Комплексное занятие по развитию речи и ФЭМП в подготовительной логопедической группе с использованием театрализованной деятельности детей: "Число и цифра семь"

Разделы: Работа с дошкольниками


В данном занятии мы позволили детям почувствовать себя артистами, очутиться в сказке и в игровой форме закрепить полученные ранее знания по развитию речи и формированию математических представлений. Став непосредственными участниками действия ребята знакомятся с числом и цифрой семь, составом числа семь, вспоминают сказки, знания о домашних животных. Таким образом, помимо формирования познавательного интереса, развития мышления, внимания, памяти и речи, решаются и воспитательные задачи. В занятии использованы материалы участников Фестиваля "Открытый урок" прошлых лет, к сожалению, их фамилии нам не известны.

Предварительная работа: изучение тем домашние животные и домашние птицы, разучивание ФКМ "Дни недели", пальчиковой гимнастики "У меня сестренок семь", чтение русских народных сказок, обыгрывание их при помощи кукольного театра, разучивание сказки "Бобовое зернышко", изготовление: ковер с геометрическими фигурами, ростовые куклы, картины из ткани со сказками, косы из фанеры, лоскутное одеяло.

Цели:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей по темам: домашние животные и домашние птицы.
  • Знакомить с произведениями русского народного творчества
  • Обучать детей переносить сюжет сказки в игру с использованием различных видов театра
  • Закрепить умения считать до 7. Познакомить с числом и цифрой 7, составом числа 7.
  • Продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов
  • Закрепить представления о геометрических фигурах
  • Закрепить знания детей о днях недели
  • Продолжать учить ориентироваться на ограниченной плоскости, пользоваться словами "слева", "справа", "вверху", "внизу", "между", упражнять в ориентировке на листе бумаги
  • Продолжать формировать у детей умение выкладывать сериационный ряд из семи предметов по высоте (начиная с самого высокого, заканчивая самым низким и наоборот).

Развивающие:

  • Развивать навыки ориентировки в пространстве от себя
  • Развитие познавательных процессов и эмоциональной выразительности
  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Развивать мышление, память и слуховое внимание
  • Формировать лексико-грамматический строй речи, развивать темп речи и силу голоса
  • Формировать познавательный интерес, желание учиться и работать
  • Формировать интерес к литературным произведениям, эстетический вкус Воспитывающие:
  • Воспитывать бережное отношение к окружающим
  • Воспитывать умение внимательно слушать педагога и четко выполнять его инструкцию
  • Воспитывать чувство справедливости, взаимовыручки, дружеское отношение друг к другу; бережное отношение к природе и ее обитателям

Словарная работа: антракт, экскурсия, занавес, кузнец, театр, ширма.

Демонстрационный материал: "ковер самолет", сундук, письмо, ростовые куклы, косы из фанеры разной высоты-7 шт, ширма, картины с изображением сказок, коврик из ткани- состав числа 7 .

Раздаточный материал: палочки Кьюзенера, карточки с зашифрованным заданием, планшеты в клетку, фотографии.

Ход занятия

1. Орг. момент:

Дети за воспитателем и логопедом входят в группу, здороваются с гостями и находят сундук.

Логопед: Ребята, наверно, этот сундук для нас. Давайте посмотрим, что внутри. Дети: Давайте.

Логопед открывает сундук, а в нем лежит письмо. Логопед: Интересно, что же написано в этом письме.

"Ребята, приглашаю вас к себе в гости - волшебную страну. Я покажу вам много интересного" Подпись - СКАЗКА.

Логопед: Ребята СКАЗКА приглашает нас к себе в гости.

Воспитатель: Посмотрите, в сундуке находится не только письмо...

Дети подходят к сундуку и заглядывают в него.

Логопед: Что же там еще лежит?

Дети достают "ковер самолет" из сундука.

Воспитатель: Что это?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно это ковер, но не обычный, а сказочный "ковер-самолет".

2. Основная часть.

1) Воспитатель: Тогда не будем задерживаться и отправляемся в гости к сказке. Воспитатель раскидывает ковер, на котором изображены геометрические фигуры.

Логопед: Посмотрите, какой необычный и красивый наш ковер. Что же на нем изображено?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель приглашает детей встать вокруг ковра-самолета. Играет тихая музыка.

Воспитатель: Считаем вместе до пяти:

Один, два, три, четыре, пять- перед тем как нам взлетать

Все фигуры мы должны пересчитать.

