Воспитание юного эколога. Из опыта работы детского сада

Разделы: Работа с дошкольниками


Удивительный мир природы. Он встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, тихий пруд с зелеными берегами, золотистое поле пшеницы. Эти памятные картины согревают сердце во взрослой суетной жизни.

Дошкольное детство начальный этап становления человеческой личности и в этот период закладываются основы личностной культуры, в том числе и экологической.

Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы. Вот поэтому наш детский сад уделяет большое внимание экологическому воспитанию.

Природа, которая окружает наш детский сад, позволяет воспитателям организовать систематические наблюдения за растительным и животным миром воспитывать у детей навыки гуманного отношения ко всему живому.  Для работы по экологическому воспитанию в каждой группе созданы уголки природы.

   

Имеется уголок экспериментирования. Он представлен в виде опытного уголка и мини-огорода. На своем «огороде» мы выращиваем зеленый лук, рассаду томата и цветов. Детям очень нравиться исполнять роль дежурного на «огороде». Выращенный лук вставляем в рацион питания.

Руками педагогов в каждой группе создан «Зимний сад», где находятся различные комнатные растения.

На территории детского сада проложена экологическая тропинка, выполняющая познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.
Она представлена садом, где дети наблюдают за цветением деревьев, образованием плодов яблони, вишни, смородины.

Для того чтобы не только познакомить детей с овощными культурами, но и привить им простейшие навыки по уходу за ними создан огород, на котором растут различные овощные культуры. Приятно наблюдать, как зеленеет укроп, цветут кабачки, вытягивается лучок. Овощи, которые дети вырастили своими руками, используются для приготовления блюд и меню детского сада.

Весной, как только тает снег, на клумбах появляются первые цветы.  Мы, воспитатели, вместе с детьми ежегодно сажаем астры, бархатцы, георгины, анютины глазки. Эти замечательные цветы радуют глаз и украшают территорию круглый год.

Кроме того, на территории детского сада создан аптечный огород, где дети знакомятся с лекарственными растениями, такими как ромашка, тысячелистник, подорожник, чистотел, ландыш, полынь горькая, крапива.

На участке растут берёза, рябина, осина, клён, ясень, сирень, липа, ель – эти деревья устойчивы к загрязнению городской среды. Например; тополь и рябина способствуют ионизации воздуха, амер.клён выделяет органические вещества, губительные для микробов, а наилучшими шумозащитными свойствами обладают клён, тополь, липа.

Дети нашего детского сада имеют возможность наблюдать за жизнью живого муравейника.

Педагоги дают детям знания о направлении и силе ветра, наблюдая за флюгером

 

На участке нашего детского сада создан уголок поля. Работа началась в прошлом году. Цель этой работы заключалась в том, чтобы дать детям знания о родственных растениях, принадлежащих  к  семейству  злаковых,  наглядно  пронаблюдать  разницу.  Дать понятие озимые
зерновые культуры. Показать насколько труден труд земледельца. Воспитывать уважение к труду и хлебу. Дети сами подготовили землю, отделили зерна от плевел и посеяли озимые пшеницу и рожь.

Затем работы возобновились весной: посевы очищались от сорняков и вредителей, удобрялись.

А вот и долгожданный урожай!

 

В этом году для посева зерновых озимых культур будут добавлены ячмень и овес. Дети получат знания об яровых культурах.

Также в нашем детском саду работает кружок «Юный эколог», руководитель кружка Романова Н.В., Бондарева С.А.

Для подготовки занятий кружка используется большое количество методической литературы. Это пособия:

  • С.Н.Николаевой «Воспитатели экологической культуры в дошкольном детстве»
  • Н.А.Рыжовой «Экологическое воспитание в детском саде» и «Не просто сказки»
  • «Природа и ребёнок» под ред. Р.К.Шелховой.

Занятие кружка проводиться в соответствии с перспективным планом 2 раза в неделю. Их посещают дети со средней группы.

