Местоположение и природа Лаконии

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (108 кБ)


Обучающиеся 5-го класса увлечённо занимаются историей, им интересно всё новое, поэтому на уроке по этой разработке проводится игра типа “Поле чудес”. С неё и начинается урок, чтобы настроить учеников на активность. Для игры “Поле чудес” надо оформить доску: нарисовать 6 квадратов.

Главная цель данного урока: рассказать о местоположении, природе, занятиях жителей Спарты (Лаконии), сравнить с Аттикой (Афинами).

Пятиклассникам даётся задание, суть которого – сравнение двух полисов: Спарты и Афин. Они должны вести запись сравнительной таблицы в рабочей тетради.

Для наглядности на уроке используется компьютерная презентация “Сравнительная таблица двух полисов Древней Греции”. Слайды этой презентации содержат ячейки таблицы, которые заполняются постепенно. Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку.

Для наглядности используется и диск по истории древнего мира, с помощью которого учитель объясняет, как была завоёвана Мессения.

Использование ИКТ на уроках истории в 5-м классе – эффективное средство повышения познавательной активности обучающихся.

Цели урока:

  1. Рассказать о местоположении, природе, занятиях жителей Спарты, сравнить с Аттикой.
  2. Воспитывать силу, ловкость на примере спартанцев,
  3. Развивать умение сравнивать события, сопоставлять факты.

Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, диск по истории древнего мира, презентация со сравнительной таблицей “Афины и Спарта”.

Оформление доски: нарисованы 6 квадратов для игры “Поле чудес”.

Этапы урока:

  • мотивационная беседа,
  • входной контроль,
  • изучение нового материала.

Даты: 850 г. до н. э. – образование Спарты.

740 – 720 гг. до н. э. – завоевание Мессении.

Основные понятия: спартанцы, илоты, криптий, герусия, эфоры, фаланга, сесситии.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Вводное слово учителя:

На прошлом уроке мы познакомились с Афинским государством. Чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня, выполните следующее задание: ? ? ? ? ? ? здесь зашифровано слово. Отгадайте город, где жила Елена, из-за которой по мифу началась Троянская война. (Спарта). Итак, речь пойдёт о Спарте, но не о той, где жила Елена. Тот город был разрушен.

Задание классу:

  • надо запомнить расположение Спарты,
  • выяснить, как оно образовалось,
  • понять его особенности,
  • разобраться что такое спартанское воспитание,
  • по мере объяснения нового материала, на экране будет открываться сравнительная таблица. (На экране открывается 1 колонка – название Афины и Спарта).
Название полисов  
Афины  
Спарта  

Но прежде давайте вспомним:

  • где располагалась Древняя Греция?
  • На какие части делилась?
  • Где находилась Аттика? (открывается 2 колонка – расположение)
Название полисов Расположение
Афины Средняя Греция
Спарта  
  • На какие группы делилось население Аттики? (открывается 3 колонка – население).
Название полисов Расположение Население
Афины Средняя Греция Свободные, рабы
Спарта    
  • Перечислите занятия афинян. ( Открывается 4 колонка – занятия)
Название полисов Расположение Население Занятия
Афины Средняя Греция Свободные, рабы Торговля, ремесло
Спарта      
  • В чём заключались реформы? (открывается 5 колонка – реформы)
Название полисов Расположение Население Занятия Реформы
Афины Средняя Греция Свободные, рабы Торговля, ремесло Народный суд и собрание, отмена долгового рабства
Спарта        
  • Каково значение реформ Солона? (открывается 6 колонка – форма правления)
Название полисов Расположение Население Занятия Реформы Форма правления
Афины Средняя Греция Свободные, рабы Торговля, ремесло Народный суд и собрание, отмена долгового рабства демократия
Спарта          
  1. Изучение нового материала

Рассказ учителя: 2 значительным государством являлось Спартанское. Греки говорили, что их родина стоит на 2 ногах – это Афины и Спарта. Тема урока…

  1. Расположение Спарты и население (открывается 2строка–расположение Спарты) ученики работают с картой учебника

Название полисов

Расположение

Население

Занятия

Реформы

Форма правления

Афины Средняя Греция Свободные, рабы Торговля, ремесло Народный суд и собрание, отмена долгового рабства демократия
Спарта Южная Греция        
  1. Спарта расположена на юго-востоке полуострова Пелопоннес. О происхождении названия рассказывается в мифе, который учитель рассказывает классу. После этого рассказа, ученики должны ответить на вопрос, в честь кого назван полуостров? (юноши Пелопса хитростью победившего царя, чтобы жениться на его дочери).
  2. Завоевание дорийцами – потомками Дора, сына Эллина, Лаконики и основание Спарты. Племя дорийцев вторглось с севера и на берегу реки Еврот основало Спарту. Спартанцы занимались военным делом. Строились фалангой (сомкнутый строй) в 8 рядов. Им надо было держать в повиновении илотов – рабов, которых было в 20 раз больше. Земля здесь была лучше, чем в Афинах. Также здесь жили периэки – переселенцы. (Открывается 2 и 3 строки–население и занятия Спарты).

Название полисов

Расположение

Население

Занятия

Реформы

Форма правления

Афины Средняя Греция Свободные, рабы Торговля, ремесло Народный суд и собрание, отмена долгового рабства демократия
Спарта Южная Греция Спартанцы, илоты, периэки Военное дело    
  1. Реформы и управление: законы Ликурга. (Эфоры – надзиратели, на 1 год 5 человек). Запреты. (Открывается 4 и 5 строки–реформы и форма правления Спарты)

Название полисов

Расположение

Население

Занятия

Реформы

Форма правления

Афины Средняя Греция Свободные, рабы Торговля, ремесло Народный суд и собрание, отмена долгового рабства демократия
Спарта Южная Греция Спартанцы, илоты, периэки Военное дело, земледелие Эфоры, запреты, герусия – совет старейшин(28 стариков и 2 царя) олигархия
  1. Завоевание Мессении: в 8 в. в Спарте стало не хватать земли.
  2. О том, удалось ли им завоевать Мессению, мы посмотрим на экране отрывок из электронного учебника (показ отрывка из электронного учебника: открыть тему 6. № 3 Зарождение древнегреческой цивилизации [ смотрим и запоминаем[ термин Мессения).

  3. Рассказ учителя: спартанское воспитание и криптий – обычай избивать илотов для устрашения.

3. Закрепление:

вопросы классу:

  • какое племя основало Спарту?
  • Чем отличалось спартанское воспитание?
  • Где располагалась она?
  • Занятия жителей?
  • Используя таблицу, демонстрирующуюся на экране, сравните Афины и Спарту.

Задания для рефлексии:

  1. Заинтересовала ли вас тема?
  2. Если бы у вас появилась машина времени и возможность побывать в Древней Греции, то куда бы вы отправились в Афины или Спарту? Почему?

Домашнее задание: §31.