В мире кодов. Кодирование и декодирование информации

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (71 МБ)


Образовательные цели:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся, взаимодействие между учениками, стимулировать интерес учащихся к предмету.
  • Научить применять полученные знания при решении нестандартных задач.

Воспитательные цели:

  • Воспитание познавательной активности;
  • Воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели.
  • Воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
  • Нести ответственность перед коллективом за результаты труда.

Развивающие цели:

  • Развитие речи, обогащение и усложнение словарного запаса;
  • Развитие мышления, умения анализировать, формулировать выводы, объяснять изученные понятия.
  • Развивать внимание, навыки конструирования, творческую активность учащихся.

Тип урока: объяснение нового материала.

Организационная форма: эвристическая беседа.

План урока:

  1. Орг. момент.
  2. Изучение нового материала.
  3. Физкультминутка.
  4. Практические задания.
  5. Физкультминутка.
  6. Закрепление нового материала.
  7. Подведение итого урока.

Этапы урока:

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

1. Орг. момент Здравствуйте. Садитесь.  
  Проверьте, чтобы у вас на партах лежала рабочая тетрадь, ручка.  
2. Изучение нового материала. Сегодня ребята у нас с вами необычный урок. Мы будем сегодня путешествовать с великим сыщиком Шерлоком Холмсом.  
  Вы когда-нибудь читали книжки об этом великом сыщике или смотрели фильм? Ответ: да
  Кто автор этой книги? Ответ: Конан Дойл
  Шерлок Холмс мог разгадать любое запутанное дело. И он очень хочет посмотреть, а сможем ли мы разгадать задачи, которые он придумал для нас.  
  Тема нашего урока: “В мире кодов. Кодирование и декодирование информации”. (2 слайд) Ученики записывают тему.
  Информация может поступать от источника к приемнику через информационный канал. (4 слайд)  
  Давайте вспомним: кто такой источник информации? Ответ: тот, кто передает информацию.
  кто такой приемник информации? Ответ: тот, кто получает информации.
  Что такое информационный канал связи – это биологический или технологический канал.  
 

Зарисуйте в тетрадь схему.

Переносят схему со слайда в тетрадь

 

Для того чтобы произошла передача информации, приемник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. (5 слайд)

Дети слушают.

 
  • Услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу.
  • Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить.
  • Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл.
  • Школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.
 
 

Нам (людям) необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

 
 

Давайте дадим определение, что такое код?

 
 

Код – это набор символов (условных обозначений) для представления информации. (6 слайд)

Запишем определение в тетрадь.

 

В процессе обмена информацией мы совершаем две операции. (7 слайд)

 
 

Кодирование – это процесс представления информации в виде кода.

Запишем определение в тетрадь.

 

Декодирование – это процесс обратный кодированию.

Запишем определение в тетрадь.

 

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Рассмотрим несколько примеров:

 
 

1. Так для общения в нашей стране используется код – русский язык. Код используется для оценки знаний в школе (число “5” – код отличных знаний, “4” – код хороших знаний, “3” – удовлетворительных, “2” – плохих). (8 слайд)

 
  2. С помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение. (9 слайд)  
 

3. По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.

 
 

4. Правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков. Всем хорошо известны дорожные знаки. (10 слайд)

 
 

Что обозначают эти знаки?

Ответ: разворот, пешеходный переход, ремонтные работы, главная дорога.

 

5. Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт. Его следует писать на конверте в специально отведённом для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо. Например, код города Москвы и коды всех населённых пунктов Московской области начинаются с цифры 1.

 
 

6. Азбука Брайля – это тоже еще один из способов кодировки. Давайте прослушаем рассказ об азбуке Брайля. (11 слайд)

Дети слушают запись.

 

Запишите несколько примеров, в свои тетради о которые вы только что услышали.

Записывают самостоятельно.

 

Вся информация, которую обрабатывает компьютер, должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр – 0 или 1 (в этой цепочке должно быть только 8 цифр, их называют битами). (12 слайд)

Запись под диктовку.

 

Способы кодирования информации:

  • Числовой – с помощью чисел.
  • Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.
  • Графический – с помощью рисунков или значков. (13 слайд)

Записывают в тетрадь.