Задачи кружка следующие:

  •  развивать наблюдательность и любознательность детей;
  •  формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений;
  • развивать эстетическое восприятие природных явлений;
  • упражнять в определении состояния погоды;
  • закреплять представления о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;
  • воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому;
  • воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.

Кружковые занятия  проводятся как в группе, так и на территории детского сада и за пределами.

Формы работы кружка самые разнообразные. Например; организуется заочная «выставка домашних питомцев», на которой дети не только рассказывают о своих любимцах, но и делятся собственным опытом воспитания и ухода за животными.

 

Итоговые занятие проводятся в виде КВНов, различных интеллектуальных игр: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес». Итоговым занятием по теме «Водное царство» послужила интеллектуальная игра «Морские знатоки».

 

Кроме того, в план введены эколого-оздоровительные прогулки и экскурсии: «Экскурсия в огород», «Экскурсия на клумбу с цветами», «Экскурсия на Каму», «Экскурсия на луг». Для того чтобы дети имели возможность последовательно и систематически изучать сезонные явления природы, в старшей группе - две экскурсии на водоём: осенью и в разгар зимы.

Наблюдения, которые организуются в ходе занятий, являются основой и составляющей частью всей работы, т.к. целенаправленные наблюдения за живой и неживой природой в разное время года дают возможность сравнивать наблюдаемые объекты, определить влияние природы на изменение этих объектов.
С большим интересом проходят занятия, содержащие демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования при  ознакомлении со свойствами воды, воздуха, песка и т.д. В процессе занятий дети учатся высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

    

В нашем детском саду уже более двух лет практикуются детские исследовательские эксперименты, развивающие исследовательские занятия. Истоки этой деятельности уходят в то время, когда кружковой работе в детском саду стали уделять большое значение. И по праву родоначальником исследовательской деятельности является воспитатель Романова Наталия Владимировна, руководитель кружка «Юный эколог». Она очень чутко прочувствовала интерес детей к познанию окружающей действительности именно через исследования и эксперименты.
Так же эксперименты использовались воспитателями Левановой Ольгой Владимировной на занятиях по экологии, Бондаревой Светланой Анатольевной на занятиях по окружающему миру.

Матросова Ольга Александровна занимается экспериментированием уже в первой младшей группе.

В этом году в нашем детском саду разрабатывалось три основных исследовательских направления – «Проблема выживания зимующих птиц» (воспитатель Леванова О.В.), «Незнакомое  тесто» (руководитель интеллектуального кружка Николаева Н.В.), «Умная вода» (воспитатель Матросова О.А.).Очень большое значение нами уделяется работе с родителями, прежде всего через коллекционирование (коллекции перышек птиц, фотографий птиц, поделок).

Надо признать, что родители нашего детского сада всегда очень активно участвуют во всех наших начинаниях.

 

Осенью проводили выставку «Дары природы», где дети совместно с родителями изготавливали поделки из природного материала. Все участники были награждены грамотами.

Также совместно с родителями был проведен смотр-конкурс на лучшую кормушку. Приняли активное участие даже родители ясельной группы

В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:

  • Углублять знания детей об окружающих их объектах природы и природных явлениях;
  • Развивать познавательный интерес к природе, речь, мышление, память, умение формулировать выводы, математические умения, способствовать развитию понимания правильной картины мира;
  • Воспитывать аккуратность, умение слушать взрослого, терпение, бережное отношение ко всему живому.

Для того, чтобы отслеживать результативность работы и вовремя корректировать недостатки, 2 раза в год проводится диагностику (из журнала «Старший воспитатель» авторы Фокина, О.М.Разина). результаты диагностики позволяют наметить пути и способы дополнительной работы.

 

Список используемой литературы:

  1. «Экологическое воспитание в детском саду» Н.А. Рыжова
  2. «Наш дом – природа» Н.А. Рыжова
  3. «Природа и ребенок» Р.К. Шаехова
  4. «Воспитатели экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева
  5. «Семицветик» В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова
  6. Методическая литература под редакцией Л.Г. Горького и Т. Бондаренко.

Приложение 1