Методика организации учебного исследования и проектирование в средней школе

Разделы: Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (610 кБ)


Универсальным способом формирования ключевых компетентностей является исследовательская (проектная) деятельность учащихся. Однако ее эффективность возможна лишь при выполнении определенных условий:

  • Ученик должен хотеть проводить исследование (выполнять проект). Важна система мотивации.
  • Ученик должен суметь это сделать. Для этого у него должны быть до выполнения работы уже сформированы определенные компетентности.
  • Он должен получить удовлетворение от своей работы. Должна быть разработана система оценки.

Структура организации исследовательской работы в 10-х профильных классах нашей школы может быть представлена следующей блок-схемой (рис.1):

Рис.1

Исследовательская практика учащихся 10-х классов предполагает выполнение исследовательской или проектной, реже реферативной работы, как правило, в образовательной области, выбранной учащимся в качестве профильной.

Практика предполагает решения ряда задач:

  • Формирование исследовательских умений (выявление проблемы, формулировки темы, поиска и анализа информации, возможных путей решения, планирования, организации коллективной или индивидуальной деятельности, получения и анализа результатов.)
  • Формирование коммуникационных умений: (Умение работать в группе, участвовать в совместном принятии решений, взаимодействовать с руководителем, обсуждать ход исследования, публично выступать, отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии со слушателями).
  • Решение проблемы выбора.
  1. Какое направление (тему) я выберу? (я могу выбрать ее из предложенных руководителем тем, могу предложить свою).
  2. Каким будет вид моей работы? Исследование, проект, реферат.
  3. Как я буду ее выполнять? Один или в группе.
  4. Когда я буду ее выполнять? В течение года или в июне месяце.
  5. Где я буду ее выполнять?

Возможности выбора:

В школе под руководством учителя
На кафедрах вуза-партнера
В учреждениях дополнительного образования
В научно-исследовательских институтах города
Самостоятельно

Формирование культуры деятельности (планирование, организация деятельности, оформление работы, тезисов, публичное выступление).

  • Формирование самооценки относительно полученных результатов и удовлетворенности от выполняемой работы.
  • Возможность проверки правильности или ошибочности выбора своего дальнейшего жизненного пути.

Решение этих задач лежат в основе формирования основных ключевых компетентностей учащихся.

Задачи могут быть решены при выполнении ряда условий:

  • мотивации на осуществление этой деятельности (ученик должен хотеть это делать);
  • наличия определенных компетентностей (ученик должен суметь выполнить исследование);
  • профессионального руководства исследовательской деятельностью учащегося;
  • необходима оценка личностных достижений учащихся (ученик должен получить удовлетворение от выполненной работы).

Каким образом создаются эти условия в школе?

1. Формирование мотивации:

  • изменение традиционных форм итоговой аттестации защита лучших исследовательских работ на выпускном экзамене в 11-м классе;
  • осознание значимости своей результатов деятельности (как для себя, так и для окружающих);
  • получение положительной рецензии на работу;
  • возможность дальнейшего использования результатов деятельности;
  • ежегодные Академические чтения одиннадцатиклассников, посвященные итогам исследовательской работы.

Состав:

  • Учащиеся 11-х классов – докладчики
  • Учащиеся 10-х классов, – слушатели и эксперты. Для них эта конференция обучающая – практика у них впереди. Они оценивают работы по критериям, которые они сами разработали на спецкурсе “Основы исследовательской деятельности”
  • Профессиональное жюри, в которое входят ученые – представители вузов-партнеров и студенты старших курсов– выпускники школы.

Цели конференции:

  • публичное представление своих работ одиннадцатиклассниками, возможность самореализации и оценки результатов своего труда.
  • для десятиклассников – возможность определить для себя сферу своих возможных интересов, использовать опыт наиболее удачных презентаций, избежать ошибок. Здесь они знакомятся с разными видами работ, (реферат, проект, исследование) и могут сделать более осознанный выбор будущей темы. Проводят экспертизы докладов на основе самостоятельно сформулированных критериев.
  • Круглый стол с представителями и студентами вузов: Формирование коммуникативных компетенций. Анализ результатов социологического опроса, разработанного проведенного и представленного группой, изучающей спецкурс “Социология”

2. Формирование определенного уровня компетентностей, необходимых для такого вида деятельности

В старшей школе необходим поддерживающий курс, который повысит эффективность и осознанность исследовательской деятельности учащихся. Таким спецкурсом является элективный курс “ Основы исследовательской деятельности”

Целями курса являются:

  • Дать представление об исследовательской деятельности
  • Сформировать у учащихся компетентности, необходимые для проведения исследования
  • Сформировать мотивацию к творческой поисковой деятельности.

В основе курса лежит деятельностный подход.

