Закрепляющий этап развития речи и познавательных способностей у детей с ОНР через рисование и лепку

Разделы: Работа с дошкольниками


"Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли"
В.А. Сухомлинский.

1. Актуальность темы.

Ведущими целями обновленной программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Умственное воспитание в программе организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей. Новый вариант обогащен современным развивающим содержанием.

Серьезное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребенка в программе уделено развитию устной речи.

В старшей и подготовительной группе особое место занимают развитие фонематического олуха и дальнейшее совершенствование связной речи.

Так как дети, посещающие нашу группу, имеют ОНР, т.е. сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушены формирования всех компонентов речевой системы, относящиеся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте, то и работа над развитием речи и познавательных способностей уделяется особое внимание.

В своей работе я выбираю следующее направление. Через рисование и лепку закрепляю развитие речи и познавательных способностей наших детей, т. к. считаю, что изодеятельность является важным средством эстетическо-нравственного воспитания. Оно дает возможность в рисунке, аппликации, лепке выразить представления об окружающим мире, понимание его и отношение к нему. Ребенок может самостоятельно нарисовать рисунок, слепить фигурку или предмет, вырезать и склеить любую композицию. Эти занятия не только создают положительный эмоциональный настрой, но и способствуют развитию творчества, формируют образные представления. Дают возможность самостоятельно принимать решения, используя полученные знания из других видов обучения. Также через изодеятельность развиваем моторику рук, что так необходимо детям в коррекционных группах. Идет психологическая подготовка к школе, т.к. через работы ребенка можно узнать об его увлечениях, чувстве, интеллекте и сделать соответствующие выводы.

2. Наблюдаем, познаем, отражаем, опираясь на собственное мнение. Взаимосвязь всех видов деятельности.

Из чего возникают наши работы? Из того, что нас окружает, чему мы учимся. Все рисунки, поделки из пластилина отражают в себе опыт обучения, наблюдения за определенный период времени. Система обучения идет следующим образом: идет определенное накопление знаний детей из занятий, очень частых наблюдений, игровых моментов, опытов, из заданий данных родителями, небольших показов приемов и техники. От малого к большому. Много идет ненавязчивой работы в самостоятельной деятельности детей. Мы даем не просто знания, а умение видеть малейшие переходы в окружающем их мире. Дети, опираясь на свой опыт и мнение, принимают решения. Так, например: дождь может быть грибным при ярком солнышке, а может пронестись ливнем в темноте. И как раз это умение видеть мир и перенести увиденное на лист бумаги или воплотить в пластилине, невозможно без взаимосвязи всех видов деятельности.

Чтобы изобразить рисунок, необходимы математические знания:

  • это временные представления (время суток, время года),
  • пространственные представления (умение определять далеко - близко, верх, низ, право лево, центр),
  • отношение целого и части (деления на 2,4 и более частей),
  • связи и зависимости между предметами по величине, расположению в пространстве, количеству и др.

Также важны знания об окружающем мире. Дети познают мир природы, незаметные явления, удивительные наблюдения, которые происходят у нас на глазах, и в тоже время мы их так часто не замечаем. Знания о животном и растительном мирах, природные явления. Знакомство с трудом взрослых и различными предметами. Умение ценить труд и разбираться в свойствах различных материалов. Все это также необходимо в рисунке (оценка качества бумаги, красок). Различные свойства свечей, восковых мелков, карандашей. В лепке это свойства глины, пластилина, подручного материала.

Рассмотрим работу с литературой и развитие речи.

Как интересно воплощать в работе именно тот момент сказки или рассказа, который задел за живое, тронул твое сердце. Развитие речи детей и рисование (лепка) переплетены между собой. Мы описываем картины, подбирая нужные слова и составляя рассказы. Описываем готовый рисунок, доказываем правильность своего изображения. Особенно сильно развиваем поэтический образ природы. Здесь важно видеть и чувствовать красоту окружающего мира. Подобрать слова, а через слова краски к своей работе. На прогулке подбираем небу не только название красок, но и отражаем характер, настроение на данный момент. Подбираются стихи описательного характера для чтения. Здесь и развитие интеллекта детей, расширение словарного запаса. Развитие внимания и наблюдения, анализ увиденного. Развитие ребенка как личности, ребенка способного увидеть и выразить увиденное, дать свою оценку. Также необходимы трудовые навыки. Работать аккуратно, уметь пользоваться тем иди иным предметом, убрать за собой. Довести работу до конца.

