театр, который открылся 4 октября 1918 года. Играли сказку “Синяя птица” по пьесе М.Метерлинка. В стране, истерзанной разрухой, нищетой и голодом, родился театр, чтобы поддержать духовно детей, лишенных детства, чтобы помочь им выжить, распрямиться... [Слайд 6-8]

Саратовский театр кукол “Теремок” — театр Саратова, один из старейших театров кукол России. [Слайд 9, 10]

Чтобы стать артистами, работниками театра, нам необходимо выполнить следующие задания:

Из слов выбрать те,которые относятся к театру:

Пенал, артист, сцена, репетиция, мороз, антракт, художник, тетрадь, аплодисменты, декорация, премьера. [Слайд 11]

После выполнения задания проводится проверка. [Слайд 12]

Почему данные слова относятся к театру?

Карточки с новыми словами прикрепляются на доску: репетиция, премьера, антракт, аплодисменты.

Давайте посмотрим в толковом словаре С.И. Ожегова значение этих слов.

Учитель зачитывает:

Репетиция: предварительное исполнение спектакля, представления, какого-нибудь зрелищного мероприятия, парада во время их подготовки.

Премьера:означает “первый показ”, “первое представление”. Слово чаще всего применяется к театру или кино.

Режиссёр: художественный руководитель спектакля, кинофильма, радиопередачи и т.п.; постановщик.

Антракт: перерыв между действиями, актами театрального спектакля, отделениями концерта, эстрадного или циркового представления.

Аплодисменты: рукоплескание в знак одобрения.

Давайте найдем пары слов, что с чем связано: [Слайд 13]

художник роль
артист музыка
осветитель декорации
композитор свет
костюмер пьеса
писатель костюмы

После выполнения задания проводится проверка. [Слайд 14]

- Художники рисуют, как украсить сцену, придумывают декорации.

- Композитор пишет музыку для спектакля, с музыкой смотреть спектакль интересней.

- Любой спектакль начинается с того, что автор придумывает пьесу, артисты получаю роли, много репетируют, чтобы зрителям понравилась в театре.

- Перед спектаклем костюмер помогает артисту нарядится, одеть костюм.

  • Работа с учебником Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец “Азбука” (стр. 64–65):

Какие существуют театры?

- Существуют музыкальный, кукольный, настольный, драматический, театр оперы и балета, театр теней, театр марионеток. Кто выступает на сцене кукольного театра?

- Куклы выступают на сцене театра. Кто является артистами в театре зверей?

- Есть театр Куклачева, где выступают кошки, в Москве есть театр зверей Дуровых. Как можно организовать настольный театр?

- Настольный театр можно организовать дома, разыграть сказку вместе с мамой и папой.

25.11.10 в ТЮЗе был просмотрен премьерный спектакль “Жили-были”(Всероссийская неделя “Театр – детям”). [Слайд 15]

Беседа о просмотренном спектакля:

  • По каким сказкам был поставлен спектакль?

- Репка, курочка Ряба. Это народные сказки.

  • Какая музыка звучала?

- Звучала песенка “Жили у бабуси два веселых гуся”.

  • Какие декорации были на сцене?

- Это был деревенский двор.

  • Какие костюмы были на артистах?

- Артисты наряжались в героев сказок: дед, бабка, гуси, внучка, курочка Ряба.

  • Чей костюм понравился больше всего?

- Больше всего понравился костюм курочки Рябы.

Учитель раздает ученикам бейджи с названиями театральных профессий: режиссер, костюмер, рабочий сцены, помощник режиссера.

V. Постановка спектаклей. Работа по группам. Все учащиеся разделены на группы. Чтобы узнать, какой будет поставлен спектакль, надо собрать слово из букв. Дети отгадывают.

  • Первая группа разыгрывает кукольный спектакль “Колобок” (используются куклы и ширма). Ширму держат рабочие сцены (на это указывают бейджи) [Слайд 16]
  • Вторая группа разыгрывает сказку “Репка” (используются костюмы). Костюмер помогает артистам наряжаться. [Слайд 17]
  • Третья группа разыгрывает спектакль “Заюшкина избушка” – это настольный театр. Действие происходит за столом, покрытым красивой скатертью. Действующие лица – поделки оригами: заяц, петух, лиса, медведь, собаки. [Слайд 18]
  • Четвертая группа - театр “Балаганчик”.
  • Артисты этого театра читают веселые стихи. [Слайд 19]

VI. Итог урока.

В каких театрах мы сегодня побывали?

- Кукольный, драматический, настольный, театр “Балаганчик”.

VII. Рефлексия урока.

  • Что узнали нового на уроке? О чем бы ты хотел рассказать друзьям про сегодняшний урок?

- Существует много разных театров, в которых мы еще не были: театр теней, зверей, марионеток.
- В театре есть много интересных профессий: художник, костюмер, осветитель, режиссер, рабочий сцены.
- Прежде, чем зрители увидят спектакль, его долго репетируют.
- Первая постановка называется премьера.
- Руководит спектаклем режиссер.

Мы познакомились еще с одним новым словом – аплодисменты. Этим обычно заканчивается интересный спектакль в театре, если он понравился зрителям. Хочется верить, что ваши аплодисменты относятся и к нашему уроку. [Слайд 20]