Здесь квадратов сколько?- ...6,

Прямоугольников?-.. .4

Про круги вы не забыли? -...на ковре их ровно 5, треугольников -...3, а овалов- их четыре.

Логопед: Все фигуры пересчитали, можем взлетать. Займите места на ковре-самолете.

Сядьте в два ряда друг за другом.

Тихо, тихо вы садитесь и держитесь за ковер.

О, ковер наш самолет - отправляемся в полет.

Воспитатель: Внимательно слушайте, о чем будет говориться в стихотворении и выполняйте все необходимые действия:

Вот летим мы над полями
Вот и море перед нами,
Вижу лодку, рыбака,
Море шире, аль река?
1, 2, 3, 4- ну, конечно, ...(море шире).

Вот над нами темный лес
Ветки тянет до небес.
В нем дровишек целый груз,
Выше дерево иль куст?
(дерево ниже, а куст ниже).
1, 2, 3, 4,5-не ошиблись вы опять.

Справа горы высоки. Покажите и скажите где?
Слева- реки глубоки. Покажите и скажите, где реки?
Впереди большой овраг. Где овраг? Покажите.

Ой!!! Ковер клонится назад.
Чтоб на нем нам удержаться,
нужно вперед нам наклоняться.
Все опасность миновала.

Воспитатель: Вот мы и прилетели.

2) Логопед: Мы с вами оказались в гостях у сказки, в театре. Посмотрите, сколько зрителей собралось, да это же наши гости. Интересно, в какую сказку мы попали?

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на ширме какая-то записка, наверное для нас. Давайте прочитаем ее.

Записка: Выполните на сказочных листочках задание и вы узнаете, какая сказка здесь будет показана.

Воспитатель: Как вы думаете, что здесь нужно сделать?

Ответы детей (нарисовать изображение по цифрам и стрелочкам). Воспитатель: Тогда проходите к листочкам и выполняйте задание.

Работа на планшете в клетку.

Задание: нарисовать то, что зашифровано на карточках (на мольберте висят планшеты в клетку и над каждым задание: например: 3 + , 2 i ...ив итоге получаются изображения ...петуха, курицы, коровы, женщины и мужчины).

Логопед: Ребята, в какой сказке, сказочные герои: петух, курица, корова, хозяйка и кузнец.

Дети вспоминают сказки, говорят свои предположения.

Логопед: Правильно, "бобовое зернышко".

Звонит телефон. Воспитатель берет трубку и с кем-то разговаривает. Воспитатель: Ребята, позвонили артисты, они не успевают приехать к началу спектакля. А вы хорошо знаете сказку "Петушок и бобовое зернышко". Давайте заменим артистов.

Звенит звонок и дети проходят за ширму.

Воспитатель: Представление начинается.

3) Сказка:

Сказочница: Жил-был петушок и курочка. Петушок все торопился, торопился, ел бобовое зернышко, да подавился. Бросилась курочка к корове:

Курочка: Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

Коровушка: Курочка, ступай скорей к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы. Бежит курочка к хозяину.

Курочка: Хозяин, хозяин. Дай скорее коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

Хозяин: Беги скорей к кузнецу за косой. Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:

Курочка: Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком...

Занавес закрывается. А у нас антракт

Логопед:. Артисты выходите к нам и пока вы отдыхаете, мы пройдемся по театру и рассмотрим его, может еще, что интересного увидим.

Дети за воспитателем и логопедом проходят по залу. Перед детьми стоят косы разной высоты.

Воспитатель: Посмотрите, кузнец в это время косы точил. Сколько кос он уже наточил? (6)

- А сколько у него в руках? (1)

- Сколько будет всего наточенных кос? (7)

- Как получили число 7? (к 6 добавили 1 и получили 7)

Воспитатель показывает демонстрационную цифру 7.

Воспитатель: На какой предмет похожа цифра 7? (на косу)

Стихотворение:

Цифра 7, цифра 7
Цифра легкая совсем.
Я косу принесу
Нарисую ту косу.

Воспитатель: Давайте вместе нарисуем цифру 7 в воздухе. Дети рисуют в воздухе цифру 7.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, все ли косы у кузнеца одинакового размера? (нет)

- Давайте поможем расставить все косы по высоте, начиная с самой низкой, заканчивая - самой высокой. Расскажите о высоте кос слева- направо, затем справа-налево.

- За косой пришел хозяин (ростовая кукла), подберите ему нужную косу по высоте (дети подбирают косу одинакового размера с ростом хозяина).

