Урок "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Проверить умение детей распознавать имена прилагательные по общему значению и вопросам определять их признаки (число).
  • Сформировать умение описывать предмет, определять роль прилагательных в тексте-описании.
  • Способствовать развитию творческой активности учащихся.

Оборудование:

  • Учебник «Русский язык» для 2 класса, ч. 2, 2009, авт. В.П. Канакина.
  •  Большая репродукция картины Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».
  •  Карточки со словарными словами.
  •  Сигнальные карточки с гласными буквами.
  •  Карточки для составления предложений из слов.
  •  Аудиозапись Г.В Свиридов «Романс».

ХОД УРОКА

I. Мотивация

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня на уроке мы проверим , что вы знаете об имени прилагательном, будем составлять текст-описание по художественному произведению.

III. Актуализация знаний об имени прилагательном

1. Работа со словарными словами. Игра «Кто больше?»

Учитель. Я буду поочередно показывать карточки со словарными словами, в которых пропущены гласные. Вы будете поднимать сигнальную карточку с соответствующей гласной буквой.

м…г...зин ябл…ко ин…й
м…роз т…вар…щ п…суда
пл…ток ул…ца з…мл…ника

Почему в этих словах надо запомнить правописание безударных гласных?
Дети. Их нельзя проверить ударением.
У. Как можно проверить?
Д. Пользуясь словарем.
У. Кто больше подберет имен прилагательных к любому из данных имен существительных?
Д. Отвечают.
У. Как доказать, что подобранные вами слова – прилагательные? Что такое имя прилагательное?
Д. Имя прилагательное – часть речи. Оно всегда связано с именем существительным, как бы «прилагается» к нему.
У. Что обозначает имя прилагательное?
Д. Имя прилагательное обозначает различные признаки предмета: цвет, форму, вкус, размер, внутренние качества людей и животных, внешние качества человека.

2.  Упражнение в составлении словосочетаний и формировании умений ставить вопрос к прилагательному.

У. К данным на доске именам прилагательным подберите подходящие по смыслу имена существительные. Запишите  в тетрадь.

Русский язык, любимая …, грецкий …, зимнее …, душистая …,  сочные …, большая …, косолапый … .

У. Обозначьте стрелкой от какого слова надо ставить вопрос к имени прилагательному.
Д. Выполняют задание.
У. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Д. Какой? Какая? Какое? Какие?
У. Как определить имена прилагательные единственного и множественного числа?
Д. Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета, а во множественном числе – признак нескольких предметов.

3. Составление предложений из слов.

У. Наше последнее задание по обобщению знаний об имени прилагательном – составить из данных вам слов три предложения. (Дети получают карточки со словами.)

СВЕТИТ

СНЕГ

ЯРКОЕ

ТАЕТ

СОСУЛЬКИ

ПЛАЧУТ

МАРТОВСКИЙ

ДЛИННЫЕ

СОЛНЫШКО

 

У. Поработайте в парах. Запишите три предложения. Проверьте, что написал ваш товарищ.
Д. Читают составленные предложения.
У. Каким членом предложения будут прилагательные в записанных вами предложениях?
Д. Второстепенным членом предложения.
У. Молодцы. Вы все знаете об имени прилагательном.

Физкультминутка

IV. Составление текста по репродукции картины

1. Подготовительная беседа. (Звучит аудиозапись Г.В. Свиридов «Романс».)

У. Послушайте стихотворение:

Мы из цветов составляем букеты
И подбираем цветок за цветком.
Словно душистое свежее лето
Вместе с букетом приходит в наш дом.

Цветы, как люди на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие теплые костры.

У. С чем автор сравнивает цветы?
Д. Отвечают.
У. Хочу показать вам необычный букет. (Демонстрирует.)

– Это репродукция картины Федора Петровича Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Рассмотрите, пожалуйста, картину.
– Как вы думаете почему художник дал картине такое название?
Д. Высказывают свои предположения.
У. К какому жанру изобразительного искусства можно отнести это художественное произведение?
Д. Натюрморт.
У. Верно. Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов, размещенных в реальной бытовой среде и объединенных в группу.
Федор Петрович Толстой (1783-1873) был талантливым русским художником, скульптором, автором медалей в память Отечественной войны 1812 года.
Картина «Букет цветов, бабочка и птичка» – одна из самых известных работ художника.
– Что вам больше всего понравилось в картине?
Д. Делятся своими впечатлениями.
У. Каким получился букет?
Д. Яркий, летний, радостный, полевой, красивый.
У. К какой части речи относятся слова, которыми вы описываете букет?
Д. Имя прилагательное.
У. Какие названия цветов из букета вы знаете?
Д. Бархатцы, космея, душистый горошек, левкой, мак.
У. Какие прилагательные помогут описать каждый цветок выразительнее?
Д. Мак – красный с белой каймой. Бархатцы – ярко-оранжевые. Космея – яркая, розовая, блестящая, свежая. Душистый горошек – светло-розовый, нежный.
У. Какие еще предметы на картине привлекают вас?
Д. Бабочка, птичка.
У. Как художник изобразил бабочку?
Д. Бабочка широко раскрыла крылышки. Она желтого цвета с синими и зелеными крапинками. Она похожа на бабочку Махаон.
У. Да. Что привлекло бабочку, как вы думаете?
Д. Яркость букета и запах цветов.
У. Опишите птичку.
Д. Маленькая, экзотическая, с ярким оперением. Черные крылья с оранжевыми пятнами. Белая головка с красным пятнышком у клюва.
У. Нарядная птица, как щегол. Смотрит на нас внимательно.
– Что вы чувствовали, когда рассматривали эти предметы?
Д. Рассказывают о своих чувствах.
У. Теперь рассмотрите репродукцию картины, в «картинной галерее» вашего учебника.
Д. Рассматривают.
У. Какие детали картины вы можете описать еще?
Д. Цветы стоят в стеклянной вазе. На стеблях цветов насекомые. По листьям на столе ползет красная гусеница.
У. Вы очень внимательны. Действительно, в работах Федора Петровича много незаметных с первого взгляда деталей. Все живые и неживые предметы на картине отображают невидимые связи в природе.

Физкультминутка

2. Составление текста по картине.

У. Мы внимательно рассмотрели картину, подробно описали предметы на ней. А теперь попробуйте рассказать о ней так, как будто вы описываете картину человеку, который ее не видел.
Д. Рассказывают.

3. Запись текста.

У. Запишите 2-3 предложения по данной картине.
Д. Записывают.
У. Прочитайте. Какой текст у вас получился?
Д. Текст-описание.

V. Итог урока

У. Чему учились на уроке? Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию? Для чего в описательном тексте используются имена прилагательные?