Программа элективного курса по физике "Мой физический паспорт"

Разделы: Физика

Класс: 9

Ключевые слова: исследовательская деятельность, физические параметры человека , эгометрия , физический паспорт человека


Пояснительная записка.

В настоящее время одной из основных задач образования является развитие критического, творческого мышления обучающихся, формирование исследовательских умений и навыков научной работы. С целью создания условий для выявления и реализации потенциальных возможностей учащихся в процессе обучения на старшей ступени, осуществляется переход к профильному обучению. Для обеспечения преемственности между основной и ставшей школой и обеспечения более эффективной подготовки выпускников основной школы к освоению программ профильной школы вводится предпрофильная подготовка учащихся.

Элективный курс “Мой физический паспорт” предназначен для осуществления предпрофильной подготовки по физике и ориентирован на учащихся 9 класса основной школы, проявляющих интерес к изучению физики. Исходной теоретической позицией данного курса является то, что в центре внимания находится ученик, изучающий самого себя. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учебе.

Целью курса является создание условий выпускникам основной школы для осознанного и ответственного выбора будущего профиля обучения, развития исследовательских умений и творческого, системного мышления учащихся.

Реализация программы данного курса позволяет решить следующие задачи:
– познакомить обучающихся со своими физическими параметрами путем проведения физических исследований собственного тела, раскрыть возможности физики в решении практических задач;
– определить готовность учащихся осваивать физику на повышенном уровне в ходе решения исследовательских проблем;
– способствовать формированию исследовательских умений посредством решения экспериментальных задач;
– способствовать формированию познавательного интереса к физике через постижение себя, развитию творческих способностей учащихся;
– формировать навыки работы со справочной и научно-популярной литературой.

Программа курса предусматривает изучение пяти тем, изучение которых позволяет ученику увидеть себя с точки зрения физики достаточно полно, не перегружая его избыточной информацией, проявить себя в исследовательской работе.

Программа курса рассчитана на 16 часов, в ходе которых осуществляется разработка и презентация образовательного продукта – “физического паспорта” школьника. Курс является практикоориентированным, так как практические работы составляют 75 % учебного времени.

Изучение курса позволит учащимся познакомиться с механическими и электрическими параметрами человека и его эргометрией.

Освоение программы курса позволит учащимся приобрести следующие умения и навыки:
– применять полученные знания в исследовательской деятельности;
– работать со справочной и научно-популярной литературой;
– оформлять и защищать проект.

Много времени уделяется групповой работе, что способствует формированию умения работать в коллективе, прислушиваться к мнению других.

Программа курса может корректироваться. Учитель, исходя из уровня подготовки учащихся, особенностей школы, класса, может изменять уровень сложности материала, распределять самостоятельно часы, определять содержание учебных занятий. Но приоритетными формами учебных занятий должны стать занятия, предполагающие активную самостоятельную познавательную деятельность учащихся: работа в группах, парах, взаимообучение.

Содержание.

I. Человек – существо уникальное. (2 ч.)

Параметр. Параметры человека. Сходство и различие в параметрах человека и животных. Уникальность человека. Физический паспорт человека.

II. Механические параметры человека. (3 ч.)

Рост. Вес. Объем. Пропорции фигуры человека. Максимальная скорость движения человека. Ускорение. Инертность. Мощность. Пульс. Артериальное давление.

Практические работы:
1. Определение антропометрических данных человека. Измерение роста, веса, пропорций, силы.
2. Определение антропометрических данных человека. Измерение длины шага, скорости движения, определение развиваемой мощности.
3. Расчет частоты пульса при различных нагрузках.
4. Определение артериального давления.

III. Эргометрия человека. (3 ч.)

Эргометрия. Источники энергии человека. Температура человека. Теплообмен. Калорийность пищи. Соответствие возраста, роста и массы человека.

Практические работы:
5. Составление термограммы человека.
6. Эргометрия человека: расчет калорийности пищи и составление сбалансированного меню.

IV. Человек – резистор. (3 ч.)

Электризация. Сопротивление. Удельное сопротивление. Диэлектрическая проницаемость человека. Авометр и его использование.

Практические работы:
7. Применение авометра для измерения электрического сопротивления.
8. Определение электрического сопротивления различных участков тела человека, диэлектрической проницаемости ладони человека (в условных единицах).
9. Сравнение индивидуальных электрических параметров со среднестатистическими, пользуясь справочными материалами.

V. Что мы видим? (3 ч.)

Глаз как оптическая система. Восприятие зрительных ощущений, цвета. Охрана зрения.

Практические работы:
10. Определение объема зрения: поле зрения неподвижного глаза по вертикали и горизонтали.
11. Определение разрешающей способности глаза.
12. Определение оптимального расстояния зрения.

VI. Презентация проектов. (2 ч.)

Учебно-тематический план элективного курса “Мой физический паспорт” представлен в Приложении 1.

Список литературы.

Для учащихся:

  1. Воронин Л. Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Гельперштейн Л. Я. Забавная физика. – М.: Детская литература, 1983.
  3. Елькин В. И. Необычные учебные материалы по физике. – М.: Школа-Пресс, 2000.
  4. Енохович А. С. Справочник по физике и технике. – М.: просвещение, 1989.
  5. Кириллова И. Г. Книга для чтения по физике /Учебное пособие для учащихся 6–7 классов. – М.: просвещение, 1986.
  6. Низе Г. Игры и научные развлечения. – М.: Просвещение, 1988.
  7. Перельман Я. И. Перекрестки физики, химии и биологии. – М.: Просвещение, 1989.

Для учителя:

  1. Кабардин О. Ф. , Орлов В. А., Шефер Н. И. Факультативный курс физики, 10 класс – М.: Просвещение, 1987.
  2. Кац И. Б. Биофизика на уроках физики / Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Ланина И. Я. Внеклассная работа по физике. – М.: Просвещение, 1977.
  4. Перышкин А. В., Чемакин В. П. Факультативный курс физики, 7 класс. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Физиология человека / Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 9–10 классов. – М.: Просвещение, 1976.
  6. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Таннер Дж., Барникот Н. Биология человека. – М.: Мир, 1968.