Разработка элективного курса по информатике и ИКТ "Решение экономических задач в среде Excel. Элементы финансовой математики"

Разделы: Информатика

Классы: 10, 11

Ключевые слова: элективный курс, финансовая математика , электронные таблицы, Excel


Пояснительная записка.

Решение задач в среде Excel способствует развитию у учащихся алгоритмического и логического мышления, а также приобретению навыков компьютерного моделирования процессов в различных предметных областях.

Общее знакомство с программой электронных таблиц заложено в базовом плане для 7-9 классов основной школы и предполагает изучение структуры таблиц, типов обрабатываемых данных, правил ввода формул, адресации ячеек, использование мастера функций, построение диаграмм и графиков. Но расширить спектр задач, которые можно решать в Excel, позволяет предлагаемый курс для 10 класса.

Данный курс рассчитан на 28 занятий и предполагает закрепление изученного материала в основной школе и углубление знаний при работе с математическими, текстовыми, статистическими, логическими и финансовыми функциями программы Excel.

Использование иллюстративных диаграмм и графиков дает возможность ученику более наглядно увидеть динамику изучаемого процесса, сделать сравнительный анализ и прогноз. Электронные таблицы - это не только удобный формат представления информации, но и инструмент решения задач в различных предметных областях.

В программу включены задачи, интегрированные с экономикой, логикой, математикой, физикой, химией, биологией, статистикой. 8 часов курса отводится задачам финансовой математики - это вызвано интересом современного общества и семьи к вопросам планирования бюджета, необходимостью уметь оценить выгодность для потребителя какого-либо вложения или кредита. Excel - надежный помощник в этом. Раздел финансовой математики широко предлагается для изучения в ВУЗах, поэтому учащиеся познакомить учеников с этой областью знаний - одна из задач курса.

Цель курса: расширить знания учащихся в области применения Excel, дать им возможность научится использовать прикладную программу в различных предметных областях, овладев умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных процессов, развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, воспитание ответственного отношения к поставленным задачам, умение работать в коллективе и индивидуально.

Курс был апробирован в 10 классе ГОУ СОШ 878 в 2010-2011 учебном году.

Поурочное планирование курса

№ урока Тема Практические задания
  Вводное занятие (повторение) Электронная таблица Excel. Формат данных. Адресация в ЭТ (абсолютная, относительная, смешанная) Ввод данных в табличную форму. Копирование расчетных формул, работа с диапазоном ячеек.

Задача "Стоимость туристической путевки в разные страны мира" с указанием цен в рублях и евро.

  Логистика Решение задач логистики "Транспортная перевозка"

"Распределение детей по экскурсионным автобусам"

  Встроенные функции. Мастер функций. Знакомство с категориями встроенных функций. Запись различных формул.

Задача "Движение катера"

Задача "Расчет электроэнергии"

  Математические функции Решение расчетной задачи
  Логические функции Задача "Конкурсный отбор"
  Сортировка данных. Поиск данных Сортировка текстовых и числовых данных. Работа с фильтром. Запросы.
  Построение диаграмм Построение круговой диаграммы и гистограммы.
  Построение графиков Построение графиков математических функций (линейный, парабола)
  Статистические задачи Нахождение решения методом подбора параметров
  Финансово-математические задачи Расчет заработной платы и налоговых ставок
  Финансово-математические задачи Расчет премий сотрудникам
  Финансово-математические задачи Расчет общего дохода за год (зарплата)
  Работа с текстовыми функциями Задачи на обработку текстовой информации
  Задачи с данными типа "дата" Задачи на обработку данных с учетов даты
  Задачи с данными типа "время" Задачи на обработку временных интервалов
  Использование условных и логических функции в решении экономических задач Расчет оплаты коммунальных услуг.
  Использование условных и логических функции в решении экономических задач Задача уценки продукции на складе.
  Использование условных и логических функции в решении экономических задач Задача оплаты труда сезонных рабочих (сдельная)
  Использование условных и логических функции в решении экономических задач Задача оплаты проезда в пригородных поездах
  Использование условных и логических функции в решении экономических задач Задача расхода кормов на звероферме
  Решение задач финансовой математики. Расчет рентабельности инвестиций
  Моделирование роста числовой последовательности в таблице Задача арифметической и геометрической прогрессии
  Начисление процентов Вычисление простого и сложного процента.
  Потоки платежей Оценка текущей стоимости будущих затрат
  Ставка рефинансирования. Динамика ставки рефинансирования ЦБ
  Ценность и периодичность Оценка будущей ценности. Сегодняшняя ценность. Количество периодов.
  Процентная ставка платежа Построение графиков платежа на погашение долга.
  Аннуитетные финансовые функции. Аннуитетный график погашения.

Использованные источники и материалы.

1. Информатика. Задачник-практикум в 2т. /под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера - М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2004

2. Смирнова Е.Ю. "Техника финансовых вычислений на Excel. http://www.cfin.ru/finanalysis/smirnova/

3. Финансовые вычисления и графики в Excel. http://www.finances-analysis.ru/buy-xls-list.htm

4. Издательский дом "Первое сентября" подбор материалов газеты с 2002 года https://podpiska.1september.ru