3.Физкультминутка

(14 слайд)

Выполняют движения за учителем сидя за своими рабочими местами.

4. Практические задания.

А сейчас мы с вами переходим к разгадыванию загадок, которые нам будет задавать великий сыщик Шерлок Холмс. (15 слайд)

Детям раздаются распечатки с кодовыми таблицами.

 

Задание 1: Перед вами таблица русского алфавита, каждой букве присвоен порядковый номер. (16 слайд)

К доске выходят 2 ученика и кодируют слова. Остальные работают в тетрадях.

 

Давайте закодируем слова:

  • Варежка
  • Цифровая камера
 
  Задание 1.1. Составим простейшую кодовую таблицу, поставив в соответствие каждой букве ее порядковый номер в алфавите. (17 слайд). Дана скороговорка:

ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ

К доске выходит ученик и кодирует скороговорку. Остальные работают в тетрадях.

Ответ:

  • 16 20
  • 20 16 17 16 20 1
  • 12 16 17 29 20 17 29
  • 13 30
  • 17 16 17 16 13 32
  • 13 6 20 10 20
 

Задание 1.2. Можно закодировать информацию, заменяя каждую букву исходного текста, например, следующей после неё буквой в алфавите. Такой код называют шифром замены. (18 слайд)

Дано сообщение:

АЛ ЦВЕТ МИЛ НА ВЕСЬ СВЕТ

К доске выходит ученик и кодирует сообщение. Остальные работают в тетрадях.

Ответ: БМ ЧГЁУ НКМ ОБ ГЁТЭ ТГЁУ

 

Задание 2. Вашему вниманию представлена таблица азбуки Морзе.(19 слайд)

К доске выходят ученики и кодируют слова. Остальные работают в тетрадях.

 

Давайте закодируем слово “Системный блок”.

 
 

Декодируйте слово “– – / – • – – / – – – – / – • • -”

 
 

Задание 3. Как еще можно закодировать информацию, оказывается с помощью пляшущих человечков. (20 слайд)

К доске выходят ученики и кодируют слова. Остальные работают в тетрадях.

 

Закодируйте слова: “мечта”, “ребус”.

 
 

Задание 4. Также информацию можно закодировать с помощью флажковой азбуки. (21 слайд)

К доске выходят ученики и кодируют слова. Остальные работают в тетрадях.

 

Закодируем слова: “якорь”, “матрос”.

 
 

Задание 5. Оказывается, что с помощью ребусов тоже можно закодировать информацию (22 слайд)

 
 

Давайте попробуем отгадать их.

Дети устно отгадывают ребусы.

 

Ребята вы молодцы вы справились со всеми заданиями, которые вам задал Шерлок Холмс.

 
 

Давайте теперь немного отдохнем.

 
5.Физкультминутка

Давайте с помощью флажковой азбуки закодируем фразы: “мышь”, “колонки”.(25 слайд)

Дети встают со своих мест и выполняют движения за учеником.

 

Мне бы хотелось бы познакомить вас с дополнительным материалом, который нам нужен для расширения кругозора.

 
 

Давайте узнаем:

Дети смотрят на слайд и прослушивают голосовое сопровождение.

 

1. Кто такой был Самуэль Морзе (29 слайд)

 
 

2. Кто, где и когда создал первый телефон (31 слайд)

 
 

3. Кто создал первый беспроводной телеграф. (33 слайд)

 
 

Вот сколько нового и интересного мы узнали. Но на этом урок еще не окончен.

 
6.Закрепление нового материала

Ребята мы с вами сегодня изучили новый материал, а теперь давайте проверим, как вы его усвоили.

 
 

Проверка будет в виде теста, я буду задавать вопрос, а вы будите на него отвечать. С мест не выкрикивать, отвечает тот, кто поднял первым руку. (34 слайд)

Дети устно отвечают на вопросы.

7.Подведение итога урока

Вот и подошел к концу наш урок.

Дети устно отвечают на вопросы.

 

Что нового вы узнали?

 
 

Что понравилось на уроке?

 
  Урок окончен.