Взаимодействие педагогов и родителей в рамках единого образовательно-оздоровительного пространства

Разделы: Работа с родителями


Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно установить доверительный контакт между родителями и сотрудниками ДОУ.

(В.Давыдов, В.Петровский «Концепция дошкольного воспитания)

Современные педагогические исследования Елены Павловны Арнаутовой, Ольги Леонидовны Зверевой, Варвары Петровны Дубровой доказывают, что и в настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников, так как воспитание детей в семье и в ДОУ преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию.

Концептуальные основы общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, таких как «Концепция дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Закон «Об образовании».

По мнению президента Дмитрия Анатольевича Медведева, который курировал нацпроекты, забота о семье стала, по сути, пятым национальным проектом. Семья, жизнь, здоровье, образование детей, благополучие близких, спокойствие в доме, развитие общества в котором мы живём. Вот именно набор таких целей, таких приоритетов и должен составлять в совокупности национальную идею. В Пермском крае, как и во всей стране, появились различные программы и региональные проекты. Одна из программ «Семья и дети Прикамья», целью которой является улучшение комплексных показателей здоровья и развития детей и повышение социального статуса семей с детьми.

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность способствовали появлению современных программ и технологий, содержание которых соответствует требованиям образовательного процесса и обеспечению позитивного психоэмоционального состояния детей во время их пребывания в детском саду.

Для реализации образовательных целей наш детский сад работает по программе «Детство» (авторы программы В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина, М.В.Крулехт). На основе данной программы авторы рекомендуют использовать разные технологии взаимодействия с семьей с учётом специфики дошкольного учреждения, особенностей, запросов и возможностей педагогов и родителей.

Анализ современной психолого-педагогической литературы позволил выделить авторов, раскрывающих новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей. Это Варвара Петровна Дуброва, Ольга Леонидовна Зверева, Татьяна Викторовна Кротова. Материалы авторского семинара Елены Павловны Арнаутовой (кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории социального развития ребенка Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, соруководитель Ресурсного центра «Московская семья – компетентные родители» (Москва)слушателем, которого я была, раскрыли формы и методы общения педагога с родителями в практике работы ДОУ.

Детский сад, в котором я работаю – специализированное дошкольное учреждение для детей длительно и часто болеющих. Мои воспитанники – дети со 2 и 3 группой здоровья. Преобладают такие заболевания как: хронические заболевания верхних дыхательных путей, аллергические бронхиты, респираторный аллергоз, кардиопатия функциональная.

Так как, родители являются основными заказчиками ДОУ, то взаимодействие воспитателя с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.

С целью получения достоверной информации и организации взаимодействия педагога с родителями я провела анкетирование «Взаимодействие ДОУ и семьи» (автор Варвара Петровна Дуброва).

Приоритетное направление нашего дошкольного образовательного учреждения – сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому я провела анкетирование «Здоровый ребёнок» (автор Л.Е.Осипова) с целью выявления уровня знаний родителей о здоровом образе жизни, закаливании детей.

Анализ анкет позволяет сделать вывод, что родители положительно относятся к оздоровительным, закаливающим мероприятиям, понимают значимость и необходимость, но сами не используют.

Мною была проведена диагностика детей по разделам программы «Детство» (автор В.И.Логинова., Т.И. Бабаева и др).

По результатам стартовой диагностики по речевому развитию детей выявила следующие проблемы по развитию связной речи, звуковой культуры речи.

Таким образом, результаты анкетирования родителей, проблемы речевого развития детей позволили мне, спроектировать образовательный процесс с участием родителей, в котором будут созданы педагогические условия, позволяющие каждому ребенку быть здоровым и развиваться в разных видах детской деятельности.

Исходя из вышесказанного, я начала я решила углубленно работать над темой:

«Эффективность взаимодействия педагогов и родителей в рамках единого образовательно-оздоровительного пространства». Поставила перед собой цель: cоздание условий для эффективного взаимодействия всех участников образовательного и оздоровительного процесса.