Логопед: Ребята, мы с вами находимся в театре, давайте вспомним сказки, в названии которых встречается число семь ("Белоснежка и семь гномов", "Волк и семеро козлят", "сказка о мертвой царевне и семи богатырях"). А мы еще знаем сказки, в которых участвуют семь героев, назовите их ("колобок", "репка").

Воспитатель: Какие же вы молодцы. Продолжаем нашу экскурсию по театру. (воспитатель подводит детей к доске, на которой прикреплены фотографии артистов и девочки, которая выполняет разные дела по группе). Ребята, посмотрите, какие красивые фотографии. Давайте рассмотрим, может мы кого-нибудь знаем на этих фотографиях?

Ответы детей, (это дети из группы)

Воспитатель: Да, конечно же, это наши артисты. А еще здесь находятся фотографии девочки Ани, что она на них делает?

Ответы детей (стирает, подметает, печет калач, ищет мяч, моет чашки, покупает торт)

Воспитатель: Давайте вспомним стихотворение "дни недели" и все вместе будем выполнять те движения, о которых рассказываем.

ФКМ "Дни недели"

В понедельник я стирала
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденье.

Воспитатель: А сколько дней в неделе? (семь дней недели). А на сколько хорошо вы знаете дни недели, мы сейчас и посмотрим.

Игра "Дни недели"

Фотографии в беспорядке прикреплены на магнитной доске с действиями девочки и артистами.

Воспитатель: Возьмите по одной фотографии с девочкой Аней и разместите эту фотографию под той цифрой, которая обозначает день, когда Девочка выполняла это действие.

Дальше идет обсуждение ("В понедельник Аня стирала, понедельник это первый день недели...")

Воспитатель: Ну, молодцы, дни недели вы знаете. Пора отправляться дальше. Нас еще ждет много интересного.

Дети с воспитателем и логопедом проходят немного дальше по группе.

Логопед: Посмотрите, что это делает бабушка? (сидит ростовая кукла, в руках у нее черная палочка-число 7 из палочек Кьюзенера, иголка и кусок ткани).

Логопед: Ребята, бабушка хочет сшить лоскутное покрывало, но никак не может составить для него узор. Давайте поможем ей и составим узор из палочек.

В это время на ковре воспитатель выкладывает палочки Кьюзенера и ковролиновые коврики.

Воспитатель: Проходите на коврик, садитесь и будем выкладывать узор. Но сначала подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика "У меня сестренок семь"

У меня сестренок семь,
Помогать я буду всем
С пашей- сеять,
С Дашей- жать,
С Леной- куклу наряжать,
С нюрой- стряпать,
С Шурой- шить,
С верой- сено ворошить,
Песни петь с Марусенькой,
Самою малюсенькой.
Движ. считаем пальчики
Движ. Кормление птиц
Имитируем движ.серпом.
Выполняем повороты в стороны, руки на поясе
Помешиваем воображ.суп в кастрюле
движ.руки с иглой при шитье
Наклоняемся, не сгибая коленей, двигаем кистями рук
Хлопают в ладоши
Приседают, держа ладонь невысоко над полом.

Логопед: Ребята, мы находимся в театре, а здесь все наполнено волшебством. Давайте сделаем подарок бабушке. А поможет нам в этом волшебная коробка.

Воспитатель дает логопеду коробку.

Логопед: Аккуратно положите свои работы в эту волшебную коробочку. Закройте глазки.

В это время воспитатель быстро меняет коробки, дает логопеду такую же коробку, но с лоскутным ковриком внутри.

Логопед: Открывайте глазки. Давайте посмотрим, что же у нас появилось в коробке.

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а что же обозначает этот узор на коврике?

Ответы детей.

Воспитатель прикрепляет коврик к мольберту.

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим коврик и скажем, как же мы можем получить число 7?

Обсуждение:

Из семи единиц

  • 1 и 6
  • 2 и 5
  • 3 и 4
  • 4 и 3
  • 5 и 2
  • 6 и 1

Звучат три звонка. Дети проходят за ширму и продолжают сказку.

Сказочница: Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке. Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко проскочило. Петушок вскочил и во все горло закричал:

Петушок: ку-ка-ре-ку.

Воспитатель: Какие же молодцы наши артисты. Наш ковер-самолет ждет нас. Занимайте места. А сказке говорим- спасибо, было очень интересно.

- Раз - два - три - четыре - пять
Вот и в группе мы опять.

Подведение итогов:

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами опять в нашей группе. Где же мы были? (в театре) Какую сказку смотрели? Какие задания выполняли? Кому помогали? Давайте попрощаемся с гостями и пойдем собираться на прогулку.