Метод творческих проектов: работа в группах

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Уже несколько лет я использую в своей работе метод проектов. Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Проектный метод является одной из технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное воспитание и обучение.

Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, проявить себя индивидуально или в группе, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат;

Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной зачастую самими учащимися. Результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен для самих открывателей.

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащегося в сочетании с групповой организацией деятельности, даёт возможность максимального раскрытия творческого потенциала обучающегося.

Метод проектов вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.

Сотрудничество как учет интересов и желаний своих собственных и другого, поддержка и уступка, немедленное преодоление разногласий, успех всех участников спора - самая эффективная и продуктивная форма поведения при управлении конфликтами. Уважительное сотрудничество, безусловно, является одним из высших типов взаимоотношений между детьми.

В процессе проектной деятельности формируются ряд умений и навыков работы в сотрудничестве и коммуникативные умения.

Умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования, взаимодействие с любым партнёром, решение общих задач, умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие - вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс.

Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся.

Группа - это союз двух и более людей, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретных результатов.

Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в "команде". При этом происходит формирование конструктивного критического мышления. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию. Групповая форма при работе над проектами дает высокий уровень познавательной самостоятельности, она обеспечивает взаимодействие детей для согласования и объединения усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В процессе взаимодействия формируется полноценное общение. В группе применяется гибкая система социальных ролей, обязательно выполнение нравственных норм и правил совместной деятельности.

Рассмотрим, как происходит работа в группах в проектной деятельности.

В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий - подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, формируются группы, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

На втором этапе разработки проекта происходит формирование групп для разработки различных его проблем.

При формировании групп я учитываю внешнюю дифференциацию, личные симпатии учащихся, различный интеллектуальный и творческий потенциал.

Особое внимание уделяю обучению способам общения между членами группы. Учу правильно взаимодействовать друг с другом, выдвигать свои предложения. Объясняю важность мирного решения конфликтов и разногласий, уважительного отношения к другим мнениям.

Деление на группы может осуществлять учитель, либо сами ученики. Всё зависит от проекта. Для краткосрочных проектов, которые проходят на уроке, я заранее подбираю состав групп, предугадываю распределение ролей.

Для исследовательских больших проектов рекомендую формировать группы по интересам и личным симпатиям. Мне кажется, что так дети имеют больше возможностей проявить себя.

В педагогической литературе существуют разные подходы к определению оптимального количества человек в группе. Большинство авторов считают целесообразным разбить класс на группы в 2-3 человека. В составе такой группы должен быть сильный, средний и слабый ученики. Мои наблюдения показали, что группа из четырех человек обладает наибольшей работоспособностью и продуктивностью. Такая группа наиболее удобна для внутригруппового общения. Организационные преимущества такого количества учащихся состоит в том, что такая группа легко трансформируется в две подгруппы, что способствует эффективной работе в парах. Как вариант, можно предложить следующий состав такой группы: один сильный ученик, два средних, один слабый (два мальчика и две девочки).

Практика показала, что работа в разноуровневых группах наиболее эффективна для развития "слабых" учащихся и не всегда приносит пользу "сильным". Иногда эффективнее объединять детей в группы с учет их коэффициента IQ.

Г. А. Цукерман полагает, что "слабому ученику нужен не столько "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит и прикреплять к "слабеньким", им нужен партнер равной силы".

Я также заметила, что особенно важна организация учебных микрогрупп для застенчивых школьников, предпочитающих отмалчиваться при большом скоплении народа. Благотворно влияет на самоощущения и самооценку таких детей работа в учебной тройке, паре.

Итак, можно выделить 3 режима работы в командах:

  • коллективная работа, т.е. вся группа работает над большинством или всеми заданиями или проектами;
  • работа в подгруппах;
  • индивидуальная работа каждого члена команды, а затем групповые сравнение и обсуждение результатов.

Таким образом, умение пользоваться методом проектов, групповым обучением - показатель высокой квалификации преподавателя. Работая в составе мини-бригады по созданию курсового проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, формирует собственное представление о принципах сотрудничества, но и использует полученные знания в своей деятельности, осуществляет самостоятельно целеполагание, организацию собственной деятельности, её самоконтроль и самоанализ. Это способствует саморазвитию обучающегося, повышению его статуса субъекта учебного процесса.

Данная форма организации обучения, обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса.

Использованная литература

  1. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М., 2008.
  2. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М, 2006.
  3. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. 1991.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.,1991
  5. Шкель В.Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении. С., 2009.