Занятие "Роспись дымковской игрушки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятия: закрепление пройденного материала по циклу “народное творчество”. Роспись дымковской игрушки.

Задачи:

  1. Обучающая: обучать детей рисовать элементы дымковской росписи, работать кистью (всем ворсом и ее концом) и тычком. Учить располагать узор на предмете, самостоятельно выбирать цвета для узора.
  2. Развивающая: развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора. Учить видеть колорит росписи. Развивать творчество детей.
  3. Воспитательная: прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Развивать интерес к изучению народных промыслов. Обращать внимание на тесную связь народных традиций, музыки и устного народного творчества.

Материалы и оборудование:

  • Для воспитателя:
    – демонстрационный материал игрушек и образцов дымковской росписи,
    – сказочный персонаж “Петрушка”,
    – диск с музыкой Г.В.Свиридова “Иллюстрации к повести А.С.Пушкина “Метель”.
  • Для детей:
    – глиняные игрушки,
    – кисти № 2,№ 4,
    – ватные палочки
    – подставки для кисточек,
    – банки с водой,
    – гуашевые краски (красная, синяя, желтая, зеленая),
    – тряпочки, салфетки.

Предварительная работа:

  • Знакомство детей с историей дымковского промысла.
  • Чтение стихов и потешек о дымковских игрушках.
  • Рассматривание дымковских игрушек и иллюстраций.

Ход занятия

– Ребята, к нам сегодня в гости пришел вот этот герой:

“Я веселая игрушка,
А зовут меня Петрушка”.

– Ребята, я пришел к вам с веселой ярмарки, но не один, а принес вот эту игрушку:

“Через горные отроги
Через крыши деревень
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень”.

– Да, ребята этот олень не простой, сказочный. Он украшен яркими узорами. А кто помнит, как называется этот олень? (дымковский).

Петрушка: “Я принес вам с ярмарки тоже оленей, они белые, их успели покрыть только белой краской. Я хочу вас попросить сделать этих оленей красивыми и разноцветными”.

Воспитатель: “ Ну что, ребята, поможем петрушке? Сначала давайте вспомним, какие цвета любят дымковские мастера (красный, желтый, синий, зеленый и т.д.), т.е. все яркие цвета. А какие элементы используют дымковские художники? (круги, полоски, волнистые линии, точки и т.д.)

Воспитатель:

“Все игрушки не простые,
А волшебно – расписные,
Белоснежны как березки –
Кружочки, клеточки, полоски,
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор”.

Теперь давайте ребята рассмотрим дымковского оленя. Какой он? (Ответы детей). Сначала мы распишем рога – видите, какие они красивые и ветвистые. Художники использовали желтую краску – рога как – будто золотые. Нарисованы у оленя носик, глазик, ушко, и эти элементы будем расписывать кистью с тонким ворсом. А вот потом расписываем туловище оленя. Здесь использованы полоски и кружочки. Эти элементы чередуются, т.е. сначала рисуется полоса, она делается кисточкой с толстым ворсом, а затем кружочки, которые мы будем рисовать сегодня нетрадиционный методом: не кисточкой, а ватной палочкой (воспитатель показывает, как это делается). Сегодня мы с вами художники. И работать мы будем не в группе, а в художественной мастерской. У каждого художника должен получиться свой красочный олень. И чтобы вы почувствовали настоящими художниками, я включу вам красивую музыку.

– Петрушка, ты все понял?
– Да рассказ был интересный.
– Теперь садись и смотри, как будут работать ребята.

(Воспитатель включает музыку Г.В.Свиридова “Иллюстрации к повести А.С.Пушкина “Метель”.)

Под музыку дети расписывают дымковского оленя. По окончанию работы дети приносят свои расписанные игрушки на стол.

Беседа с детьми по итогам работы:

  • Что же мы сегодня делали на занятиях?
  • Понравилось ли вам сегодня быть художниками?
  • Приятно ли было работать под музыку?

Петрушка: “Ребята, мне очень понравились ваши работы. Сегодня вы были настоящими художниками. Я приготовил вам сегодня сюрприз – хочу угостить вас сладкими леденцами, которые я привез с ярмарки (угощает детей леденцами).

Итог занятия:

Дети оценивают работы своих друзей, рассказывают, какие работы им понравились больше всего, и почему?

Литература:

  1. Н.А.Ветлугина “Художественное творчество и ребенок” – М.: 1972.
  2. Т.С.Комарова, Т.А. Ратанова, Г.В.Быховец “Народное искусство в воспитании детей (под ред. Т.С.Комаровой – М.: 2005).
  3. А.Д.Алехин “Когда начинается художник” – М.: 1993.
  4. Е.А.Флерина “Эстетическое воспитание дошкольника” – М.: 1961.