Для достижения поставленной цели я определила для себя следующие задачи:

  • Способствовать познавательному, речевому развитию детей через вовлечение родителей в совместные мероприятия.
  • Приобщать родителей в единый союз по формированию основ здорового образа жизни.
  • Содействовать конструктивному общению в системах «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый».

Бесспорно, дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Вместе с тем это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых и родителей и педагогов.

Поэтому работу с родителями построила в соответствии с принципами автора Варвары Петровны Дубровой:

  • доверительность отношений между педагогом и родителями;
  • личностная заинтересованность, т.е. «никого ничему нельзя заставить
  • научиться, человек должен сам захотеть и научиться»;
  • подход к родителям не как объектам воспитания, а как активным субъектам процесса взаимодействия;
  • утверждение их самоценности, т.е. проявление уважения к каждому родителю;
  • эмансипация родителей, т.е. пробуждение их желания познать самих себя.

Обозначила два направления работы: оздоровительное и образовательное.

Большая роль в воспитании у детей сознательного отношения к охране своего здоровья, самой большой ценности данной человеку природой, отводится семье.

Считаю, что предпосылкой формирования здорового образа жизни детей является согласованность воспитания в семье и дошкольном учреждении.

Мною были составлены индивидуальные оздоровительные маршруты на каждого ребёнка , где прописаны оздоровительные мероприятия, виды закаливания согласно диагнозу воспитанника, определено взаимодействие с родителями в реализации маршрутов через индивидуальные консультации, беседы, открытые дни здоровья, где родители могут посмотреть утреннюю гимнастику, знакомиться элементами здоровьесберегающей технологии.

С целью познакомить родителей с видами закаливания, формирования ответственности за здоровье детей и мотивации на здоровый образ жизни, я проводила cобрание-практикум «За здоровьем в детский сад». В теоретической части родители узнали о значении физкультурно-оздоровительных мероприятий в детском саду, о методах оздоровления, а в практической части я организовала обучение родителей элементам здоровьесберегающей технологии: точечный массаж для профилактики и лечения насморка (по А.А.Уманской), дыхательные упражнения (по А.Н.Стрельниковой), элементам зрительной гимнастики (по Н.Ф.Базарный). Посмотрели видеоролик «Закаливание – радость», где увидели гимнастику пробуждения детей, закаливающие процедуры в группе. Родители наглядно убедились в том, что закаливание в первую очередь приносит детям радость, что осуществляется индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

Решая задачи оздоровления, я также провела Вечер вопросов и ответов в форме круглого стола на тему «Закаливание детей в домашних условиях».

Каждый родитель имел возможность получить консультацию от врача – педиатра детского сада, конкретные рекомендации по профилактики простудных заболеваний и закаливанию для своего ребёнка.

В течение года в родительском уголке работает рубрика «Здоровье наших детей», где представлена информация о различных аспектах ЗОЖ – культура питания, закаливание, физическая культура, культурно-гигиенические навыки на темы: «Овощи и здоровье», «Питание ослабленных, часто болеющих детей», «О закаливании детей в семье». Консультативный материал предлагается взять домой, где родители более внимательно могут с ним познакомиться.

В уголке для родителей функционирует папка-передвижка, куда помещается материал для родителей на такие темы:

  • «Не одевайте детей как капусту»
  • «Одежки без застёжки»
  • «Бережное отношение к детскому голосу при заболеваниях горла»
  • «Зима – лыжная пора»
  • «Играйте с детьми в подвижные игры»

В нашем детском саду, стало традицией проводить валеологические декадники:

  • «Яблочный спас»
  • «Фруктово-овощные россыпи»
  • «Рождественский стол для здоровья детей»
  • «Широкая масленица»
  • «Каша радость наша».

Для родителей оформляется тематический стенд к каждому валеологическому декаднику.

Мои родители являются активными участниками организации выставки дегустации: соответственно теме декадника родители готовят блюда, делятся рецептами блюд. Пополняется картотека рецептов приготовления фруктово-овощных блюд, разнообразных каш полезных для здоровья детей. Дома вместе с детьми родители оформляют рецептурные книжки, где с детьми рисуют, как надо приготовить блюдо, а в группе дети рассказывают.

Важно, что на валеологических декадниках родители получают знания и практические советы по организации здорового питания дошкольника в семье.

