Использование технологии моделирования в процессе разучивания коммуникативных танцев-игр

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


Я работаю музыкальным руководителем в МКДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушением речи. Такие дети в силу своих психофизиологических особенностей испытывают трудности в общении с взрослыми и сверстниками, что мешает их благоприятной социализации и полноценному развитию. Коррекционная и развивающая работа с детьми требует специально организованных музыкальных занятий, которые способствовали бы развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей, содействовали бы устранению речевого нарушения и в конечном итоге, обеспечивали бы социальную реабилитацию дошкольников.

Коммуникативные танцы-игры, которые я активно использую в своей педагогической практике, содержат несложные движения, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, танцевальные импровизации. В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми, нормализации социального климата в детской группе, решению поведенческих и личностных проблем. Такие танцы как: «Брейк – миксер», «Веселые дети», «Ручеек», «Приглашение», «Финская полька» и многие другие пользуются особой популярностью у детей, и они готовы играть-танцевать в них на занятиях, праздниках и в свободной деятельности. Все это дает прекрасный эффект в коррекции развития детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях. Среди многообразия материала по музыкально-ритмическому воспитанию коммуникативные танцы-игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело…», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумать.

Дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают сложности во время разучивания танцев, т.к. слуховой анализатор перегружен (восприятие музыки, вычленение музыкальных фраз, окончаний, пытаются вспомнить следующие движение и при этом еще услышать инструкцию педагога). Поэтому, чтобы облегчить процесс запоминания, восприятия инструкций педагога, я максимально стараюсь перевести их в зрительный план. Это позволяет сохранить легкий, игровой характер процесса разучивания коммуникативных танцев-игр. Игры с моделями я начинаю с дошкольниками среднего, старшего возраста.

Основу для построения моделей предлагаю детям из раздела «слушание музыки», где на первичном этапе мы знакомимся с эмоциями и чувствами – это всем известные пиктограммы.

1 этап – это «прочтение» статичных моделей.

Пока звучит музыкальный фрагмент, дети занимают места согласно представленной модели. При этом, соблюдая 2 правила, которые появились у нас в процессе работы с такими моделями:

  • не трогать друг друга руками;
  • беззвучно

Такие модели я часто потом использую, если нужно собрать внимание детей. (Игра «Раз, два, три – ну-ка, повтори»).

Далее эти статичные модели трансформируются в подгрупповые (Игра «Займи место»). Сначала идет показ модели. Далее, звучит вступление на песню и дети самостоятельно занимают места.(Соблюдая 2 правила). Эти модели также потом используются в течение года с постепенным усложнением. Можно добавлять и соревновательный момент – «чья группа красивее и быстрее займет место».

2 этап «Чтение» моделей с движением.

Т.е. в наши статичные модели добавляется обозначение движения – стрелка.

Эти модели, перед тем как исполнять, мы вместе с детьми «проходим» без музыкального сопровождения. То есть, строим круг и двигаемся в ту сторону, куда показывает стрелка, а уже потом мы это повторяем под музыкальное сопровождение (из собственного опыта хочу заметить, что делать можно не более 3-х повторов на одном занятии, чтобы сохранить непринужденный, игровой характер процесса разучивания игры).

Хочется отметить, что авторы коммуникативных танцев-игр предлагают смену направлений и смену движения кругов для разнообразия игровых моментов. По опыту работы, для детей с тяжелыми нарушениями речи лучше сразу закрепить направление и круг, который будет совершать смену партнеров, и использовать это правило в последующих танцах-играх.

Далее, чтобы облегчить восприятие моделей, в круговых моделях, основываясь на 2-х этих правилах, я постепенно убираю стрелку. А где возможно, кружочки.

3 этап – это замещение картинки словесной моделью

Это происходит примерно через 3 занятия. Примеры: «Улитка», «Ручеек», «Противоход» и «По кругу».

Все мы знаем, что использование наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (т.е. использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.д.) появляется возможность применить наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, что нужно сделать в игре, предвидеть возможные результаты собственных действий. Что существенно облегчает разучивание коммуникативных танцев-игр и позволяет сохранить игровой характер танца. Мы «Учимся играя…»