Урок "Общая характеристика простейших. Тип саркодовые. Тип жгутиковые"

Разделы: Биология


Цели  и задачи:  сформировать понятия: одноклеточный организм, простейшие, ложноножка, жгутик, фораминифера, радиолярия, лучевик, митоз,  фагоцитоз, пиноцитоз;  знания о физиологических процессах, происходящих в организме одноклеточных животных. Продолжить формирование умений: анализировать,  устанавливать связи,  подбирать аргументы,  обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы,  переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно  оценить работу других;  навыков: работы с текстом и  тестом, обобщения  полученной  информации, собственного отношения  к изучаемому материалу, коммуникативной, когнитивной, конструктивной   личности. Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного  интереса к биологии, валеологической и гигиенической  грамотности.

Используемые технологии:

  • здоровьесберегающие – физминутка, психологический тренинг, методы дифференцированного  подхода в обучении с учетом  мозговой организации познавательных процессов и факторов, влияющих на восприятие информации учащимися;
  • ИКТ – работа с тестом,  слайдами   презентаций, выполненных учителем;
  • РКМЧП ( технология развития критического мышления через чтение и письмо) Стратегия «Заполнение таблицы ЗХУ»

Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран,  мультимедийный  материал (слайды презентации),  учебник (УМК Н.И. Сонин, В.Б. Захаров), печатный раздаточный материал (таблицы, схемы),  варианты  заданий, доска,  цветные мелки, магнитофон,  таблицы «Строение Амебы», «Многообразие простейших».

 На доске: Левенгук назвал их просто «анималькули», что значит «маленькие животные», «зверюшки». Кто они?

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент

Психологический тренинг «Мудра Жизни», звуковое сопровождение «Звуки природы».

2. Постановка задач урока для учащихся:

Учитель:

В 70 – е годы XVII века  голландец Антони Ван Левенгук изучал образцы  воды, взятой из разных источников.  В капельке воды, взятой из бочки, плавало бесчисленное множество живых существ,  всевозможных форм. Что это за  существа и как их назвать, Левенгук не знал. Они  невероятно малы, и он их назвал просто «анималькули», что значит «маленькие животные», «зверюшки».  Кто они?

Игра: «Собери и угадай»  (необходимо собрать пазлы  с изображением живых существ, затем решить к кому из них могли быть отнесены слова Левенгука)( см. приложение 1)

Учащиеся предполагают, выдвигают гипотезы, пытаются их доказать.

формулируют  тему урока. Записывают ее в тетрадь.

3. Изучение нового материала:

Стадия вызова (данный этап урока направлен на  актуализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации)

Учитель предлагает каждому  из учащихся начертить (или воспользоваться уже готовой) таблицу:

Знаю

Хочу узнать

узнал

 

 

 

Учащиеся вначале сами  актуализируют имеющиеся знания по данной теме.  Заполняют таблицу.

Затем работают в паре или группе (зависит от числа и подготовленности уч – ся, а так же от психологического климата в классе)  делятся той информацией, что  владеет каждый. Обобщают все свои знания в таблицу.

В ходе данной работы возникают вопросы, для ответов на которые имеющихся знаний недостаточно. Они записываются во вторую колонку таблицы.

Стадия осмысления  (главная задача: создание устойчивой мотивации на активное получение новой информации, соотнесение полученной информации с тем, что ученику уже известно, последующая ее систематизация, формирование навыка перевода информации  из текстовой формы в табличную).

Учащимся предлагается работа с учебным текстом, в ходе которой каждый учащийся заполняет колонку «Узнал».  Текст предлагается  на карточках (если учащиеся навыком чтения владеют недостаточно хорошо) или  в научной, или в учебной литературе с указанием страниц:

Учебник  «Биология. Многообразие живых организмов»  стр 94 – 97,

В.А. Догель «Зоология беспозвоночных» стр 22 – 25, стр 36 – 40,

В.И.Блинников «Зоология с основами экологии» стр 10 – 14 или  на диске :

«Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 8 класс»  тема 2, урок № 2.

Физ.минутка.

 Музыкальная пауза. Упражнение для глаз  и  «соло для позвоночника», «Мудра для укрепления здоровья».

4. Повторение и закрепление:

Стадия размышления и рефлексии (целостное осмысление и присвоение информации, выработка собственного отношения к изучаемому  материалу, выявление «белых пятен», формулирование познавательных задач и проблем для дальнейшего продвижения в информационном поле, анализ всего процесса изучения темы):

  1. Лабораторная работа «Наблюдение строения и передвижения амебы»   (cм.приложение 2)
  2. Фронтальная беседа с опорой на те,  новые знания, которые получены в ходе работы с текстом каждым школьником.
  3.  Высвечивание «белых пятен» и поиск  их решения  всеми участниками.
  4. На все ли вопросы, записанные во второй колонке,  вы нашли  ответ?
  5. Работа со слайдами презентации «Общая характеристика Простейших» (см. приложение 3)
  6.  Коррекция содержания колонки «Узнал».  Учащиеся по своему выбору (дифференцированный  подход в обучении с учетом  мозговой организации познавательных процессов и факторов, влияющих на восприятие информации учащимися) могут заняться  составлением  кластера или оформлением опорного конспекта на доске и в тетради
  7. Работа с тестом  в программе My Test.  (см.приложение 4)
  8. Оценивание результатов работы.

Итог урока:

Рефлексия своей  работы каждым учащимся.

Психологический тренинг «Пожелай соседу…».

Домашнее задание (на выбор):

  1. Творческая  работа по теме «Простейшие»  (кроссворд, сканворд, ода или др.);
  2. Карточки – задания  (логические задачи).
  3. Дополнительный материал в рубрику «А Вы знаете…»
  4. Вопросы – суждения (для опроса на  следующем уроке).

Используемая для создания урока  литература:

  1. В.А. Догель «Зоология беспозвоночных»
  2. В.И.Блинников «Зоология с основами экологии»
  3. А.Г. Резанов «Зоология в таблицах, рисунках и схемах»
  4. Г.С.Сухова «Биология. Тесты 6 -11 классы»
  5. Т.Л. Богданова «Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗы»
  6. О.А. Пепеляева, И. В. Сунцова «Поурочные  разработки по биологии  7 - 8 классы»
  7. Е.А. Резанова, И.П. Антонова «Биология человека в таблицах, рисунках и схемах»
  8. Е.В. Жудинова «Целительные мудры»
  9. Мультимедийные диски:
  10. «Вертуальная школа  Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 8 класс»;
  11.  « Обучающие программы для школьников и старшеклассников»;
  12. «1С Репетитор «Биология»
  13. Программа My Test.