Об эстетическом воспитании сказано и так немало, а вот нравственное воспитание тоже идет через рисование и лепку. Уметь оценить чужую работу, выделить лучшее, не смеяться над неудачей, помочь, поделиться знаниями, сделать работу. Все это учит ребенка умению жить и общаться среди людей.

Напомним и о физическом воспитании. Очень важны и хорошая осанка, и сильные пальцы. Надо уметь при изображении животного, человека - представить позу, движение. Можно самому прочувствовать прыжок животного, бег человека.

О коррекционной работе хочется сказать отдельно. Ею пронизаны все виды деятельности, уделяется особое внимание, учитывается "лексическая замкнутость", индивидуальная особенность развития каждого ребенка.

Из вышеизложенного следует, что существует взаимосвязь всех видов деятельности.

3. Роль воспитателя в обучении детей.

Очень часто детей делят на две категории. Талантливые и обыкновенные. Ребенку в детстве втолковывается понятие "тебе этого не дано". Наша группа не изостудия и не ставит цель воспитать юных художников. Мы только хотим снять барьер неумелости. Зачастую дети не могут элементарно изобразить то, что увидели. Конечно, для каждого ребенка были какие-то свои ступени. Есть дети, которые просто овладевают работой с красками и кистями, пластилином. Учатся заполнять весь лист бумаги, избегать прозрачности рисунка или соблюдать пропорции, подбирать цвета. Вылепливать фигурку из пластилина, доводя работу до конца. Дети учатся справляться с заданием. У них есть необходимые навыки и умение для воплощения своих фантазий. Да, воспитатель обучает, дает детям знания, учит замечать, наблюдать, подсказывает, но не заставляет идти всех одной дорогой. Воспитатель дает детям возможность самим решить, как выполнить свою работу, но в тоже время направляет работу в нужное русло. Тактично подсказывает, расспрашивает, помогает ребенку увидеть работу в целом, иногда предупреждает ошибку. И всегда доброжелательно обсуждает удачи и неудачи ребенка. Можно похвалить и выделить работу не самую удачную, но выполненную с терпением и трудолюбием. Поощрять более слабых и спрашивать с более сильных. Воспитатель обязан дать огромный эмоциональный настрой на задание. Только при таком подходе получаются работы очень интересные. Выбор методов и приемов огромен, но главное индивидуальный подход, уважение к ребенку как к личности.

4. Работа с родителями.

Работа с родителями дается тяжелее, чем с детьми. Испробовав всевозможные анкеты, собрания, беседы, уголки для родителей, мы остановились на маленьких частных беседах. Начинаем всегда с успехов ребенка, рассказываем, чего мы добились. Это всегда приятно для уха и глаза, показывает удачный момент в работе, т.к. взрослые часто не замечают хорошего. Судят с позиции постороннего. "Что ты тут наляпал?". А для ребенка это обидный вопрос. Вот здесь всегда приходит на помощь воспитатель. Объясняет и открывает глаза на то, чего взрослый даже не заметил. Воспитатель обращает внимание родителей на невозможность категоричной оценки работы ребенка, необходимость "активного слушания ребенка". Такие беседы дают неплохие результаты, и родители получают о ребенке более полную информацию. Все, что мы не могли дать или показать в детском саду ложилось на плечи родителей. Здесь преследовались две цели:

а). Добавить необходимые прогулки, наблюдения, беседы, познания вне территории детского сада. Это прогулки по городу, посещение театров и музеев, выставок в выходные дни, выезд за город.

б). Крепче объединить ребенка и родителей. Отвлечь ребенка, а заодно и родителей от телевизора и компьютера. Вместе познавать окружающий мир. Наши дети посетили с родителями Русский музей, Эрмитаж, "Спас на Крови". Изучили Петропавловскую крепость, Летний сад , знают главные достопримечательности Санкт- Петербурга, побывали в Петродворце, а заодно и дали определенные знания своим родителям. Сейчас родители не сопротивляются нашим заданиям, а советуются, куда еще сводить ребенка. Часто устраиваются конкурсы на лучшую поделку. Дети вместе с родителями выполняют их. Огромное удовольствие от совместной работы получали всей семьей.

5 Совместная деятельность воспитателя с детьми.

а). Наблюдения на улице.