Используемые технологии: проблемные, игровые, обучение в диалоге, практические работы

Виды практикумов:

  • Групповая работа с научным текстом с последующим коллективным анализом:
  • для определения основных понятий: гипотеза, предмет исследования, объект и т.д.
  • для выделения проблемы, постановки целей и задач исследования, определения этапов.
  • для совершенствования методов изучения, обработки и анализа информации.
  • Работа в библиотеке: подбор литературы по выбранной теме с помощью каталогов. Виды чтения.
  • Работа в офисе: Сканирование выбранных материалов, ксерокопирование. Взаимообучение.
  • Работа в компьютерном классе: использование электронных энциклопедий и справочников, хранение и обработка информации в электронном виде, работа в режиме on line: использование поисковых серверов Интернет для подбора информации по теме,.Публичное выступление по заданной проблеме с взаимной экспертизой по заранее выработанным критериям.
  • Экскурсии: Экскурсия в научную лабораторию вуза-партнера с последующим написанием статьи, заметки в школьную газету.

Домашние задание по курсу носят практический характер:

  • Составить список литературе по теме.
  • Выделить проблему на основе анализа какого-либо текста.
  • Найти информацию по проблеме.
  • Придумать тему проекта или исследования (для группы).
  • Составить план учебного исследования.
  • Провести мини исследование по проблеме.
  • Написать рецензию или заметку в школьную газету на один из докладов представленных на Академических чтениях.

Результаты домашнего задания являются основой для обсуждения и дискуссий на занятиях

Результаты учебной деятельности оцениваются по накопительной системе, состоящей из:

  • Итогового тестового зачета, включающего компетентностно-ориентированные задания, связанные с темой курса (50% от суммарной оценки)
  • Результатов домашних заданий и заданий, выполняемых в ходе занятий – (30% от суммарной оценки)
  • Активности, проявляемой учащимися в ходе групповой работы и дискуссий - 10%
  • Посещаемости учащегося занятий курса - 10%

Учащиеся принимают участие в разработке критериев оценки и переводе результатов в 5-ти балльную систему.

После окончания курса учащиеся выполняют исследовательскую работу. Дополнительно в помощь учащимся в школе создано пособие “Исследовательская деятельность учащихся” В нем кратко изложены требования к содержанию, оформлению исследовательской работы. даны рекомендации по написанию автореферата, выступления. Для поддержки учащихся в презентации учебного исследования изменено содержание учебного предмета информатики. В сентябре месяце учащиеся на уроках готовят индивидуальные и групповые проекты “Компьютерная поддержка презентации моего исследования”.

В ходе реализации проекта закрепляются навыки проектирования, в том числе компьютерного, формируются коммуникативные компетентности и компетентности решения проблем.

3. Компетентностное руководство исследовательской деятельностью.

Основные проблемы заключаются в том, что учителя школы не всегда теоретически готовы к этой работе, а внешние специалисты часто не представляют особенностей учебного исследования и задач, которые им необходимо решать:

Пути решения:

  • Учителя-руководители исследовательской и проектной практики проходят обучение по организации исследования в рамках проекта “Организация коммуникаций учителей по организации учебного исследования и проектной деятельности”.
  • При обучении наряду с традиционными используются активные формы: деловые игры, тренинги. Организуется совместная деятельность учителей и учащихся 11-х классов,
  • Одиннадцатиклассники представляют учителям свои проекты и активно участвуют в работе групп по проектированию
  • Для научных специалистов вузов-партнеров, научных учреждений города, учреждений дополнительного образования разработаны памятки “Как организовать практику учащегося”. (См Приложение 1)
  • Участие всех руководителей в Академических чтениях, где они имеют возможности принять участие в обсуждении, проанализировать и сравнить результаты исследований всех участников

4. Оценка личностных достижений учащихся по итогам исследовательской практики.

Пути решения:

  • Рецензия на работу руководителя практики
  • Оценка профессионального жюри на Академических чтениях (Дипломы)
  • Вручение именной денежной премии за лучшее исследование
  • “Приз зрительских симпатий” общественного жюри десятиклассников
  • Занесение имен победителей в Книгу личностных достижений школы
  • Использование результатов исследований в практике работы школы
  • Выдвижение работы по желанию учащегося на районные, городские российские, международные конкурсы
  • Замена традиционного выпускного экзамена защитой исследовательской работы
  • Самооценка учащегося (может быть проанализирована на основе листа самооценки).

Результаты самооценки учащихся проанализированы школой за несколько лет и могут рассматриваться как критерий эффективности исследовательской деятельности. Анализ листов самооценки показал эффективность данного вида деятельности для:

  1. Формирования ключевых компетентностей (как решения проблем, так и коммуникационных).
  2. Для профессионального самоопределения.

Приложение 2

Приложение 3