Методика организации учебного исследования и проектирование в средней школе

Разделы: Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (610,3 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Универсальным способом формирования ключевых компетентностей является исследовательская (проектная) деятельность учащихся. Однако ее эффективность возможна лишь при выполнении определенных условий:

  • Ученик должен хотеть проводить исследование (выполнять проект). Важна система мотивации.
  • Ученик должен суметь это сделать. Для этого у него должны быть до выполнения работы уже сформированы определенные компетентности.
  • Он должен получить удовлетворение от своей работы. Должна быть разработана система оценки.

Структура организации исследовательской работы в 10-х профильных классах нашей школы может быть представлена следующей блок-схемой (рис.1):

Рис.1

Исследовательская практика учащихся 10-х классов предполагает выполнение исследовательской или проектной, реже реферативной работы, как правило, в образовательной области, выбранной учащимся в качестве профильной.

Практика предполагает решения ряда задач:

  • Формирование исследовательских умений (выявление проблемы, формулировки темы, поиска и анализа информации, возможных путей решения, планирования, организации коллективной или индивидуальной деятельности, получения и анализа результатов.)
  • Формирование коммуникационных умений: (Умение работать в группе, участвовать в совместном принятии решений, взаимодействовать с руководителем, обсуждать ход исследования, публично выступать, отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии со слушателями).
  • Решение проблемы выбора.
  1. Какое направление (тему) я выберу? (я могу выбрать ее из предложенных руководителем тем, могу предложить свою).
  2. Каким будет вид моей работы? Исследование, проект, реферат.
  3. Как я буду ее выполнять? Один или в группе.
  4. Когда я буду ее выполнять? В течение года или в июне месяце.
  5. Где я буду ее выполнять?

Возможности выбора:

В школе под руководством учителя
На кафедрах вуза-партнера
В учреждениях дополнительного образования
В научно-исследовательских институтах города
Самостоятельно

Формирование культуры деятельности (планирование, организация деятельности, оформление работы, тезисов, публичное выступление).

  • Формирование самооценки относительно полученных результатов и удовлетворенности от выполняемой работы.
  • Возможность проверки правильности или ошибочности выбора своего дальнейшего жизненного пути.

Решение этих задач лежат в основе формирования основных ключевых компетентностей учащихся.

Задачи могут быть решены при выполнении ряда условий:

  • мотивации на осуществление этой деятельности (ученик должен хотеть это делать);
  • наличия определенных компетентностей (ученик должен суметь выполнить исследование);
  • профессионального руководства исследовательской деятельностью учащегося;
  • необходима оценка личностных достижений учащихся (ученик должен получить удовлетворение от выполненной работы).

Каким образом создаются эти условия в школе?

1. Формирование мотивации:

  • изменение традиционных форм итоговой аттестации защита лучших исследовательских работ на выпускном экзамене в 11-м классе;
  • осознание значимости своей результатов деятельности (как для себя, так и для окружающих);
  • получение положительной рецензии на работу;
  • возможность дальнейшего использования результатов деятельности;
  • ежегодные Академические чтения одиннадцатиклассников, посвященные итогам исследовательской работы.

Состав:

  • Учащиеся 11-х классов – докладчики
  • Учащиеся 10-х классов, – слушатели и эксперты. Для них эта конференция обучающая – практика у них впереди. Они оценивают работы по критериям, которые они сами разработали на спецкурсе “Основы исследовательской деятельности”
  • Профессиональное жюри, в которое входят ученые – представители вузов-партнеров и студенты старших курсов– выпускники школы.

Цели конференции:

  • публичное представление своих работ одиннадцатиклассниками, возможность самореализации и оценки результатов своего труда.
  • для десятиклассников – возможность определить для себя сферу своих возможных интересов, использовать опыт наиболее удачных презентаций, избежать ошибок. Здесь они знакомятся с разными видами работ, (реферат, проект, исследование) и могут сделать более осознанный выбор будущей темы. Проводят экспертизы докладов на основе самостоятельно сформулированных критериев.
  • Круглый стол с представителями и студентами вузов: Формирование коммуникативных компетенций. Анализ результатов социологического опроса, разработанного проведенного и представленного группой, изучающей спецкурс “Социология”

2. Формирование определенного уровня компетентностей, необходимых для такого вида деятельности

В старшей школе необходим поддерживающий курс, который повысит эффективность и осознанность исследовательской деятельности учащихся. Таким спецкурсом является элективный курс “ Основы исследовательской деятельности”

Целями курса являются:

  • Дать представление об исследовательской деятельности
  • Сформировать у учащихся компетентности, необходимые для проведения исследования
  • Сформировать мотивацию к творческой поисковой деятельности.

В основе курса лежит деятельностный подход.