Я считаю, что такие формы взаимодействия педагога с родителями способствуют формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни в семье.

Чтобы показать значимость и способствовать решению проблемы по речевому развитию детей я организовала родительское собрание «Речевое развитие ребёнка 4-5 лет».

На этом собрании родители узнали об особенностях речи детей среднего дошкольного возраста.

Практическая ценность собрания в том, что каждый родитель получил рекомендации «Игры для развития речи дома» и памятку «Как читать детям дома. Для родителей вместе с детьми показали речевые игры: «Третий лишний», «Подскажи словечко», «Радио».

С целью: активизации сотрудничества с родителями в создании условий для становления речевой активности в умении интонационно рассказывать литературные произведения организовала Литературную викторину «Строим сказочный дом» и Литературное кафе «Весёлый поезд из Посмешкино».

Оригинальность таких мероприятий заключается в том, что их подготовка проводится воспитателями совместно с творческой группой родителей, поэтому родители выступают и как организаторы и как активные участники. При подготовке таких мероприятий каждый родитель проводил большую индивидуальную работу со своим ребёнком: родители подбирали и разучивали дома с детьми стихи – шутки, читали сказки и рисовали к ним рисунки, готовили сказочные костюмы и атрибуты для инсценировок.

В помощь родителям я оформила методические рекомендации – пирамида советов (сказки по-домашнему):

  • «Читайте между строк»
  • «Необыкновенные секреты – обыкновенной сказки»
  • «Читать или рассказывать»
  • «Как Арина Родионовна».

Был выбран консультативный день «Вопросительный четверг», где родители могли задать вопрос, получить консультацию по развитию речи: «Роль родителей в развитии речи детей», «Осинки не рождают апельсинки», «Пальцы помогают говорить».

Укреплению доверительных отношений между родителями, педагогом и детьми способствует проведение совместных праздников. Зная это, я провела совместные развлечения: «Мой папа – самый, самый», и « «Мама у меня одна, всех дороже мне она» в форме Литературных кафе.

Такого рода совместные мероприятия стали доброй традицией нашей группы, и что способствует установлению доверительных отношений педагога с родителями, учат приемам общения «родитель – ребенок», «ребёнок – взрослый».

Одна из линий развития ребёнка – познавательное развитие. Доказано, что метод активного формирования познания является проектная деятельность, так как проект – это педагогически организованное освоение ребёнком окружающей среды. В процессе совместной работы над проектом развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается содержательно интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая близким взрослым уже в знакомых ситуациях новое. Реальная жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием, которое представлено в виде альбомов, увлечений, традиций, коллажей и т.д.

Для проектного метода характерна групповая деятельность. Поэтому именно с помощью этого метода я успешно включаю родителей в жизнь их детей в детском саду.

Родители с удовольствием откликаются на интересные задания, после выполнения, которых они благодарят за предоставленную возможность больше общаться с ребёнком, лучше понять его, содержательно и интересно провести вместе с ним время.

Мною разработаны и реализованы следующие проекты:

  • Познавательные:
    • проект «Птичья столовая»
    • проект «Чтобы не было беды»
    • проект «Незнайкино письмо».
  • Оздоровительный:
    • проект «Путешествие в страну здоровья», где решались все поставленные цели и задачи по оздоровлению и укреплению здоровья определённого ребёнка совместно с её родителями и детского сада.

В реализации познавательного проекта «Птичья столовая» семьи воспитанников подобрали статьи из энциклопедий про птиц. В группе детям читали рассказы и стихотворения по данной теме. Также изготовили кормушки для зимующих птиц и совместно с родителями провели «Ярмарку птичьих
кормушек». После ярмарки вместе с детьми составили «рецептурную книгу» кормов для птиц, т.е. дети принесли корма и собрали коллекцию птичьего корма.
Дети с родителями участвовали в акции «Хлебные крошки». Каждый ребёнок создавал себе «хлебную копилку», придумав ей интересное название. Например: «Домик», «Птичья столовая». Подведением итога проекта стал «Праздник птиц», где дети рассказывали, что они сделали для того, чтобы птицы пережили зиму.

