Урок "Житие Сергия Радонежского – памятник русскому человеку, просвещенному Словом Христовым"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Раскрыть историческую основу "Житие Сергия Радонежского"
  2. Углубить понятие о жанре жития
  3. Воспитать чувство патриотизма, высокой духовности, нравственности, ответственности потомков перед великими предками.

Методические приёмы: индивидуальные сообщения учащихся, беседа, работа над "Житием:"

Теория: житийная литература, духовная литература.

Словарная работа:

Святая Троица - в христианстве Бог, единый по сущности, но имеющий три духовных лица: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.

Литургия - основное христианское богослужение, таинство, на котором происходит причащение верующих - вкушение ими Тела и Крови Христовых под видом Хлеба и Вина.

Потир - чаша для Святых Даров - Хлеба и Вина, которые на литургии пресуществляются (превращаются) в Тело и Кровь Христа.

Просфора - хлебец, который вкушают верующие на литургии

Урок проводится с компьютерной поддержкой.

Оборудование: репродукция картины М.В.Нестерова "Видение отроку Варфоломею", репродукция иконы Владимирской Богоматери, репродукция картины А.Рублёва "Святая Троица", аудиозапись текста Б Зайцева "Преподобный Сергий Радонежский", икона с изображением Сергия Радонежского, выставка открыток "Троице - Сергиева Лавра", статья Т. Невзоровой "Слово о земле родной", статья Г.Черкашиной "Троице - Сергиева Лавра" из справочника- путеводителя №6 "Весь Сергиев Посад"

Ход урока

Слово учителя.

В прочитанных вами произведениях древнерусской литературы действуют главным образом герои - воины, вооружённые защитники Родины или их враги. В этих произведениях были изображены княжеские усобицы, жертвами которых стали не духовные, а светские лица, позднее причисленные к лику святых(канонизированные).

Но в древности были и другие герои, о чьих делах можно говорить не как о подвиге, а как о подвижничестве, скромном и повседневном. Одним из таких произведений является "Житие Сергия Радонежского", созданное Епифанием Премудрым в 15 веке. Это произведение отличается от произведений этого жанра предшествующих веков тем, что жизнь героя дана в движении, в развитии. Борис Зайцев очень тонко уловил особенности "Жития:".

Так что же такое житие, в чём его особенности? На этот вопрос нам постараются ответить наши исследователи.

Сидорова Валя рассказывает о житийной литературе.

Сидорова Вика - "Особенности жанра жития"

Петрухин Саша - "Развитие жанра жития в древнерусской литературе"

Житийная литература (Сидорова Валя)

Русская житийная литература насчитывает сотни произведений, первые из них были написаны уже в 11 веке. Житие, пришедшее на Русь из Византии вместе с принятием христианства, стало основным жанром древнерусской литературы.

Слово "житие" буквально соответствует греческому - "жизнь". И в литературе византийской, и в средние века на Западе и у нас на Руси этот термин стал обозначать определённый литературный жанр: биографии, жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов - основателей тех или иных монастырских общежитий, реже биографии светских лиц, но только тех, которых церковь считала святыми. Жития, следовательно, - биографии святых. Отсюда жития в науке часто обозначаются также термином "агиография" (агиос -"святой", графо - "пишу"). Агиография - это вся художественная литература и искусство, посвящённая святым.

Такая биография часто писалась ближайшими друзьями святого вскоре после его смерти, по свежим следам воспоминаний о нём, но обычно не ранее его канонизации, т.е.не ранее того момента, когда герой такой биографии официально причислялся церковью к лику святых. Мог (и должен был ) стать предметом агиографического прославления. Писалась такая с целью рассказать о жизни и подвигах святого, прославить его память, сохранить для потомства воспоминание о необыкновенном человеке.

За составление житий брались только очень опытные люди. Этот труд требовал больших знаний и соблюдения определённых правил стиля и композиции.

Особенности жанра жития. (Сидорова Вика)

"Правильному житию" было свойственно неторопливое повествование в третьем лице; иногда допускалось отступление: обращение автора к читателю, похвала от своего имени святому. В композиционном отношении были обязательны 3 части: вступление, собственно житие, заключение. Во вступлении автор должен просить прощения у читателей за своё неумение писать, за грубость изложения и т.д. В заключении должна быть похвала святому. Житие требовало от агиографа строго определённого изображения героя или героев повествования - резко отрицательного или подчёркнуто положительного. Герой положительный - всегда "святой", т.е. человек идеально положительный, воплощение всех возможных и невозможных в природе добродетелей, разумеется, христианских добродетелей.

Содержанием жития является биография "святого", т.е. положительного героя; отрицательный герой вводится в житие обычно для контраста - на заднем плане.

Житие нельзя назвать "биографией" святого в полном смысле этого слова. Автор жития отбирает из его жизни только те факты, которые не противоречат идеалу святости. Рассказ о жизни святого освобождается от всего бытового, конкретного, случайного. В составленном по всем правилам житии бывает мало дат, точных географических названий, имён исторических лиц. Действие жития происходит как бы вне исторического времени, оно разворачивается на фоне вечности. Абстрагированность - одна из особенностей житийного стиля. В житии предстаёт "лик", а не живое, конкретное лицо человека; не портрет, но икона, предназначенная для молитвенного предстояния. Однако реальная жизнь, реальная человеческая судьба, сама история вторгались в рассказ о святом, и в идеальном "лике" появлялись индивидуальные черты, начинало проступать "лицо" человека, житие приобретало биографический смысл.

Жития - жанр, характерный для всего средневекового периода развития литературы, - утвердились в литературе Киевской Руси в 11 веке. До нас дошли 3 оригинальных жития: два жития князей Бориса и Глеба и Житие Феодосия Печорского.

