Программа к курсу "Театральная мастерская"

Разделы: Внеклассная работа


Именно возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.

Таким образом, возникла идея создания проекта «Театральная мастерская». Я предлагаю материал из опыта моей работы по проектированию программы кружка «Театральная мастерская».

Учебно-тематический план на  четыре года

Тема занятий

Количество часов

Сроки

1-й год  обучения

1 Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. 

1

 
Культура и техника речи
2 Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»). Попробуем измениться.

1

 
3 Выпуск газеты «Слово в театре…».Давайте поиграем.

2

 
Ритмопластика
4 Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. Игровой урок.

1

 
5 Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). Одну простую сказку хотим мы показать.

3

 
Театральная игра
6 Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Играем пальчиками.

1

 
7 Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона. Постучимся в теремок.

1

 
8 Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»). Характеризуем героев сказки.

2

 
9 Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. Творческий пересказ сказки.

1

 
10 Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. Узнай героя.

1

 
11 Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций). Учимся говорить по-разному.

2

 
12 Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций). Учимся четко говорить.

2

 
13 Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций). Играем в рифмы.

2

 
14 Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. Рассказываем про любимые игры и сказки.

2

 
15 Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п. Сказочные рисунки.

3

 
16 Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями. Изобрази героя.

1

 
17 Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше – коллективное планирование следующего дела). Сочиняем новую сказку.

1

 
Этика и этикет
18 Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение). Играем в сказку.

1

 
19 Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет»). Наши эмоции.

1

 
20 Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет). Изображение различных эмоций.

1

 
21 Привычки дурного тона. (Этикет). Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса.

1

 
22 Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах».  Настроение героев.

3

 

 2-й год обучения

Культура  и техника речи
1 Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Школа – театр.

1

 
2 Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна». Театральное искусство.

1

 
3 Вечер «Знание – сила». Дорога в театр.

1

 
Ритмопластика
4 Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.). Что возьмем в театр.

1

 
5 Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», « Натюрморт», «Пейзаж». Когда нужно приходить в театр.

1

 
6 Сценические этюды (деление на группы, составление сценических этюдов). Театральные профессии.

1

 
7 Тренировка ритмичности движений.  В театре. Перед спектаклем.

1

 
Театральная игра
8 Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику). Антракт. Аплодисменты.

1

 
9 Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру). Создание спектакля.

1

 
10 Развитие воображения и умения работать  «в маске. В мастерской художника и костюмера.

1

 
11 Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками). Мастерская актера и режиссера.

1

 
12 Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. Придумываем и делаем костюмы.

1

 
13 Знакомство со сценарием сказки «Как  Иван-дурак черта перехитрил». Театральные маски.

1

 
14 Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.), репетиция отдельных сцен. Делаем декорации.

1

 
15 Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. В мастерской бутафора.

1

 
16 Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш. Пальчиковые куклы.

1

 
17 Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. Пальчиковые куклы.            2  
18 Выступление перед учащимися группы продленного дня. Пальчиковые куклы.

1

 
19 Анализ выступления. (Приглашаются воспитатели группы продленного дня). Делаем афишу и программки.

1

 
Этика и этикет
20 Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».  Делаем афишу и программки.

1

 
21 Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор»). Делаем афишу и программки.

1

 
22 Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. Учимся актерскому мастерству.

1

 
23 Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов). Учимся актерскому мастерству.

1

 
24 Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Приглашение. Дом, семья). Учимся актерскому мастерству.

1

 
Театральная игра
25 Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья – корова, лев – баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака). Пантомима.

1

 
26 Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства. Пантомима.

1

 
27 Творчество Крылова, чтение басни « Мартышка и очки». Балет.

1

 
28 Распределение ролей с учетом пожеланий   учащихся. Обсуждение костюмов, декораций. Изготовление масок. Балет.

1

 
29 Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. История театра.

2

 
30 Генеральная репетиция. История театра.

1

 
31 Выступление (творческий отчет на родительском собрании или выступление перед группой продленного дня).

1

 
32 Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные).

1

 

3-й год  обучения

 1 Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Изготовление «Уголка театрального кружка «Театральная  мастерская» .

2

 
Культура и техника речи
2 Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.

1

 
3 Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии.

1

 
4 Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»).

1

 
5 Составление небольшого рассказа «Многоликие слова».

1

 
6 Выпуск газеты «Игры ведут знатоки»  (обсуждение, подбор материала, распределение обязанностей).

2

 
Ритмопластика
7 Испытание пантомимой.

1

 
8 Тренировка ритмичности движений.

1

 
9 Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»).

1

 
10 Совершенствование осанки и походки.

1

 
11 Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина».

1

 
Театральная игра
12 Значение подробностей в искусстве.

1

 
13 Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий   

1

 
14 Основа актерского творчества – действие. «Главное – не в самом действии, а в с естественном зарождении позывов к нему». (К.С. Станиславский)

1

 
15
  • Сценические этюды на воображение.
  • Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста.
  • Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно).

1

 
16 Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций.

1

 
17 Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы).

1

 
18 Техника грима. Светотень.

1

 
19 О форме и пропорциях тела и лица. Гримы  лица.

1

 
20 Анализ мимики своего лица.

1

 
21 Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды.

1

 
22 Чтение и обсуждение инсценировки по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей.

2

 
23 Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций.

2

 
24 Генеральная репетиция. Оформление сцены.

2

 
25 Премьера. (Перед учащимися начальных классов)

1

 
26 Анализ выступления.

1

 
27 Обсуждение темы «Невежество ». Подбор материала, распределение обязанностей. Выпуск газеты « Станем вежливее» .

1

 
28 Этюды на движение, характерное для заданного образа (7-8 человек одновременно).

1

 
29 Чтение стихотворения в определенном образе. Сценический образ «Походка».

1

 

4-й год обучения

Этика и этикет
1 (Этикет). Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов.

1

 
2 (Этикет). Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Сценические этюды.

2

 
3 Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести. Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ.

1

 
4 Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей).

1

 
Театральная игра
5 Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). Изображение действием шума.

1

 
6 Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом» (1 человек).

1

 
7 Работа над упражнениями, развивающими   голоса.

1

 
8 Работа над образом. Сказочные гримы.

1

 
9 Знакомство со сценарием детского спектакля «Экология и охрана окружающей среды». (Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки)

1

 
10 Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.

1

 
11 Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов.

2

 
12 Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок.

1

 
13 Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление декораций.

2

 
14 Подбор музыкального сопровождения к сценарию.

1

 
15 Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки).

1

 
16 Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.

2

 
17 Премьера спектакля.

1

 
18 Анализ выступления.

1

 
Культура и техника речи
19 Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса.

1

 
20 Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение ситуаций.

1

 
21 Загадки – метаграммы и загадки – логогрифы. «Коварная» викторина при слова (Чувствование слова и умение мыслить нестандартно).

1

 
22 Беседа «Надежда». Сочинение – рассуждение по выбранной пословице.

1

 
23 Тестирование «особенности эмоций». Анализ теста.

1

 
24 Выпуск газеты «Твори, выдумывай, пробуй!». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей).

1

 
Ритмопластика
25 Пантомимический этюд – тень

1

 
26 Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность.

1

 
Этика и этикет
27 Круглый стол «Азбука общения»

1

 
28 Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»)

1

 
29 Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики).

1

 
30 Анализ работы за год

1