Большой опыт наблюдений накапливается во время прогулок. Здесь определение характера погоды, закрепление знаний о времени года. Рассматривание и попытки описать цвет, оттенки, настроение, небо. Наблюдение за световым днем и переходам красок от яркого дневного солнца, освещающего все вокруг, к вечерним сумеркам, а потом и наступлением темноты. Рассматривание деревьев во все сезоны года: сверху вниз, ветви и листву, в спокойную и ветреную погоду. Наблюдение дождя грибного или холодного, осеннего проливного. Очень интересно рассматривать в разное время суток дома, находить сходство и отличие в цвете, построении, высоте. Так же рассматривается весь окружающий нас мир: люди, птицы, животные, транспорт, и т.д.

б). Использование художественного слова.

В свободное время мы знакомим детей с литературой для расширения кругозора. Это стихи А.Пушкина, А.Блока, И. Бунина, Н. Некрасова, Б. Пастернака и т.д. Читали братьев Гримм, Ш. Перро, Б. Житкова, Г.Х. Андерсена, И. Шмелева, В. Драгунского и др. Знакомились с Библейскими сюжетами. Дети очень охотно слушают и всегда обсуждают то, что им прочитали.

в). Дидактические и развивающие игры.

В группе подобрано большое количество игр разного вида, с учетом лексики. Эти игры сыграли большую роль. Так же в каждом уголке группы находятся игры и игрушки, несущие в себе дидактические и развивающие цели.

6. Самостоятельная деятельность детей.

Дети очень любят самостоятельно заниматься в ИЗО - уголке. Из различных видов изодеятельности предпочтение отдается рисованию. Мы не настаиваем на работе детей в уголке. В свободное время ребята сами решают, чем им заняться. Как правило, постоянными посетителями уголка являются те, кому очень нравится рисование, независимо от умения и навыков. Кроме материала для творчества и игр, у нас есть альбомы и открытки с репродукциями картин, на несколько видов живописи: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровая живопись, скульптуры малых форм.

Походы детей с родителями в Русский музей, Эрмитаж, Спас на Крови, в Петропавловскую крепость, к Медному Всаднику, в Летний сад тоже приносят свои плоды. Дети часто с восторгом делятся впечатлениями, пытаются передать в рисунках то, что их потрясло. Также наши беседы, чтение вне занятий отражаются в работах детей. Например: "Цветок желания" - это разговор о волшебном цветке, который может выполнить одно желание. "Волшебный овал" - шутливое задание, которое принесло очень интересные и веселые рисунки. Понравившиеся работы всегда находят место па выставке в группе и в уголке.

Источник самостоятельного творчества - это впечатления от восприятия окружающей действительности. Свидетельство тому - работы детей.

7. Индивидуальная работа.

Обязательно занимаемся с теми детьми, кто по болезни или другим причинам не присутствовал на занятии; с детьми, кто не успел закончить работу, или вовсе работа не получилась. Не принуждая ребенка, предлагаем помочь. На слова: "Не могу, не получается" отвечаем, - "Давай попробуем, не бойся...". Если ребенок соглашается, показываем различные технические приемы, спрашиваем, как бы он хотел нарисовать. Когда ребенок заканчивает работу, всегда радуемся его маленькой победе. Если ребенок замыкается, а вначале были и такие случаи, то предлагаем дома самому сделать ту или иную работу. Домашняя обстановка создает психологический комфорт, ребенок спокойно работает. Правда, таких случаев немного. Даются рекомендации на выходные дни. Обязательно готовим подарки ко дню Рождения родителей. Дети заранее предупреждают о дне рождения папы или мамы, И сами придумывают рисунок или готовят открытки (аппликацию), подписывают с помощью воспитателя.

8. Коррекционная работа.

Коррекционная работа является одной из главных задач в группе. Это достаточно деликатная миссия. Задания строятся так, чтобы вызвать у ребенка желание, интерес, ответственность за выполнение работы. Через рисование и лепку так же идет коррекционная работа: расширение и активизация словаря, развитие связной речи и звукопроизношение, словообразование, закрепление пространственных временных понятий, развитие мелкой моторики рук, (различные мозаики-узоры, шнуровки, штриховки, рисование по клеточкам, нетрадиционные методы рисования, игры с колючими мячами, тонирование мелками, пальчиковые гимнастики и т.д.), мимические упражнения, речь с движениями.

Исходя из вышеизложенного можно с полным основанием сказать - рисование и лепка являются закрепляющим этапом в развитие речи и познавательных способностей у ребенка дошкольного возраста с ОНР. Через рисование и ленку идет закрепление учебных процессов, отражение окружающего мира и выражение своего отношения к этому миру. Так же ребенок получает эстетическое и нравственное воспитание, психологическую подготовку к окружающей его действительности и становлению личности.