Для реализации познавательного проекта «Незнайкино письмо» я предложила родителям инструкции, которые назывались «Советы родителям по работе над проектом», чтобы осуществить проект поэтапно.

Дома мамы и папы читали детям разные рассказы о лекарственных травах, ягодах. Принесли заготовки лекарственных трав. В группе вместе с детьми мед. сестра детского сада провела беседу «Как лечить горло» травами. Ходили на экскурсию на пищеблок, где шеф-повар рассказала, как приготовить лечебный отвар из трав.

Итогом проекта стало оформление детьми вместе с родителями ленты оздоровления (рисунки, как приготовить лекарственный чай) и составление рассказов.

В результате реализации данного проекта – особое значение взаимодействия педагога и родителей состоит в том, что оно способствует оптимизации детско-родительских отношений, сближение родителей с детьми и конечно же познавательно-речевому развитию детей.

Совместно с родителями оформляли фотогазеты:

  • «Зимние забавы»
  • «Папа и я, лучшие друзья»
  • «Самые любимые и красивые»
  • Выпуск газеты ко Дню Матери – «Вот такая моя мама!»

На оформление фотогазет «Папа и я, лучшие друзья», «Самые любимые и красивые» папы и мамы вместе с детьми приносят свои фотографии. Оформленная фотогазета дала возможность каждому ребёнку рассказать про профессии своих родителей, составить небольшой описательный рассказ «Какая моя мама», «Какой мой папа».

Через такие формы работы решаю проблемы по речевому развитию: дети осваивают умения монологической речи, составляя короткие рассказы.

Родители активно участвовали на субботнике по постройке зимних фигур и горки. Фантазии родителей нет границ: черепашка, зайка, мишка это те ледяные фигуры, которые встречали детей на участке. Зимние забавы для детей доставляет радость и движение. А движение – это здоровье.Глядя на ледяные фигуры, ребята придумывали интересные истории, обогащался словарный запас.

Родители моей группы были активными участниками конкурса семейных газет «Ключ семейного счастья». Цель которого: трансляция позитивного опыта воспитания ребёнка в семье. Семья Грибановой Софьи стали победителями в номинации «У фантазии нет границ». Семью Грибановой Софьи можно было увидеть на первой странице городской газеты «Березниковский рабочий».

Анализируя свою работу, могу сказать, что родители приняли активное участие в речевом развитии детей. Этому способствовали проведение таких мероприятий как: литературных кафе, викторины совместные праздники. А это значит, пока год они посещали наш детский сад, мою группу стали моими единомышленниками, партнёрами и союзниками.

Родители и дети моей группы активно принимали участие в творческих городских конкурсах:

  • «Любимая посуда», магазин «Посудная лавка» 2007 г.;
  • «Мой папа – шахтёр» 2007г.;
  • «Сбербанк глазами детей», Банк России 2007 г.;
  • «Сок красавчик» 2008 г.;
  • «Давай раскрасим вместе мир» 2009-2011г.;
  • «Моя мама лучше всех» 2010г.;
  • конкурс по пожарной безопасности «Искорка» 2010-2011г.;
  • фотоконкурс «Город глазами детей»2009г.

Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому, я могу сделать вывод, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогом процесс воспитания, развития и оздоровления детей позволяют значительно повысить его эффективность.

Литература:

1. О.Л.Зверева, Т.В.Кротова Общение педагога с родителями в ДОУ, 2005, М.ТЦ
2. Т.Н. Доронова. – Дошкольные учреждения и семья, 2001, ЛИНКА-ПРЕСС, М.
3. В.П.Дуброва Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи, 1997, Минск
4. Л.Е.Осипова Родительские собрания в д/с, 2008, Издательство Скрипторий
5. Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт Дошкольник 4-5 лет в д/с (как работать по программе «Детство» Учебно-методическое пособие, 2007, «Детство-ПРЕСС»
6. Л.Свирская Работа с семьёй, 2008, Москва
7. Н.В. Микляева Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй, 2006, Москва.
8. С.В. Глебова, Детский сад – семья: аспекты заимодейцствия, 2007г, Воронеж.

Приложение 1