Развитие жанра жития в древнерусской литературе. (Петрухин А.)

Житие - один из самых устойчивых и традиционных жанров русской литературы. Первые переводы житийных произведений были доставлены из Византии и появились на Руси вместе с Библией и другими христианскими книгами в конце 10 -начале11 века. В 11 веке создаются оригинальные житийные произведения, герои которых рождены на русской земле и составили её гордость перед другими странами. Это князья - Борис и Глеб, ценой своей жизни не нарушившие заповеди "не убий!", это преподобный Феодосий Печерский, церковный деятель и автор поучений; князья, подвижники христианства: Ольга, Владимир, Александр Невский.

К 14 -15 векам сложились традиции жанра жития в русской литературе: героем жития мог стать только выдающийся церковный или государственный деятель, всей своей жизнью доказавший преданность христианским заповедям и не согрешивший в своей жизни ни в большом, ни в малом. Такой "святой" человек мог после смерти быть удостоен церковью созданием его жития. Рассказывать о таком человеке надлежало торжественным слогом, соблюдая определённую последовательность: рождается герой в благочестивой семье, уже в детстве проявляет серьёзный интерес к церковному учению, рано осознаёт своё призвание и сознательно отказывается от мирской жизни, до самой смерти является религиозным подвижником и ведёт аскетический образ жизни. Таково традиционное содержание жития святого.

Яркое воплощение жанрово-стилистических особенностей жанра жития проявилось в произведениях знаменитого Епифания Премудрого, написавшего в начале 15 в. "Житие Стефана Пермского" и "Житие Сергия Радонежского". Эти произведения дают полное представление об идеальном человеке с точки зрения автора, убеждённого сторонника христианской морали. Автор славит Сергия Радонежского как вдохновителя борьбы за освобождение от татарского владычества, "за веру христианскую".

Ребята, дома вы прочитали "Житие Сергия Радонежского" и составили цитатный план по содержанию этого текста. Зачитайте, пожалуйста, ваши варианты цитатного плана.(опрос 3 учеников). Остальные работы проверяет независимый эксперт из числа присутствующих педагогов. (на данном уроке планы учащихся проверял учитель истории и ОПК Савельев В.Н.)

Работа с иллюстрацией

- Какой момент изображён на картине М.Нестерова?

- В чём особенность пейзажа, на котором разворачиваются события?

По словам к.Г.Паустовского" пейзаж открывает в нас такие глубины любви к своей родимой земле, что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдержать невольные слёзы". И это действительно так.

- Какие черты духовного облика Сергия помогает нам увидеть и понять картина М.Нестерова? (Смирение, любовь к Богу)

- Обратите внимание на репродукцию картины А.Рублёва "Святая Троица"

В житии Епифаний Премудрый неоднократно использовал мотив Святой Троицы. Этот мотив отразился уже в композиции жития Сергия, основавшего монастырь во имя Святой Троицы.

- Давайте вспомним, какие 3 чуда, указывающие на богоизбранность Варфоломея, происходили с ним. (закричал в чреве матери, младенцем ребёнок отказывался от молока матери, если она ела мясную пищу, а также в дни поста - по средам и пятницам, обрёл дар понимания книжной грамоты благодаря чудотворному хлебцу, который дал ему некий божественный старец).

- А когда Сергий был игуменом, созерцателем каких 3 чудес он был?

1 - вместе с Сергием отправляет богослужение ангел,2 - в ослепительном свете является Сергию Богоматерь с апостолами Петром и Иоанном и обещает не оставлять после смерти игумена монастырь своей заботой и заступничеством. 3 - на литургии, которую служит Сергий, Божественный огонь входит в потир перед причащением святого

- Что удивило вас в характере Сергия?

(боголюбие, огромное терпение, трудолюбие, природная скромность: умеет оставаться в тени, будучи для всех святочем, быть вторым, имея в действительности во всём первое)

- Какое значение имеет преподобный Сергий для русского народа и государства?

(Он благословил князя Дмитрия Донского на битву с полчищами Мамая; Сергий Радонежский вселил веру в русских воинов, отправившихся на защиту своей Земли).

Давайте послушаем отрывок в аудиозаписи о том, как благословлял Сергий на битву с врагами Дмитрия Донского. (Звучит аудиозапись)

-Слово учителю истории и ОПК Савельеву В.Н. Он прокомментирует выставленные оценки за цитатные планы и расскажет о жизни Троице - Сергиевой Лавры в наши дни.

Ребята. Житие преподобного Сергия Радонежского показывает, на какую высоту может подняться русский человек, просвещённый Словом Божьим. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, так как нравственное чувство есть чувство долга.

Домашнее задание: напишите сочинение - миниатюру "Сергий Радонежский - воплощение национального нравственного идеала"

Подведение итогов, выставление оценок.

План

"Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте".

"Добросовестнейше исполнял всякое дело - этой чертой отмечена вся его жизнь".

"Это даётся тебе в знак благодати и для разумения Священного Описания"

"Варфоломей и Стефан выбрали место в десяти верстах от Хотькова"

"Варфоломей же в полном одиночестве продолжал полуночный свой подвиг"

"Но не таков Сергий. Он упорен, терпелив и он "боголюбив":Он одолевает"

"Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всём пример"

"Братия желала,чтобы Сергий стал игуменом"

":Трудолюбие мальчика и юноши Варфоломея оставалось неизменным в игумене"

"Постепенно слава о Сергиевом монастыре распространилась по стране"

"Мамай решил вообще покончить с непокорным Димитрием"

"После трапезы Преподобный благословил князя и всю его свиту, окропил святой водой"

"Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять вёрст"

"Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви"

"Сергий пришёл на свою Маковицу скромным безвестным юношей Варфоломеем, а ушёл православным старцем"

"Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, трудолюбию, благоговению и вере"