Используемые технологии: проблемные, игровые, обучение в диалоге, практические работы

Виды практикумов:

  • Групповая работа с научным текстом с последующим коллективным анализом:
  • для определения основных понятий: гипотеза, предмет исследования, объект и т.д.
  • для выделения проблемы, постановки целей и задач исследования, определения этапов.
  • для совершенствования методов изучения, обработки и анализа информации.
  • Работа в библиотеке: подбор литературы по выбранной теме с помощью каталогов. Виды чтения.
  • Работа в офисе: Сканирование выбранных материалов, ксерокопирование. Взаимообучение.
  • Работа в компьютерном классе: использование электронных энциклопедий и справочников, хранение и обработка информации в электронном виде, работа в режиме on line: использование поисковых серверов Интернет для подбора информации по теме,.Публичное выступление по заданной проблеме с взаимной экспертизой по заранее выработанным критериям.
  • Экскурсии: Экскурсия в научную лабораторию вуза-партнера с последующим написанием статьи, заметки в школьную газету.

Домашние задание по курсу носят практический характер:

  • Составить список литературе по теме.
  • Выделить проблему на основе анализа какого-либо текста.
  • Найти информацию по проблеме.
  • Придумать тему проекта или исследования (для группы).
  • Составить план учебного исследования.
  • Провести мини исследование по проблеме.
  • Написать рецензию или заметку в школьную газету на один из докладов представленных на Академических чтениях.

Результаты домашнего задания являются основой для обсуждения и дискуссий на занятиях

Результаты учебной деятельности оцениваются по накопительной системе, состоящей из:

  • Итогового тестового зачета, включающего компетентностно-ориентированные задания, связанные с темой курса (50% от суммарной оценки)
  • Результатов домашних заданий и заданий, выполняемых в ходе занятий – (30% от суммарной оценки)
  • Активности, проявляемой учащимися в ходе групповой работы и дискуссий - 10%
  • Посещаемости учащегося занятий курса - 10%

Учащиеся принимают участие в разработке критериев оценки и переводе результатов в 5-ти балльную систему.

После окончания курса учащиеся выполняют исследовательскую работу. Дополнительно в помощь учащимся в школе создано пособие “Исследовательская деятельность учащихся” В нем кратко изложены требования к содержанию, оформлению исследовательской работы. даны рекомендации по написанию автореферата, выступления. Для поддержки учащихся в презентации учебного исследования изменено содержание учебного предмета информатики. В сентябре месяце учащиеся на уроках готовят индивидуальные и групповые проекты “Компьютерная поддержка презентации моего исследования”.

В ходе реализации проекта закрепляются навыки проектирования, в том числе компьютерного, формируются коммуникативные компетентности и компетентности решения проблем.

3. Компетентностное руководство исследовательской деятельностью.

Основные проблемы заключаются в том, что учителя школы не всегда теоретически готовы к этой работе, а внешние специалисты часто не представляют особенностей учебного исследования и задач, которые им необходимо решать:

Пути решения:

  • Учителя-руководители исследовательской и проектной практики проходят обучение по организации исследования в рамках проекта “Организация коммуникаций учителей по организации учебного исследования и проектной деятельности”.
  • При обучении наряду с традиционными используются активные формы: деловые игры, тренинги. Организуется совместная деятельность учителей и учащихся 11-х классов,
  • Одиннадцатиклассники представляют учителям свои проекты и активно участвуют в работе групп по проектированию
  • Для научных специалистов вузов-партнеров, научных учреждений города, учреждений дополнительного образования разработаны памятки “Как организовать практику учащегося”. (См Приложение 1)
  • Участие всех руководителей в Академических чтениях, где они имеют возможности принять участие в обсуждении, проанализировать и сравнить результаты исследований всех участников

4. Оценка личностных достижений учащихся по итогам исследовательской практики.

Пути решения:

  • Рецензия на работу руководителя практики
  • Оценка профессионального жюри на Академических чтениях (Дипломы)
  • Вручение именной денежной премии за лучшее исследование
  • “Приз зрительских симпатий” общественного жюри десятиклассников
  • Занесение имен победителей в Книгу личностных достижений школы
  • Использование результатов исследований в практике работы школы
  • Выдвижение работы по желанию учащегося на районные, городские российские, международные конкурсы
  • Замена традиционного выпускного экзамена защитой исследовательской работы
  • Самооценка учащегося (может быть проанализирована на основе листа самооценки).

Результаты самооценки учащихся проанализированы школой за несколько лет и могут рассматриваться как критерий эффективности исследовательской деятельности. Анализ листов самооценки показал эффективность данного вида деятельности для:

  1. Формирования ключевых компетентностей (как решения проблем, так и коммуникационных).
  2. Для профессионального самоопределения.

Приложение 2

Приложение 3